28 мая 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Путь мяча

В этот день, 21 мая 1904 года в Париже была основана ФИФА, международная федерация футбольных ассоциаций, а вот первого одноименного футбольного симулятора пришлось дожидаться еще почти девяносто лет – в 1993-м на Sega Mega Drive и прочих приставках того времени появилась FIFA International Soccer от Electronic Arts и понеслось. Сегодня футбольная секция «Канобу» решила вкратце проследить путь знаменитой серии.
В этот день, 21 мая 1904 года в Париже была основана ФИФА, международная федерация футбольных ассоциаций, а вот первого одноименного футбольного симулятора пришлось дожидаться еще почти девяносто лет – в 1993-м на Sega Mega Drive и прочих приставках того времени появилась FIFA International Soccer от Electronic Arts и понеслось. Сегодня футбольная секция «Канобу» решила вкратце проследить путь знаменитой серии.

FIFA International Soccer и FIFA Soccer 95

Первые две части использовали один движок и почти ничем не отличались друг от друга. В FIFA Soccer 95 было больше команд, но фамилии игроков у обеих версий оставались вымышленными. А главной новацией Electronic Arts был отказ от распространенного вида сверху в пользу изометрической перспективы, с которой картинка напоминала телетрансляцию. Бородатые зубры еще помнят занятный баг: если встать рядом с мячом, когда вратарь соперника выбивает от ворот, и нажать удар, то ваш форвард подпрыгнет и головой отправит мяч в сетку.

FIFA Soccer 96 и FIFA 97

Версия 96-го года – первая FIFA, что вышла на PC. В ней был трехмерный стадион со спрайтовыми моделями футболистов, которые теперь щеголяли реальными лицензированными именами. FIFA 97 попала на прилавки со слоганом «Футбол нового поколения» – как видите, уже тогда EA была мастером громких заявлений. Серьезным шагом вперед стало появление комментариев: знакомый всем Джон Мотсон завел свою шарманку в компании Энди Грэя.

FIFA 98: Road to World Cup

Если отвлечься от прокачанной графики, главной достопримечательностью этой версии было пернатое, мечущееся по главному меню – символ тогдашнего мундиаля во Франции. Игра также обзавелась полноценным саундтреком, среди которого особенно выделялась песня Blur – «Song 2»:

FIFA 99

Здесь впервые появились отечественные клубы: «Спартак», «Локомотив» и «Динамо Киев». Нам разрешили создавать собственные турниры и выбирать команды-участницы, игроки научились финтить, а скорость событий на поле значительно выросла. Саундтрек снова порадовал, на этот раз трибуны раскачивало под Fatboy Slim – «Funk Soul Brother»:

Смутные времена (FIFA 2000 – 2002)

Начало двухтысячных было для FIFA неудачным: разработчики сосредоточились лишь на улучшении графики и объединении под одной крышей всех клубов планеты, а вот о самом футболе мало кто думал. Так, в FIFA 2000 лица игроков стали трехмерными и анимированными, а геймплей ждали сомнительные инновации в области передач. Игра 2001 года прославилась великолепным багом, когда едва ли не каждый фланговый навес заканчивался ударом ножницами через себя и голом:

Зато у боковой линии появились тренерские скамейки, лайнсмены и разминающиеся запасные игроки, все в 3D. FIFA 2002 порадовала разве что невиданной ранее возможностью с нуля создать игрока или клуб.

FIFA 2003

Слоган «Будь двенадцатым игроком» как нельзя лучше подошел FIFA 2003 – она стала первым футбольным симулятором, который издалека можно было спутать с настоящей телетрансляцией. И не только графикой впечатлила EA – канадцы взялись за ум, переосмыслив серию на сто процентов. Теперь одним игроком не пройти все поле, как привыкли адепты прошлых выпусков – кнопка «пас» пережила долгожданный ренессанс. В интро FIFA 2003 засветились настоящие футбольные звезды – Райан Гиггз, Эдгар Давидс и Роберто Карлос:

Угроза из Японии (FIFA 2004 – 2008)

С приходом на ПК японского симулятора Pro Evolution Soccer, выяснилось, что в стране Восходящего солнца тоже знают толк в футболе. Причем настолько, что ценители реалистичного геймплея, а не пачки лицензий и павлиньей графики, надолго сменили прописку с FIFA на PES. Главное, что произошло за эти годы с FIFA – русские комментаторы в лице Василия Уткина и Василия Соловьева:

Современный успех (FIFA 2009 – FIFA 13)

Доминация Pro Evolution Soccer сошла на нет – японцы сами подрубили собственный сук, скатившись в аркадность, а FIFA не дремала. Была лицензирована российская Премьер-лига, а главное, появилась ручная регулировка многочисленных геймплейных параметров, таких как вероятность ошибки удара, передачи, контроля мяча, сэйва вратаря и так далее. Двигать ползунки особенно актуально, когда точность пасов у «Барселоны» 99 и больше процентов, а Виктор Вальдес совершает по полтора десятка невероятных сейвов за матч.

Демо-версия FIFA 12, оснащенная новым физическим движком, повеселила своими багами: в столкновениях игроки вели себя, будто одержимые демонами, а у Лионеля Месси вообще случился инфаркт от счастья на почве забитого гола:

Жерар Пике доминирует над Каримом Бензема:

FIFA 13, последняя на сегодня версия футбола от EA, носит титул самой продаваемой спортивной игры в истории – в первый месяц после релиза FIFA 13 разошлась тиражом 7,4 миллиона копий (если учесть все платформы). Впрочем, это не означает, что канадцы сотворили идеальный футбольный симулятор – есть ряд вещей, требующих улучшения, да и баги по-прежнему случаются. Например, понятно, почему Давид Вилья так редко попадал на поле в футболке «Барселоны» в последнее время – у бедняги суровая аллергия на зеленый газон, причем с приступами конвульсий:

А Криштиану Роналду повезло еще меньше – эффектный португалец был брутально изнасилован английским вратарем Джо Хартом:

С благоговейным ужасом ждем, что приготовят канадцы в следующий раз – ведь появление очередной FIFA по осени неизбежно.

Текст: Иван Кислый

Комментарии 12
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Ferrumnois
Ferrumnois
все же по моему надо было обе серии запихать в обзор
gamzrck
gamzrck
Роналду жалко.