09 ноября 2010Игры
Обновлено 09.05.2015

Пятьсот тысяч миллиардов копий в секунду

Среди вещей, которые меня по-настоящему раздражают, игровые блокбастеры стабильно и уверенно удерживают свое место в первой пятерке, лишь время от времени уступая лидирующие позиции собакам, феминисткам, соседям и прочим вредоносным факторам окружающей среды, с которыми вынужден мириться любой проживающий в цивилизованных районах земшарика человек. Раздражают они меня не только тем, что примерно за неделю до выхода очередного "Call of что-то там" Канобу начинает трещать по швам от посвященных понятно чему воплей и рецензий, написанных по итогам знакомства с пиратской копией игры. Меня бесят их дикие, кричащие, варварски роскошные продажи.
Среди вещей, которые меня по-настоящему раздражают, игровые блокбастеры стабильно и уверенно удерживают свое место в первой пятерке, лишь время от времени уступая лидирующие позиции собакам, феминисткам, соседям и прочим вредоносным факторам окружающей среды, с которыми вынужден мириться любой проживающий в цивилизованных районах земшарика человек. Раздражают они меня не только тем, что примерно за неделю до выхода очередного "Call of что-то там" Канобу начинает трещать по швам от посвященных понятно чему воплей и рецензий, написанных по итогам знакомства с пиратской копией игры. Меня бесят их дикие, кричащие, варварски роскошные продажи.

Последняя на данный момент Call of что-то там (также известная в узких кругах под псевдонимом Call of Duty: Black Ops), еще не успев толком выйти, бьет рекорды по количеству предварительных заказов и, если верить аналитикам, может продаться тиражом в 18 миллионов копий. Что, кстати, не так круто, как у предыдущей части чтототама - Call of Duty: Modern Warfare 2 благополучно преодолела отметку в 20 миллионов. Тем временем по соседству Bethesda и Obsidian весело пляшут, успевая страстно лапать друг дружку за разные места в процессе - их Fallout: New Vegas выпущен тиражом в пять миллионов копий, что, если верить Bethesda, вкупе с цифровыми продажами уже дало издательству 300 миллионов “грязных” долларов.

Пятьсот тысяч миллиардов копий в секунду - фото 1

И вот так пять миллионов раз. Ну, почти так - это коллекционное издание.

И далее в том же темпе под ту же музыку. Доходит уже до того, что почетную медаль “заслуженный блокбастер” и продажи на уровне лучших домов Парижа и Лондона вешают на не то что вышедшие недавно или не вышедшие вообще, а даже на не анонсированные еще игры. Это я, если кто еще не догадался, про моего любимого аналитика Майки Пэктера и новый суперсекретный проект Bungie, про который пока известно только то, что он скорее есть, чем нет. Прогноз Майки строится на трех китах: Bungie, Activision, Мультиплатформа. Создатели Halo известны, как доверенные поставщики блокбастеров для нашей вселенной, издатели Call of Duty обладают необходимыми ресурсами, чтобы продать даже черную краску для волос китайцам, мультиплатформа говорит сама за себя. Сложив два и два Пэктер приходит к выводу, что новая игра Bungie вполне может вылиться в очередной мега-гига-порно-блокбастер уровня той же Call of Duty и продаться сопоставимым тиражом. То есть, миллионов двадцать. Игра, про которую неизвестно ровным счетом ничего. И которая появится черт знает когда. И будет, соответственно, черт знает чем - может даже интерактивным скринсейвером с полуголыми бабами и человеком, подозрительно похожим на Мастера Чифа.

Пятьсот тысяч миллиардов копий в секунду - фото 2

В офисе Bungie можно посадить небольшой самолет. А в Африке тем временем дети голодают!

И мне, в общем, не жалко. Продается очередная CoD тиражами, которые можно рассчитывать по формуле “две копии на каждого живого человека на планете” - да и ладненько. Я, может, даже куплю штучку раз в три года, чтобы быть в курсе последних тенденций из мира туго заскриптованных рельсовых шутеров. Нравится людям платный открытый бета-тест под названием Нью-Вегас - их дело, а мне до лампочки. Пугает только, что на фоне громогласных успехов этих проектов чуть более другие игры тонут, не успев даже пропищать прощальное “SOS”.

