Провальные портативки
А ведь среди попыток завоевания портативного рынка было не только откровенное говно, но и очень достойные образцы, идеи которых просто-напросто не были приняты. А еще наш любимый маркетинг, который, в большинстве случаев, позиционировал консоли совершенно не на ту аудиторию, на которую они были рассчитаны. Давайте окунемся в прошлое и посмотрим на этих динозавров, пытавшихся отбить себе кусочек торта.
N-Gage
Вот, про этот непонятный девайс слышали многие. Я даже хотел его купить, но когда увидел в метро парнишку, разговаривающего по этому девайсу, понял – чур меня! Тем не менее, для своего времени этот игровой телефон был передовым в плане графики и управления. Но великие маркетинговые умы в компании Nokia решили, что это не телефон, а убийца Game Boy! Отсюда и полезли все косяки и результаты, которые мы видим в настоящий момент.N-Gage была очень крута: 3D графика (чем не мог похвастаться геймбой) и мультиплеер (не просто по блютусу, но и по сети!). Более того, телефон был настоящим смартфоном, способным выполнять функции карманного ПК и MP3 плеера! Согласитесь, очень круто.
Правда в Nokia не учли одного – в те времена людям были важны не только технологии, но и цена. И плевать что трехмерные игры подтормаживали и выглядели убого – стоимость N-Gage не могла сравниться с GameBoy, а покупатели голосовали именно кошельками. И не в пользу N-Gage. Чтобы было проще, приведу банальный пример: сейчас вы можете купить PSP за 5 т.р. или же 3DS за 11500 т.р… Выбор очевиден. Точно также думали и покупатели в те времена. Спустя примерно год Nokia выкинула на рынок обновленный вариант N-Gage – QD. Из улучшений – меньший размер, чуть-чуть доработанное железо, удобно расположенный слот для картриджей с играми, более-менее удобно расположенные микрофон и динамик и низкая цена (которая сравнялась с GameBoy).
Но Nokia ничего не смогла сделать с кнопками, которые были круты и удобны в телефоне, но были откровенным шлаком в играх. Ну и игры – ни первая, ни обновленная консоль не могли похвастаться именитыми хитами. Сплошь поделки от неизвестных людей. В итоге мы имеем проданными около 2-х миллионов консоле-телефонов и свернутое в 2005 году производство. Примерно два года жизни – какой-никакой, а результат.
Neo Geo Pocket Color
В отличие от N-Gage наш следующий участник выглядел очень крутым и вселял надежду на свержение режима Nintendo. Пройдемся по фишкам консоли: 16-битный процессор, симпатичная графика, батарейка на 40 часов, специальный стик, удачно подходящий под массу файтингов и цена в 70 долларов – на 10 баксов меньше стоимости GameBoy Color! И самая главная фишка – портативка могла подключаться к очень крутой Dreamcast и взаимодействовать с рядом игр!!! Но что же случилось, что столько удачная консоль «не пошла»? Первый ответ приходящий в голову (и не правильный) – выход GameBoy Advance.
На самом деле GBA стал успешен лишь спустя год после провала NGPC. А проблема заключалась в не слишком хорошем финансовом положении компании SNK, создавшей консоль. В 2000 году компанию купила фирма Aruze, специализировавшаяся на создании игровых автоматов Патинко, а после не сильно успешных продаж таких крутых игр как SNK vs Capcom, Match of the Millenium и Card Fighters Clash компания свернула весь североамериканский бизнес. На этом историю можно было бы и завершить, но SNK решила сделать последний шаг и в агонии отозвала все консоли и игры из продажи с одной целью – перепрошить их и продать на азиатском рынке. Т.е. все люди купившие консоль и жаждущие новых игр приходили в магазины и видели пустые полки! Есть консоль, есть пара игр к ней и все – новинок было не достать.
Спустя пару лет, в 2003 году, консоль снова оказалась в магазинах США и продавалась вместе с шестью играми. Но, как и с Dreamcast, у консоли уже не было шансов и сие явилось лишь удачной попыткой для фанатов ухватить последние копии игр и консоли. Печалька.
Lynx
В начале девяностых на рынке была еще одна крутая консоль – Lynx от Atari. Хоть она никогда и не пыталась состязаться с консолями Nintendo, Lynx была на несколько шагов впереди. Саму консоль в 1987 году создала компания Epyx, которая потом продалась Atari вместе с потрохами и, собственно, консолью Lynx. И спустя пару месяцев после релиза GameBoy в 1989 году свет увидела и Lynx. Полноцветный дисплей, сетевая игра для 8 игроков и специальный переключатель, который позволял левшам переворачивать консоль и играть наравне с другими.
