Разбираем Titan Quest: Ragnarok
Сложно понять, чего THQ Nordic вообще хотела добиться этим дополнением. Узнать, ждут ли игроки полноценную вторую часть? Или попросту выпустить игру в популярном сейчас сеттинге (когда началась разработка аддона, мир уже услышал анонсы Hellblade: Senua’s Sacrifice, God of War (2018) и фильма «Тор: Рагнарек»)? В общем, черт их знает. Сам факт выхода Titan Quest: Ragnarok и впрямь удивил поклонников серии. Осталось понять, удалось ли авторам за год с небольшим создать крутое дополнение. И тут все зависит от того, с какой стороны посмотреть.
Осторожно, спойлеры!
Это все еще игра про мифы
Начнем с хорошего. Titan Quest многим запомнилась не только как хороший hackʼnʼslash-экшен с изометрией, но и как неплохая адаптация мифов Древней Греции (и легенд Древнего Египта и Китая). В этом плане Ragnarok от оригинала не отстает — это все еще очень «мифическая» история, в которой нашлось место нескольким ключевым персонажам скандинавских мифов (куда, правда, пропал Фенрир — загадка; может, отыщется на сложности выше).
Разумеется, с мифами игра не церемонится и подстраивает их под себя, в то же время умело используя традиционный сюжет «Локи опять натворил какую-то дичь, а все остальные это исправляют». За время своих путешествий вы побываете и в Асгарде, и по ветвям Иггдрасиля побродите, и в местный филиал Ада — Муспельхейм — спуститесь. Словом, программа будет богатая, и заскучать разработчики не дадут.
С интересными историями в рамках сюжета
Titan Quest: Ragnarok предлагает не только сюжетную кампанию на 8-10 часов, но и десятка два новых побочных заданий. Несколько сбивает с толку, что некоторые дополнительные квесты имеют разные концовки и предлагают вам сделать моральный выбор. Определенно не то, чего обычно ждешь от игр в жанре hackʼnʼslash, но Titan Quest это не мешает.
Задания, правда, по большей части стандартные: убей того, найди то, приведи этого. Причем львиная доля квестов не предполагает лишних телодвижений: пробежался по лесной поляне, ткнул пальцем в моба, и вуаля — квест закрыт.
Да и сюжеты у побочных заданий сильно разнятся. То это занятные истории, перерастающие чуть ли не в детективные квесты (в рамках жанра, конечно), то банальное «бандит занял торговый путь, сходи и убей его». И всем, в общем-то, наплевать, что разбойник возродится после того, как вы перезайдете в игру. Условности жанра, ничего не поделать!
С новыми возможностями (и штанами!)
В плане новых механик Ragnarok радует мало. Да, в игру добавили еще один класс, мастер рун (десятый по счету), и это позволило собрать до 45 классовых комбинаций. Но на этом все изменения и заканчиваются. Хотя нет, вру. Еще добавили новое метательное оружие.
Сам по себе мастер рун не плох — особенно в связке с ратным делом и на высоких уровнях. Имея при себе прокачанную ветку атаки двумя клинками и самую левую ветку в рунном мастерстве, можно без труда разносить небольшие армии, и ничего вашему герою за это не будет. Тем не менее особых восторгов новый класс не вызывает. Ну, есть и есть — и то хорошо.
Еще один момент, который авторы дополнения зачем-то вынесли отдельным пунктом, — штаны для персонажей. Правда, старым видам брони штаны почему-то дорисовать поленились (или решили, что грекам, жителям юга, они не нужны), поэтому, если вы не хотите, чтобы герой бегал с голым задом, предстоит найти ему новые сапоги. Почему сапоги? Потому что штаны — всего лишь визуальный эффект, а не новый отдельный слот снаряжения.
А еще с массой самоповторов
Мы понемногу подбираемся к проблемным вещам, которые встречаются в дополнении всюду. Здорово, что разработчики добавили новую сюжетную главу. Круто, что нарисовали штаны и ввели еще один класс. Вот только пока сценаристы работали, а отдел игровых механик хотя бы притворялся, художники попросту забивали на все и полгода не появлялись на рабочих местах. Вернувшись, они обнаружили, что через месяц наступит дедлайн, сроки горят, а босс обещает всех уволить, если ему три дня назад не принесут готовые концепты.
Понятно, что я сочиняю и утрирую. Но монстры и локации оригинальнее от этого не становятся. Да и внешний вид новых предметов, мягко говоря, тоже удручает.
Треть дополнения вы будете убивать самых разных бандитов. Без шуток: игра, основанная на богатой мифологии Греции и Скандинавии, главными врагами делает бандитов. Затем их сменяют тролли (с тем же набором анимаций), тех сменяют гиганты (огромные бандиты, анимации все те же) — и так до самого конца. Совсем уж до абсурда дело доходит, когда вы взбираетесь на Иггдрасиль и вместо уникальных врагов видите там тех же существ, что и раньше, только с припиской «… Иггдрасиля» в названии. Ну, и, может, с иной окраской.