Воспетая всеми адекватными поэтами ойкумены Enslaved, как говорят в лентах новостей, “не оправдала возложенных на нее ожиданий” и это не есть хорошо. Потому что ожидания следует оправдывать, особенно если их на тебя возлагают люди, которые финансируют твои игры. А Enslaved не потянула - к данному моменту она застряла на отметке 800 тысяч копий, в то время как Namco Bandai целилась в миллион. 800 тысяч - результат более чем солидный для игры без прошлого от разработчиков без особых заслуг (дорогие фанаты Heavenly Sword - заткнитесь, пожалуйста, хоть на секунду). Наверное, его хватит на сиквел, про который Ninja Theory уже заикалась. Возможно, Namco Bandai смирится - благо ей в последнее время к проваленным прогнозам и отметке “теперь нам точно пиз…” в графе “доходы от игр” не привыкать. Но это не может не тревожить.

Пятьсот тысяч миллиардов копий в секунду - фото 3

Поддержи Манки и Трип - купи лицензионную копию Enslaved! Или две.

Потому что мы уже никогда не увидим сиквел Alpha Protocol - кривоногой игры с отличной задумкой и шпионами на борту. Более чем сомнительно продолжение Brutal Legend - очаровательного, но сумбурного проекта от Тима Шафера. Too Human - эпическому провалу Дениса Дьяка с идеальной для консольных action-RPG боевой системой - уж точно конец. И я бы не рискнул ставить все фамильное серебро на выход Mirror’s Edge Catalyst, хотя она вроде как анонсирована (сами разработчики это отрицают) и может быть до прилавков все-таки доберется.

Все эти игры объединяют три фактора: они продавались хуже, чем от них ожидали, страдали легкой формой геймплейной дистрофии и несли в себе заряд новизны, яркости и той самой горной свежести, которой, якобы, будет пахнуть ваше белье после стирки порошком <здесь могла быть ваша реклама>. Ах, да, и еще все эти игры попадают в мою персональную категорию “ты, конечно, не совсем мой идеал, но я все равно тебя люблю и потому хочу дать второй шанс”.

Пятьсот тысяч миллиардов копий в секунду - фото 4

Фэйт. Последнее, что о ней было слышно, это “Маленькая команда в DICE уже работает над второй частью Mirror’s Edge”. Прошло полтора года.

Но слова про второй шанс сами собой застревают в глотке, когда смотришь на данные о тиражах этих игр, а потом - на результаты хитов конвейерной сборки, которые по полгода не вылезают из чартов продаж. Ну кто, будучи в здравом уме и учитывая нынешнюю ситуацию в игровой индустрии, станет разбрасываться “вторыми шансами”, когда можно вцепиться зубами в имеющиеся сериалы и доить-доить-доить их до последней капли крови (Кстати, привет, Need for Speed! Когда ты уже, наконец, сдохнешь, собака?) почти без риска? Все издатели хотят блокбастер и ни один из них не хочет хорошую игру, которая “не оправдает ожиданий”, с трудом отобьет бюджет и не сформирует себе с первого же захода уютную армию фанатов, гарантирующих успех сиквела.

И я их понимаю. Бизнес есть бизнес, выживает сильнейший, что у королевы бала под платьем видел тоже только он, игры стоят больших денег, издателям надо кормить много ртов, кризис нифига не кончился, бюджеты растут, ля-ля-ля. Но в то же время мне очень грустно и обидно за все те яркие, милые, оригинальные, но не слишком удачные в финансовом плане проекты, у которых, на фоне этих вот многомиллионных блокбастеров, никогда не будет шанса полностью раскрыть свой потенциал в сиквеле. В конце концов, Call of Duty случается с нами каждый год, а вот Enslaved - раз в пятилетку.

Комментарии 36
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Nishikii
Nishikii
Новый КоД заслуживает каждой коробки из 20 миллионов или сколько там он продастся потому что он прекрасный. А вот Брутал Ледженд например скучный и вытягивают его только ролики. Всё справедливо. Энслейвд тоже игра хорошая конечно, но баллов на 7-8 из-за слабо сделанных боёв(которые на секундочку процентов 50 игры длятся).
Amatsu
Amatsu
Хорошо написал :) Но все же как-то не верится, что вышеназванные "не оправдавшие надежд игры" провалились из-за всяких CoD или Halo в продаже. Просто прошла эра информационной слепоты, когда игры покупались по совету друзей, по взгляду на понравившуюся обложку, по заинтересовавшему описанию на обратной стороне коробки. Сейчас балом правит стадное чувство, которым очень легко научились манипулировать именитые разработчики через масс-медиа. Сила пиара толпы, которая своими воплями "ах какой прекрасный новый CoD" захватывает все больше людей, в то время как о великолепии Mirrors Edge на форумах отпишутся единицы.