Чуть раньше я писал, что для людей технологии не так важны, как цена. Так вот с Lynx ситуация как раз в тему. Во-первых, консоль вышла на рынок с ценой в почти 200 долларов (напомню – GameBoy стоил 90); во-вторых, за четыре часа Lynxмогла посадить в ноль аж 6 пальчиковых батареек, в то время как геймбой уминал четыре за примерно 35 часов. Ну и наш любимый маркетинг – поддержка консоли была нулевой, если сравнить таковую от Nintendo. Весь 1990 год консоль жила под натиском Nintendo, что заставило Atari скинуть цену до разумных 99 долларов. Продажи подскочили, Atari решилась на новую рекламную кампанию и заодно выкинула на рынок доработанную модель консоли, которая была не столь требовательная к питанию – Lynx II.
И вроде бы все пошло хорошо, но тут на рынке появилась Game Gear с кучей интересных и, главное, узнаваемых игр! Ну а Lynx так и не смогла привлечь на свою сторону хоть каких-нибудь серьезных разработчиков и довольствовалась тем, что есть. В 1993 году Atari решила что все, баста! И прикрыла лавочку, кинув все силы и деньги на разработку консоли Jaguar… Ололо, лучше бы Lynx продолжали поддерживать.
TurboExpress
Очень многие современные западные геймеры скажут, что Lynx была их любимой портативкой, но лишь единицы скажут тоже самое о TurboExpress. А зря, ведь Турбо была рождена с идеей, но реализация этой идеи была очень фиговой. Покупая новую консоль уже можно было нарваться на проблемы. Фиговый звук, битые пиксели (поголовно!) и цена в 250 долларов (примерно 400 бачей по современным меркам). Да тут даже Lynx выйдет победителем. С другой стороны, консоль являлась портативным вариантом вполне успешной домашней консоли – TurboGrafx-16. Игры были точно такого же формата, да еще и с поддержкой 16 бит (в то время как все писались кипятком от 8-битных игрулек). Да, у консоли не было узнаваемых франчайзов типа Марио и Соника, но как же было круто играть где-нибудь на лавке в полноцветную версию Legendary Axe и Splatterhouse, пока все вокруг довольствовались черно-белым тетрисом.
Звучит красиво, но везде есть свои минусы. Поскольку игры предназначались для телевизоров текст читать было оооочень проблематично, отсутствовала возможность сейвов (на TurboGrafx-16 она была) ну и батарейки консоль пожирала как живая – шесть пальчиковых батареек за 2-3 часа! Даже Lynx себе такого не позволяла.
В итоге мы имеем консоль, которая пыталась стать портативным вариантом TG16, но так и не смогла. 1.5 миллиона проданных консолей за пять лет жизни очень неплохой результат, особенно учитывая, что ее мало кто мог себе позволить или вообще хотел покупать.
Game.com
После поражений Lynx и TurboExpress стало ясно, что на олимпе живут двое – Nintendo и SEGA. Им и сражаться друг с другом, но тут появилась невероятная поделка – Game.com. Вышло сие чудо в 1997 году и стоило всего ничего – 70 долларов. В руки попадал симбиоз черно-белой консоли и КПК с тачскрином, двумя слотами под картриджи и кучей встроенных приложений. Ах да, еще можно было купить модем за 50 долларов и наслаждаться онлайновыми забавами. Создатели поняли одну главную вещь (помимо цены) – у консоли должны быть крутые и узнаваемые игры. Не долго думая ребята ухватили в свой карман лицензии на издание Duke Nukem, Resident Evil, Mortal Kombat Trilogy и (ШОК!!!) Sonic the Hedgehog!!!
Крутой набор игр это хорошо, но был один косяк – все они выглядели как убогое гогно. Слабая анимация, ч/б графика – кому это вообще нужно было в 1997 году? Не забываем, что примерно в тоже время на рынке появился GameBoy Pocket с качественным экраном. Думаю не надо говорить, что у Game.com вообще не было шансов?
Год спустя произошло невероятное (ХА!) – компания Tiger (собственно, разработчик этого чуда) выпустила обновленную версию консоли. Маленький Game.com Pocket Pro стоил 50 долларов, работал от двух батареек (вместо четырех) и имел четкий экран. Правда, момент был упущен и все уже резались в геймбой. Тем не менее, консоль пролежала на полках магазинов вплоть до 2000 года. Очень круто, учитывая доминирование Геймбоя.
