18 августа 2014
Обновлено 09.05.2015

Рассвет и закат студии Ghibli

Меня всегда восхищали люди, осуществившие свои мечты. И не важно, насколько большими были эти мечты. Для одних — это новый автомобиль, для других — увидеть свою книгу опубликованной. Хаяо Миядзаки, обожавший самолеты, не стал летчиком, но в своем творчестве вновь и вновь возвращался к полетам, как во сне, так и наяву. «Ветер крепчал», последний фильм мастера, этот удивительный полет завершил. Никто не знает, что ждет в будущем основанную им студию Ghibli. Но мы всегда можем заглянуть в ее фантастическое прошлое.
Меня всегда восхищали люди, осуществившие свои мечты. И не важно, насколько большими были эти мечты. Для одних — это новый автомобиль, для других — увидеть свою книгу опубликованной. Хаяо Миядзаки, обожавший самолеты, не стал летчиком, но в своем творчестве вновь и вновь возвращался к полетам, как во сне, так и наяву. «Ветер крепчал», последний фильм мастера, этот удивительный полет завершил. Никто не знает, что ждет в будущем основанную им студию Ghibli. Но мы всегда можем заглянуть в ее фантастическое прошлое.

Хаяо Миядзаки с детства любил самолеты. Эту любовь ему привил отец. Но еще больше он любил писать и рисовать. Молодой и мало кому известный, Миядзаки-сан уже тогда хотел совершить революцию в японской анимации, «вдохнуть в нее свежее дыхание». И именно с этой целью вместе с Исао Такахатой он основал Studio Ghibli, названную в честь итальянского самолета времен Второй мировой войны Caproni Ca.309 Ghibli, который, в свою очередь, носит ливийское имя юго-восточного ветра Сирокко.

Официально первым фильмом «Гибли» является «Небесный замок Лапута» (1986). Но фундамент студии был заложен еще во время работы над «Навсикаей из Долины ветров» (1984). Собственно, костяк молодой Studio Ghibli – это сотрудники Topcraft, которой было поручено нарисовать «Навсикаю». В основу этого фильма легла одноименная манга за авторством самого Миядзаки. Публиковалась она на страницах Animage с февраля 1982 по март 1984. А тогдашний главный редактор журнала Тосио Судзуки впоследствии стал управляющим директором «Гибли». Этот пост остается за ним и по сей день. А «Навсикая из Долины ветров» по-прежнему считается одним из лучших творений японской школы анимации.

За двадцать девять лет своего существования студия «Гибли» выпустила двадцать два полнометражных фильма, пятнадцать короткометражек, а также несколько музыкальных клипов и рекламных роликов. Но знаковыми стали далеко не все из них. В 1988 году «Гибли» выпустила сразу две картины – «Могила светлячков» и «Мой сосед Тоторо». Обе определили дальнейшую судьбу студии. Первая получила ряд престижных наград. А второй, благодаря невероятной популярности Тоторо (символ «Гибли»), и, как следствие, высоким продажам сопутствующих товаров, обеспечил студии Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты безбедное будущее.

Тем не менее, вплоть до выхода на широкие экраны в 2001 году «Унесенных призраками» на Западе о «Гибли» и Миядзаки слышали немногие. Все изменилось после того, как в 2003 эта картина получила «Оскар» как «Лучший полнометражный анимационный фильм». Среди других престижных наград «Унесенных призраками» – «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля и четыре «Энни». После «Унесенных призраками» распространение получили и более ранние произведения «Гибли» – «Порко Россо» (1992), «Шепот сердца» (1995), «Принцесса Мононоке» (1997). Все последующие работы студии быстро лицензировались не только в Европе и Америке, но и в России. «Ходячий замок Хаула» (2004) и «Рыбка Поньо на утесе» (2008) получили несколько наград на международных кинофестивалях.

В 2006 году состоялся режиссерский дебют Горо Миядзаки, старшего сына Хаяо Миядзаки. Мнения критиков относительно его первой работы – «Сказания Земноморья» – разделились. Но в целом фильм можно считать успешным. Вторая работа Горо – «Со склонов Кокурико» – пошла еще дальше и заняла первое место по итогам японского кинопроката в 2011 году. Насколько сильно она повлияла на творчество Миядзаки-младшего, непрофессионалу сказать сложно. Возможно, все станет ясно после выхода первого аниме-сериала Studio Ghibli: «Рони, дочь разбойника» создается по мотивам одноименного романа знаменитой детской писательницы Астрид Линдгрен. Премьера запланирована на этот год.

Но не одним аниме теперь славится «Гибли». В 2008 году студия решила поучаствовать в разработке видеоигры: состоялся анонс Ni no Kuni для портативной консоли Nintendo DS. Приключения 13-летнего Оливера полностью соответствуют духу «Гибли». Особенно в версии для PlayStation 3, вышедшей на территории Японии в ноябре 2011 года. Она, как говорят сами разработчики, отражает фирменный графический стиль студии. Поэтому неудивительно, что игра быстро стала популярной за пределами Страны восходящего солнца. Локализациям в Европе и Америке дали зеленый свет. А спустя год и два месяца магией Ni no Kuni смогли насладиться все те, кто не говорит по-японски.

Летом прошлого года 73-летний Хаяо Миядзаки объявил о своем уходе из Studio Ghibli. А в сентябре, в рамках 70-го Венецианского кинофестиваля, заявил, что «Ветер крепчает» станет его последней картиной. Для Studio Ghibli, да и для всей японской анимации решение Миядзаки стало настоящей трагедией. Тем не менее, компания все же продолжила работу: 19 июля 2014 года на широкие экраны вышли «Воспоминания Марни» за авторством Хиромасы Ёнэбаяси.

Но одной искорки, судя по всему, было недостаточно, чтобы пламя «Гибли» разгорелось с новой силой. По словам Тосио Судзуки, студия возьмет паузу, чтобы понять, что делать дальше. Однако, как говорит генеральный директор, не исключено, что в ходе реструктуризации «Гибли» навсегда лишится производственного отдела, сохранив за собой лишь всемирно известный бренд.

Комментарии 90
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Папа Ёж
Папа Ёж
Смотрел только "Ветер крепчает", но был поражен размахом таланта и великолепием таланта автора, но нельзя оставить без внимания всю студию Ghibli. Большой поклон им