Провал PS Vita в Японии: освободите карманы
Чтобы понять, почему так вышло (и не скатиться до аргументов вроде «цунами смыло всю покупательскую активность»), нужно разобраться с моментом, который все производители игровых консолей упускают из виду. Это не момент даже, а вопрос, который задает себе потенциальный владелец нового девайса перед покупкой: «Зачем мне это надо?». Хотят того владельцы Sony и Nintendo или нет, но совместными усилиями они продали по всему миру около двухсот миллионов портативных игровых устройств – и это только за последние семь лет, причем мы не учитываем залежи «геймбоев» и прочих проб пера: речь только о различных версиях NDS и PSP. Это гигантская, невероятная цифра. Если взять в расчет среднюю семью из четырех человек и предположить, что каждая проданная приставка поступает не только в распоряжение человека, ее купившего, но и его ближайших родственников, то получим без малого миллиард живых людей, которые когда-либо имели дело с мобильными развлечениями! А стоит нам ввести в это нехитрое уравнение слоновую переменную китайского ширпотреба (всех этих «9999999 игр для NES в вашем кармане!» и тому подобных устройств, коими завалены все рынки мира), и вывод становится очевидным: все, кто хотел носить видеоигры с собой, уже делают это.
Производителям консолей этот факт не нравится. Они не хотят его замечать. Они не хотят даже предполагать подобное положение дел. Иначе – крах многолетних планов по развитию, инновациям и модернизации. Иначе – неизбежное падение стоимости акций и многомиллионные убытки. Главы крупнейших игроков на игровом рынке продолжают убеждать нас, что революция уже близко, что она буквально стоит на пороге и стучит в нашу дверь – достаточно выложить около пятнадцати тысяч рублей, и на этот раз мы все точно выпадем в осадок. Увы, обладатели денежных знаков считают иначе и расставаться с ними не спешат. Они говорят: «Окей, вот вы продаете новую консоль. Это клево, но у меня уже есть PSP (NDS). Для чего мне покупать еще одну?» И если у Nintendo еще есть, чем козырнуть («3D! Новый Mario! Аугментированная реальность!»), то Sony ответить нечего. Да, Vita можно использовать в качестве контроллера для PS3 (вроде бы) – но зачем это делать, если у вас уже есть контроллер для PS3, непонятно. Да, от звездного блеска названий стартовой линейки игр хочется зажмуриться – но, опять-таки, и в Call of Duty, и в Resident Evil, и в GTA мы уже играли, играем или можем поиграть едва ли не на каждой хлеборезке с цифровым дисплеем. Да, технические характеристики впечатляют – но мы же не покупаем технические характеристики, мы покупаем потенциальный игровой опыт, и в этом смысле Vita ничего уникального предложить не в состоянии. Вы даже не можете воткнуть в нее свой старый UMD-диск и пройти игру, которую вы когда-то купили для своей PSP! Что прикажете делать человеку, который уже вложил сотни долларов в старую портативную консоль – и не успел даже на половину раскрыть весь ее потенциал? У него пара десятков первоклассных игр, у него есть возможность носить с собой гигабайты музыки и фильмов, его все устраивает – зачем ему Vita? Зачем ему 3DS? Зачем ему вообще что-то менять?
Ответ простой: незачем. Рынок мобильных устройств сегодня перенасыщен, и перенасыщен чудовищно. Вышеупомянутым консолям приходится соперничать не только с ранними версиями самих себя, но и с мобильными телефонами, планшетами и их гибридами. Продажи игр для iOS-платформ уже давно никого не впечатляют, но стоит помнить: все эти Angry Birds и «Крокодильчики Свомпи» каждый день отхватывают все большую часть пирога, который раньше Sony и Nintendo привыкли делить между собой. К тому же гиганты увлеклись большой гонкой и совершили серьезную ошибку: они решили, что для портативных консолей нужно делать БОЛЬШИЕ, НАСТОЯЩИЕ игры. Большая часть приложений, продающихся в AppStore (и абсолютное большинство тех, что находятся на верхних строчках рейтингов продаж), рассчитаны на короткие игровые сессии – от пяти до десяти минут за раз. Достаточно для того, чтобы скоротать время в дороге или в длинной очереди: мизерная цена, низкий порог вхождения, высокая аддиктивность, отсутствие необходимости начинать что-то заново и держать в голове сложные сюжетные линии или запутанные комбинации клавиш управления – вот что делает эти игры настоящими хитами. Продукты же для DS или PSP помпезны и высокомерны. Они продаются за десятки долларов, требуют постоянной концентрации и не прощают минутной отвлеченности. Сюжетный ролик в какой-нибудь Super Robot Wars OG Saga длится дольше, чем средней продолжительности поездка в метро, а обычный уровень в Super Mario 3D Land превратится в страшную пытку, едва вы попытаетесь пройти его за пределами тихой и уютной квартиры. Идеологи Sony и Nintendo почему-то решили, что портативные игры должны развиваться, и развиваться исключительно в этом направлении. Даже то, что самые продаваемые проекты оказывались именно что микросессионными (Brain Training, Nintendogs), никого не волновало. В итоге покупатель видит новую консоль, видит игры для нее… и просто не знает, с какой стороны к ним подойти. Формула «поиграл и забыл», по которой созданы самые успешные игры для портативных консолей, применяется все реже – с прилавков на нас сурово глядят «Монстер Хантеры» и «Покемоны», встречи с которыми мы не очень-то и жаждем. Нам бы «Зуму», или «Растения против зомби», или еще что-нибудь попроще и полегче. Наша цель не спасти вселенную, а отвлечься на несколько минут от грязного пейзажа за окном – в конце концов, именно для этого мы покупаем игровую систему, которую можно носить с собой. В качестве аналогии можно привести комиксы – тот же формат, те же цели, та же аудитория: развлечение на пятнадцать минут безо всяких претензий. Но почему-то приключения Бэтмена популярны в течение вот уже семидесяти лет, а рынок мобильных игровых видеосистем грозит схлопнуться уже на первом десятке своей бурной жизни. Не потому ли, что в некоторых случаях консерватизм полезней, чем излишние устремления в будущее?
Эти два момента – насыщенность рынка и ошибочное позиционирование – вполне могут погубить целое направление игровой индустрии, и случиться это может уже очень скоро. Как показывают цифры продаж, падение уже началось – и едва ли даже Nintendo в состоянии изменить складывающуюся тенденцию: мода на 3D постепенно сходит на нет, а другого столь же сильного аргумента в ближайшие годы у компании не появится. Просто спросите себя – собираетесь ли вы в ближайшее время покупать портативную консоль? готовы ли вы предпочесть мобильную консоль другой дорогостоящей покупке? – и многое станет понятным. Извини, Марио, но иногда бессилен даже ты.