Внешний вид локаций — тоже проблема. Вот тут у нас лес. А тут — темный лес с туманом. А вот тут — темный лес с туманом и прогнившими деревьями. Здесь — поляна. Тут — поляна с лужами. А вот тут — БОЛЬШАЯ поляна с лужами. Разнообразие!
Когда герой добирается до Иггдрасиля, Асгарда и прочих мифологических локаций, лучше не становится. Ветвь Иггдрасиля напоминает длинное и прямое шоссе, Асгард закатан в бетон и представляет собой одну большую площадь… да, местами на локации приятно смотреть, этого не отнимешь, но выглядят они все равно крайне скудно и нелепо.
И командой тестеров в бегах
Забавный факт о моем домашнем PC: он пусть и не новый, но исправно тянет все современные игры на высоких настройках. Чего уж, даже Wolfenstein II: The New Colossus выдавал на нем от 100 до 115 FPS, пришлось шаманить и вручную опускать до 60, чтобы не надоедало. В то же время игра с графикой из 2006 года умудряется на моем PC лагать так, будто я пытаюсь запустить Demon’s Souls на эмуляторе, да еще и в нескольких окнах.
Если без шуток, то надо признать, что оптимизацией Ragnarok явно никто не занимался. Погодные эффекты и серьезные заклинания (в основном на снежных локациях) роняют FPS куда-то в Тартар. Персонаж частенько застревает пяткой в неприметных камнях, которые лежат у стен в пещерах. Да и AI творит удивительные вещи: один из боссов в конце игры, Трюм, просто бегал вокруг моего персонажа, пока я вытрясал из злодея остатки мозгов. Пару квестов я и вовсе не смог сдать из-за того, что NPC не хотели с моим героем разговаривать.
С [Localization not found] и косяками со звуком
Еще одна проблема дополнения связана с переводом (хотя, полагаю, частично она есть и в оригинальной версии). Дело в том, что у некоторых предметов криво прописаны названия, из-за чего можно встретить вещи вроде «[fs]ученая[ms]ученый[np]ученые[ns]ученое — gender not found. Наручи тролля». Я поначалу думал, что ошибка единичная, пока не наткнулся на россыпь таких предметов в одной пещере.
И на десерт — перепутанные (или попросту кривые) звуковые дорожки. Бандиты регулярно начинают мычать как коровы, спрашивать посреди боя о новостях и сокрушаться по поводу того, что, мол, капуста остыла. Некоторые существа при смерти издают звук, втрое превышающий по громкости все остальные звуки в игре. Золотую медаль «за звук» забирают огненные великаны-женщины, чьи стоны просто надо слышать — это нечто бесподобное.
И с проблемами в балансе
Если вы хотите играть в Ragnarok новым героем, то ни в коем случае этого не делайте. Да, вам сразу дадут героя 40-го уровня, кучу статов и очков навыков, а также миллион золота. Но все равно играть за нового персонажа не имеет смысла — даже если у вас нет старого. В таком случае куда разумнее будет начать игру сначала, чтобы не повторить моих ошибок.
Дело в том, что этот самый герой 40-го уровня окажется куском мяса без каких-либо прав в мире игры. Кроме как по пятому акту вам путешествовать не дадут — телепорты будут заблокированы, и поди пойми, баг это или фича.
Играть же на «нормальной» сложности (выбрать сложность выше вам сперва просто не дадут) — безумие в квадрате, так как падать с врагов будут в лучшем случае «синие» шмотки (ни одной хотя бы старой «фиолетовой» вещи за все дополнение я так и не нашел). Да и те, скорее всего, окажутся из оригинала или предыдущего дополнения, Titan Quest: Immortal Throne.
Чтобы найти новые шмотки, надо идти на уровни сложности выше или же до посинения гриндить боссов в конце игры. Понимаю, что Titan Quest — это игра про гринд ради гринда, но вдруг я просто хочу посмотреть, что разработчики там вообще нарисовали.
Итог
Titan Quest: Ragnarok предлагает немало нового контента, в отличие, например, от Diablo 3: Rise of the Necromancer Pack, и стоит дешевле. Но тут следует помнить, что Diablo 3 поддерживают патчами и постоянно добавляют свежий контент, а Ragnarok за свои деньги предлагает новую — занятную, не спорю — историю, штаны Шредингера и сомнительный дизайн врагов и локаций.
В Steam хватает положительных отзывов от игроков, которые ставят пальцы вверх исключительно из-за того, что Titan Quest вернулся. Вернулся, это здорово. Если дополнение хорошо зайдет, THQ Nordic, возможно, задумается о второй части, это тоже круто. Но вот стоит ли дополнение своих денег — вопрос хороший.
Если вы в свое время пропустили Titan Quest и желаете приобщиться, то вам следует сыграть в Anniversary Edition и Ragnarok. Если вы поклонник серии, то, скорее всего, уже купили дополнение. А вот если вам просто интересно, чего это там такое вышло десять лет спустя, то бежать в Steam сломя голову, пожалуй, не стоит.
По крайней мере, дождитесь патчей. Может, хоть технические проблемы исправят.