22 сентября 2021Кино

Пять причин посмотреть «Холодный расчёт» – новый триллер от Пола Шредера и Мартина Скорсезе

В российский прокат 23 сентября выходит «Холодный расчёт» (The Card Counter) — фильм о бывшем военном и уголовнике, играющем в покер. Картину сподюсировал Мартин Скорсезе, а поставил известный американский сценарист и режиссёр Пол Шредер по собственному сценарию. Автор «Канобу» Мариам Григорян посмотрела новый фильм автора «Таксиста» и рассказывает, что в нём найдут поклонники суровых драматических триллеров.
В российский прокат 23 сентября выходит «Холодный расчёт» (The Card Counter) — фильм о бывшем военном и уголовнике, играющем в покер. Картину сподюсировал Мартин Скорсезе, а поставил известный американский сценарист и режиссёр Пол Шредер по собственному сценарию. Автор «Канобу» Мариам Григорян посмотрела новый фильм автора «Таксиста» и рассказывает, что в нём найдут поклонники суровых драматических триллеров.

О фильме

Пол Шредер и Майкл Скорсезе не раз работали вместе как сценарист и режиссёр: на их счету фильмы «Воскрешая мертвецов», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа» и «Таксист». Последний принес авторам Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и несколько номинаций на «Оскар» в 1976 году. «Холодный расчёт» стал их первой совместной работой более чем за 20 лет.

Фильм впервые показали 2 сентября на международном кинофестивале в Венеции. Английское название, The Card Counter, буквально переводится как «Считающий карты». В основном критики хвалили фильм, а на сайтах-агрегаторах рейтинг по их рецензиям высокий – 87% свежести на Rotten Tomatoes и 79/100 на Metacritic.

Главный герой – скрытный и нелюдимый игрок в покер Уилл Телл (Оскар Айзек). После военной службы и срока в тюрьме он зарабатывает на жизнь тем, что ездит по разным городам и выигрывает небольшие суммы в казино. Телл умеет считать вышедшие и оставшиеся в колоде карты – это известная техника, которая позволяет ему всегда выигрывать.

Новая знакомая Ла Линда (Тиффани Хэддиш) предлагает ему записаться на турнир по покеру и начать зарабатывать по-крупному, однако поначалу Телл отказывается — он предпочитает работать один. Но позже Телл знакомится с Кёрком (Тай Шеридан), сыном своего сослуживца. По старой памяти, Телл хочет помочь парню привести его жизнь в порядок; он соглашается работать с Ла Линдой, чтобы выиграть побольше денег в турнире. А вскоре Кёрк просит содействия в тёмном и опасном деле — мести майору Гордо (Уиллем Дефо), который некогда был начальником Телла и отца Кёрка и разрушил их жизни.

Классический антигерой Шредера

Полу Шредеру отлично удаются сложные персонажи, вызывающие целый спектр чувств – от недоверия до сочувствия. Достаточно вспомнить Трэвиса Бикла из фильма «Таксист». Бикла сложно назвать положительным героем: он одержим навязчивыми идеями и способен на крайнюю жестокость. Но даже несмотря на обсессию, совершает правильные поступки (например, защищает проститутку-подростка Айрис).

Уилл Телл похож на предыдущих героев Шредера – нелюдимый, по его собственным словам, не слишком сильный в общении. Многое в его характере и привычках напрягает окружающих, например, излишняя холодность и аскетичный образ жизни: у Телла нет буквально ничего, кроме его карт и бесконечной рутины. А во снах его преследуют воспоминания из армии, где зрители видят в нём ещё и садистские наклонности.

Но при всех отталкивающих чертах за Телла хочется болеть. Это сломанный человек, у которого остались только его странные повадки – например, Телл заматывает простынями мебель во всех номерах, где останавливается – и непоколебимые принципы. Знакомство с Кёрком дарит ему шанс исправить ошибки прошлого и помочь тем, кто пострадал от жизни так же, как сам Телл.

Пять причин посмотреть «Холодный расчёт» – новый триллер от Пола Шредера и Мартина Скорсезе - фото 1

Формат дневника

Подобно герою «Таксиста», Телл ведёт дневник, только теперь — на протяжении всего фильма. Благодаря этому зритель узнает о внутренних переживаниях Телла сверх того, что обычно показано на экране. Шредер бережно разворачивает весь ход мыслей героя, дополняет и объясняет его поступки воспоминаниями, выводами и обещаниями. В формате дневниковых записей мысли Телла звучат куда естественнее, чем в разговоре с другими персонажами.

Но в «Холодном расчёте» важна не только прямая речь героя: стоит следить и за тем, чего он не говорит. Несколько раз за фильм Телл стоит перед выбором, его мучают противоречивые чувства – и тогда герой не готов признаться в своих чувствах даже самому себе. Наблюдать за этими моментами и додумывать недосказанное не менее интересно, особенно в финале картины.

