Пять причин посмотреть «Чудовище должно умереть» — британский триллер о женщине, наказывающей убийцу
О чём сериал
Сериал «Чудовище должно умереть» (The Beast Must Die) снят по мотивам одноименного романа Сесила Дэй Льюиса, отца актёра Дэниела Дэй Льюиса — более известного под псевдонимом Николас Блейк. Первую киноадаптацию романа снял французский режиссёр Клод Шаброль. Его фильм «Зверь должен умереть» вышел в 1969 году. В сериале главного героя, писателя Шарля Тенье (Фрэнка Кэрнса в оригинальной книге), заменили на главную героиню — учительницу младших классов Фрэнсис Кэрнс. У Шаброля главного героя сыграл Мишель Дюшоссуа, а в британском мини-сериале роль Фрэнсис исполнила Каш Джамбо из «Хорошей жены».
- Плохой детектив, сильная комедия. Впечатления от «Мейр из Исттауна» с Кейт Уинслет и Эваном Питерсом
Фрэнсис потеряла ребёнка в результате ДТП: водитель сбил её шестилетнего сына на большой скорости и тут же уехал. Полиция бессильна, спустя три месяца нет ни единой улики, указывающей на личность преступника. Фрэнсис начинает искать его самостоятельно. Случайная находка в местной газете приводит её в семью Джорджа Раттери (Джаред Харрис), главы местной строительной компании и любителя дорогих автомобилей. В округ, где произошла авария, в это же время переводится детектив Найджел Стрейнджвейс (Билли Хоул). Недавно в перестрелке погибла его напарница, из-за чего Стрейнджвейсу дали более лёгкую работу на маленьком острове Уайт. Детектив намерен отвлечься от произошедшего, помогая Фрэнсис найти виновного в смерти её сына.
Причины посмотреть «Чудовище должно умереть»
1. Небанальное развитие сюжета
В основе «Чудовища» лежит обычная для этого жанра интрига: герои ищут убийцу, скрывшегося с места преступления. Фрэнсис быстро определяет главного подозреваемого, Джорджа Раттери (Джаред Харрис), заводит дружбу с сестрой его жены, Леной (Миа Томлинсон), и втирается в доверие семьи под видом писательницы, которая ищет вдохновение для работы над новым романом. Но дальше сериал развивается совсем не как классический whodunnit — так называют детектив, где множество деталей складывается в общую картину и в финале выдает убийцу.
Цель Фрэнсис не только (и не столько) в том, чтобы найти виновного: она хочет заставить его заплатить за своё преступление. Героиня ввязывается в опасную психологическую игру: она постоянно находится рядом с Джорджем и его семьёй и ищет способы, которыми сможет раскрыть предполагаемого убийцу. Каждый разговор помогает выяснить неприятные подробности о самой Фрэнсис, о подозреваемых, о местной полиции и жизни небольшого городка на острове Уайт, из-за чего отношения между героями становятся сложнее.
На протяжении шести эпизодов Фрэнсис то близка к разгадке, то неожиданно оказывается в шаге от краха. Её могут раскрыть в любой момент, а персонажи ведут себя крайне непредсказуемо.
2. Герои с двойной моралью и сильный каст
Фрэнсис невозможно не сочувствовать после гибели сына, а сцены с аварией, разбросанные флэшбэками по всему сериалу, показывают весь ужас того, что с ней случилось. Но при этом героиня с лёгкостью лжёт, изворачивается, манипулирует доверчивой Леной и сыном Джорджа, робким и нерешительным Филом (Барни Сейбёрн). Это неоднозначная, сложная протагонистка, методы которой скорее хочется осудить.
Мало приятных эмоций вызывает и Найджел Стрейнджвейс, детектив, которого выслали работать на остров Уайт после трагедии на задании. Стрейнджвейс — сквозной персонаж нескольких детективных романов Николаса Блейка, начиная с книги «Требуются доказательства» (1935).
Стрейнджвейс тоже ищет убийцу, но при этом много пьёт, грубо общается с Фрэнсис, постоянно срывается на окружающих из-за посттравматического синдрома. В одной из тяжёлейших сцен сериала он напивается и говорит гадости сестре своей погибшей коллеги — вещи, которые не должен слышать ни один человек, особенно переживающий горе. После этого считать его положительным героем сложно — и именно это делает детектива запоминающимся.
Другие персонажи не теряются на фоне главных героев: слабохарактерная и внушаемая жена Джорджа Раттери, Вайолет (Мейв Дермоди), её вечно нарушающая обещания сестра Лена, тихий и обидчивый сын Фил, ломающийся под гнётом отца. Семья Раттери выглядит как наглядное пособие для изучения абьюза: все они лгут друг другу, издеваются и постоянно бьют по больному. За этим наблюдать едва ли не интереснее, чем за основной сюжетной интригой.
3. Джаред Харрис в роли блестящего антагониста
В проектах «Чернобыль», «Корона» и «Карнивал Роу» британский актёр Джаред Харрис примерял положительные образы. Например, он играл борющегося за справедливость учёного Легасова или любимого всей Великобританией короля Георга VI. В новом сериале герой Харриса гораздо ближе к профессору Мориарти, умному и жёсткому манипулятору, которого он сыграл в фильме «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011).
Игра Харриса делает персонажа пугающе реалистичным: обаятельным, внешне радушным и щедрым, но при этом явным нарциссом и абьюзером. Каждая пошлая шутка, странный жест или неуместный поступок выдают в Джордже Раттери злого и нечистого на руку человека. Похожих на него людей легко увидеть в реальной жизни. Это постоянно сохраняет интригу: не ошиблась ли Фрэнсис, приняв попросту неприятного и токсичного мужчину за убийцу?
4. Правдоподобное изображение травмы и потери
Сюжет «Чудовища» подробно разбирает тему скорби и потери, показывая, как их переживают разные люди. По погибшему сыну Фрэнсис скорбят даже совершенно чужие люди: они оставляют на месте его гибели цветы и подарки. При этом у самой Фрэнсис не остаётся времени прожить смерть своего ребёнка: она сублимирует горе в ярость и составляет план мести. Её отказ принять то, что произошло, превращается в душераздирающее и захватывающее зрелище.
Иначе обращается с горем детектив Стрейнджвейс. Полиция выделила ему психотерапевта, дала достаточно времени на отдых и попытки продумать и пережить гибель коллеги. Но герой никак не может проникнуться потерей, не осознает тяжести того, что с ним случилось. Стрейнджвейс делает вид, что все в порядке, возвращается к работе и не замечает, как катится по наклонной.
5. Сильная концовка
Концовку «Чудовища» легко угадать по первым эпизодам, но в сериале интересны не сами сюжетные повороты, а реакция персонажей на них. Жизни Фрэнсис, Стрейнджвейса, Лены и других героев напрямую зависят от того, что случится с убийцей. В итоге разгадка основной интриги оказывается очень простой. Но сериал и не претендует на сложность — у него красивая, символичная и простая кульминация.
Сериал начинается и заканчивается сеансом у психотерапевта, на котором Стрейнджвейс пытается говорить о своих чувствах. История закольцовывается, перекликаясь с обещанием, которое Фрэнсис даёт в первом эпизоде. И хотя судьбы нескольких персонажей вызывают смешанные эмоции, герои сериала получают именно тот финал, который заслужили.