Zodiac
Некоторые из упомянутых консолей – откровенный шлак, но есть среди них и удачные вещи, которые просто не были оценены целевой аудиторией, либо появились слишком рано. Zodiac можно отнести как раз к последним, но не сильно удачные продажи (около 200 000 штук) заставляют задуматься…
Zodiac показали миру в 2003 году. Что мы имеем? Очередной гибрид КПК и игровой консоли, но в отличие от Game.com на руках у нас была небольшая по размеру консоль, яркий и четкий экран, игры на SD картах (можно было зарядить сразу две игры!), красивая анимация и зачатки 3D. Консоль также имела поддержку крупных издателей, а первыми играми для консоли были порты очень крутых игр того времени - Spy Hunter и Tony Hawk’s Pro Skater 4.
Консоль работала на операционной система Palm и имела поддержку от независимых разработчиков, которые создавали под нее маленькие игры и программы, а также портировали старые игры типа Doom и Quake. Ну и эмуляторы, конечно же. Что же еще… Ах, да. Wi-Fi, Bluetooth, просмотр фоток, проигрывание MP3 и видео – до появления смартфонов это очень круто и превосходило все существовавшие на тот момент консоли. Более того, Zodiac получила несколько наград за свою начинку благодаря положительным отзывам журналистов!
Переходим к печальным вещам – что же было не так? Один из факторов – цена. За бюджетную модель с 32Мб оперативки просили просили 299 долларов, а за модель с 128МБ памяти уже все 399! Маркетинговая поддержка также сыграла свою роль – консоль продавалась только в магазинах CompUSA, а вся реклама восхваляла новинку как КПК, а не как игровую консоль.
Но несмотря на все вышесказанное, консоль очень быстро убрали с рынка, ведь через год вышли DSи PSP, а тягаться с такими монстрами – себе дороже. И вместо того чтобы влезать в долги, Tapwave решила свернуть бизнес и закрыться.
Gizmodo
Забавность этой штуки в том, что ни до ее выхода, ни во время ее продаж мало кто знал о ней. Т.е. может и слышали, но как-то краем уха, не особо заостряя внимание. Зато поддержка у консоли была очень хорошая. И демо киоски, и маркетинговые кампании в крупнейших торговых центрах, но результат плачевен. Еще более плачевно на фоне провала консоли выглядит авария Стефана Эриксона, со-основателя компании Gizmodo, в которой он выкинул на ветер 2 миллиона долларов, располовинив Ferrari Enzo в Малибу. Т.е. консоль не успешна, но денег мы подняли, ок.
Но давайте про консоль. Вышла она в 2005 году и позиционировалась как GPS трекер для родителей, желавших следить за своими чадами. Собственно, сами игры в гаджете присутствовали лишь как заманилово для самих детей. В идеале они должны были таскать консоль за собой по всюду. Т.е. когда консоль появилась на рынке, в ней было все и все очень круто: помимо GPS была встроенная камера, пародия на смс, поддержка MP3 и видео, акселерометр(!) и поддержка Bluetooth. Отдельно стоит сказать про графику. Она была на уровне и могла тягаться с таковой в PSP (делая поправку на маленький экран Gizmodo).
Консоль запускали в Лондоне, притащив на тусовку кучу звезд, но в итоге все поняли – это кусок гогна, которое никому не нужно. Журналисты поливали ее со всех сторон и всем чем только можно было. Шутка ли – 400 баксов за пусть и крутую, но непонятную вещь. Да и игры – их было всего 14 штук и все они делились на два жанра: гонки и спорт. О чем тут вообще говорить?
Сама консоль загнулась спустя менее года после релиза – в феврале 2006. Всего продано около 25 тысяч штук непонятного девайса. А теперь вернемся к аварии и куче бабла. Выяснилось, что компанией управляли то ли мафиози, то ли ганстеры, которые нагло тырили бабло везде где могли. Видимо на эти же деньги и разработали саму консоль, да понакупили машин. Директор компании Gizmodo после ее закрытия не унывал и открыл новую – Media Power – с одной единственной целью – выпустить упрощенный вариант Gizmodo 2! Релиз откладывался несколько раз, со-основателя новой компании арестовали за фрод (история повторяется :)) и, логично, релиз новой карманной консоли канул в небытие. Так то!
Вот и все. Были и другие портативки, но они были более успешны и радовали нас много лет. Давайте в комментариях вспомним о своих впечатлениях от обладания одной из упомянутых консолей или же одной из своих, которые я здесь не затронул. Дискас!
Гейсрадар как обычно – вперде планеты!