Пять причин посмотреть «Холодный расчёт» – новый триллер от Пола Шредера и Мартина Скорсезе
О фильме
Пол Шредер и Майкл Скорсезе не раз работали вместе как сценарист и режиссёр: на их счету фильмы «Воскрешая мертвецов», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа» и «Таксист». Последний принес авторам Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и несколько номинаций на «Оскар» в 1976 году. «Холодный расчёт» стал их первой совместной работой более чем за 20 лет.
Фильм впервые показали 2 сентября на международном кинофестивале в Венеции. Английское название, The Card Counter, буквально переводится как «Считающий карты». В основном критики хвалили фильм, а на сайтах-агрегаторах рейтинг по их рецензиям высокий – 87% свежести на Rotten Tomatoes и 79/100 на Metacritic.
Главный герой – скрытный и нелюдимый игрок в покер Уилл Телл (Оскар Айзек). После военной службы и срока в тюрьме он зарабатывает на жизнь тем, что ездит по разным городам и выигрывает небольшие суммы в казино. Телл умеет считать вышедшие и оставшиеся в колоде карты – это известная техника, которая позволяет ему всегда выигрывать.
Новая знакомая Ла Линда (Тиффани Хэддиш) предлагает ему записаться на турнир по покеру и начать зарабатывать по-крупному, однако поначалу Телл отказывается — он предпочитает работать один. Но позже Телл знакомится с Кёрком (Тай Шеридан), сыном своего сослуживца. По старой памяти, Телл хочет помочь парню привести его жизнь в порядок; он соглашается работать с Ла Линдой, чтобы выиграть побольше денег в турнире. А вскоре Кёрк просит содействия в тёмном и опасном деле — мести майору Гордо (Уиллем Дефо), который некогда был начальником Телла и отца Кёрка и разрушил их жизни.
Классический антигерой Шредера
Полу Шредеру отлично удаются сложные персонажи, вызывающие целый спектр чувств – от недоверия до сочувствия. Достаточно вспомнить Трэвиса Бикла из фильма «Таксист». Бикла сложно назвать положительным героем: он одержим навязчивыми идеями и способен на крайнюю жестокость. Но даже несмотря на обсессию, совершает правильные поступки (например, защищает проститутку-подростка Айрис).
Уилл Телл похож на предыдущих героев Шредера – нелюдимый, по его собственным словам, не слишком сильный в общении. Многое в его характере и привычках напрягает окружающих, например, излишняя холодность и аскетичный образ жизни: у Телла нет буквально ничего, кроме его карт и бесконечной рутины. А во снах его преследуют воспоминания из армии, где зрители видят в нём ещё и садистские наклонности.
Но при всех отталкивающих чертах за Телла хочется болеть. Это сломанный человек, у которого остались только его странные повадки – например, Телл заматывает простынями мебель во всех номерах, где останавливается – и непоколебимые принципы. Знакомство с Кёрком дарит ему шанс исправить ошибки прошлого и помочь тем, кто пострадал от жизни так же, как сам Телл.
Формат дневника
Подобно герою «Таксиста», Телл ведёт дневник, только теперь — на протяжении всего фильма. Благодаря этому зритель узнает о внутренних переживаниях Телла сверх того, что обычно показано на экране. Шредер бережно разворачивает весь ход мыслей героя, дополняет и объясняет его поступки воспоминаниями, выводами и обещаниями. В формате дневниковых записей мысли Телла звучат куда естественнее, чем в разговоре с другими персонажами.
Но в «Холодном расчёте» важна не только прямая речь героя: стоит следить и за тем, чего он не говорит. Несколько раз за фильм Телл стоит перед выбором, его мучают противоречивые чувства – и тогда герой не готов признаться в своих чувствах даже самому себе. Наблюдать за этими моментами и додумывать недосказанное не менее интересно, особенно в финале картины.
В моментах с карточными играми Телл документирует то, как играет в покер, и подробно расписывает свою тактику – знакомит с покером даже тех зрителей, которые совершенно ничего не понимают в игре. Фильм забавно противопоставлен другому кино об азартных играх вроде «Двадцати одного» 2003 года. Там шулеры были почти супергероями, обыгравшими весь Лас-Вегас, в то время как Телл очень буднично (и даже скучно) описывает, что их тактикам со временем может научиться каждый.
Простой, но красиво исполненный сюжет
«Холодный расчёт» развивается линейно: сначала Телл последовательно рассказывает о своём прошлом, потом показывается его настоящее, встречи с Ла Линдой и Кёрком и последствия этого знакомства. В фильме минимум сюжетных линий и всего пять персонажей – в них невозможно запутаться. История от Шредера не отличается оригинальностью, и даже в поворотные моменты сюжета легко предположить, как он будет развиваться.
Но цель «Холодного расчёта» не в том, чтобы удивить зрителя неожиданными поворотами. Шредер собирает свой триллер о мести из мельчайших деталей, тщательно продумывая каждую сцену; фильм часто закольцовывается и повторяет сам себя – кадрами, диалогами или действиями героев. Это камерная история одного человека, в которой нет ни одной лишней сцены, и где каждый момент логично подводит к неизбежной развязке.
Обаятельный актёрский дуэт
В интервью Collider к выходу «Холодного расчёта» Шредер подчеркнул, что кастинг – самая важная часть фильма. Режиссёр считает, что без правильного кастинга картине не поможет ни монтаж, ни грамотный пост-продакшн. И в подборе актёров видна тщательность, с которой он подошёл к делу.
В фильме неожиданно хороша Тиффани Хэддиш – комедийная актриса, для которой роль Ла Линды была одной из первых драматических. Хэддиш в основном известна по комедиям вроде «Улётных девчонок» или сериала «Новенькая», но и более серьёзная героиня ей удалась на «отлично»: в Ла Линде есть оптимизм и юмор, которого часто не хватает женским персонажам подобных фильмов. Она не похожа на красивую декорацию или простой инструмент для продвижения сюжета.
Оскар Айзек – которым этой осенью можно полюбоваться ещё и в «Дюне» Вильнёва – в «Холодном расчёте» тоже вышел непривычным. В том же интервью Шредер рассказал, что долго настраивал актёра на холодный, отстранённый образ и актёрскую игру, протиповоложную его обычной манере. На контрасте с весёлой Ли Линдой герой Айзека выглядит особенно социопатичным, а их взаимодействие остаётся трогательным и интересным на протяжении всего фильма.
Непреходящая тревожная атмосфера
Перед выходом «Холодного расчёта» Айзек признавался, что после многочисленных фильмов «с зелёными экранами» (то есть, с крупными франшизами и «Дюной») очень нуждался в серьёзной роли. Картина Шредера действительно настолько далека от крупных экшн-блокбастеров, насколько это возможно: размеренный, медленный темп, тихий, нейтральный саундтрек, и даже сцены насилия в тюрьме или армии сняты крайне сдержанно.
Однако тревожное ощущение не проходит на протяжении всего двухчасового фильма. Когда Телл остаётся наедине с собой, на зрителя давит буквально всё, включая его монотонный голос и накрытую простынями мебель, как в старых нежилых домах. Телл спит в одежде, всегда ходит с приглаженными волосами, оставляет любое место после себя нетронутым, будто его там и не было – он напоминает то ли призрака, то ли живой труп. Особенно это заметно на контрасте с неряшливым пареньком Кёрком или живой, харизматичной Ла Линдой.
Но при этом Шредер умело сохраняет чувство, что героя вот-вот вырвут из его рутины. И когда действие достигает кульминации, даже очевидный сюжетный ход заставляет нервничать и ждать развязки.