В моментах с карточными играми Телл документирует то, как играет в покер, и подробно расписывает свою тактику – знакомит с покером даже тех зрителей, которые совершенно ничего не понимают в игре. Фильм забавно противопоставлен другому кино об азартных играх вроде «Двадцати одного» 2003 года. Там шулеры были почти супергероями, обыгравшими весь Лас-Вегас, в то время как Телл очень буднично (и даже скучно) описывает, что их тактикам со временем может научиться каждый.

Пять причин посмотреть «Холодный расчёт» – новый триллер от Пола Шредера и Мартина Скорсезе - фото 2

Простой, но красиво исполненный сюжет

«Холодный расчёт» развивается линейно: сначала Телл последовательно рассказывает о своём прошлом, потом показывается его настоящее, встречи с Ла Линдой и Кёрком и последствия этого знакомства. В фильме минимум сюжетных линий и всего пять персонажей – в них невозможно запутаться. История от Шредера не отличается оригинальностью, и даже в поворотные моменты сюжета легко предположить, как он будет развиваться.

Но цель «Холодного расчёта» не в том, чтобы удивить зрителя неожиданными поворотами. Шредер собирает свой триллер о мести из мельчайших деталей, тщательно продумывая каждую сцену; фильм часто закольцовывается и повторяет сам себя – кадрами, диалогами или действиями героев. Это камерная история одного человека, в которой нет ни одной лишней сцены, и где каждый момент логично подводит к неизбежной развязке.

Обаятельный актёрский дуэт

В интервью Collider к выходу «Холодного расчёта» Шредер подчеркнул, что кастинг – самая важная часть фильма. Режиссёр считает, что без правильного кастинга картине не поможет ни монтаж, ни грамотный пост-продакшн. И в подборе актёров видна тщательность, с которой он подошёл к делу.

В фильме неожиданно хороша Тиффани Хэддиш – комедийная актриса, для которой роль Ла Линды была одной из первых драматических. Хэддиш в основном известна по комедиям вроде «Улётных девчонок» или сериала «Новенькая», но и более серьёзная героиня ей удалась на «отлично»: в Ла Линде есть оптимизм и юмор, которого часто не хватает женским персонажам подобных фильмов. Она не похожа на красивую декорацию или простой инструмент для продвижения сюжета.

Оскар Айзек – которым этой осенью можно полюбоваться ещё и в «Дюне» Вильнёва – в «Холодном расчёте» тоже вышел непривычным. В том же интервью Шредер рассказал, что долго настраивал актёра на холодный, отстранённый образ и актёрскую игру, протиповоложную его обычной манере. На контрасте с весёлой Ли Линдой герой Айзека выглядит особенно социопатичным, а их взаимодействие остаётся трогательным и интересным на протяжении всего фильма.

Пять причин посмотреть «Холодный расчёт» – новый триллер от Пола Шредера и Мартина Скорсезе - фото 3

Непреходящая тревожная атмосфера

Перед выходом «Холодного расчёта» Айзек признавался, что после многочисленных фильмов «с зелёными экранами» (то есть, с крупными франшизами и «Дюной») очень нуждался в серьёзной роли. Картина Шредера действительно настолько далека от крупных экшн-блокбастеров, насколько это возможно: размеренный, медленный темп, тихий, нейтральный саундтрек, и даже сцены насилия в тюрьме или армии сняты крайне сдержанно.

Однако тревожное ощущение не проходит на протяжении всего двухчасового фильма. Когда Телл остаётся наедине с собой, на зрителя давит буквально всё, включая его монотонный голос и накрытую простынями мебель, как в старых нежилых домах. Телл спит в одежде, всегда ходит с приглаженными волосами, оставляет любое место после себя нетронутым, будто его там и не было – он напоминает то ли призрака, то ли живой труп. Особенно это заметно на контрасте с неряшливым пареньком Кёрком или живой, харизматичной Ла Линдой.

Но при этом Шредер умело сохраняет чувство, что героя вот-вот вырвут из его рутины. И когда действие достигает кульминации, даже очевидный сюжетный ход заставляет нервничать и ждать развязки.

Комментарии 5
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
kaiser468
kaiser468
Крайне неожиданно слышать похвальбу в адрес этого постановщика. Конечно у него есть былые заслуги в виде сценария к Таксисту и Воскрешая мертвецов, но последние несколько фильмов которые он снял и которые мне доводилось видеть это полное несмотрибельное гавно (речь о Умирающем свете и Человек человеку волк). Говорят из последних у него еще есть фильм Каньоны с вышедшей в тираж Лохан и каким то порнушником, который захотел в большое кино, но судя по отзывам получилась такая же параша что даже критики не смогли ее переварить. Так что мне даже чисто из спортивного интереса захотелось глянуть что он вот так разродился нормальным фильмом.
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Ещё бы сеансы найти