Процессоры для геймеров
Как я и обещал в одной из предыдущих записей, сегодня мы поговорим о выборе процессора для игр. Немного общих моментов, на которые стоит обращать внимание при выборе процессора.
Количество ядер - в последнее время этот параметр выходит на первое место по важности. Хотя игровая индустрия не поспевает за развитием технологии, но все же большинство современных игр уже спокойно и корректно используют 3-4 процессорных ядра. Больше четырех ядер на текущий момент играм не нужно. Хотя не стоит забывать, что параллельно с играми у нас часто крутится музыка, качаются торренты, Windows занимается вечным задумчивым и непонятным процессом и т.д. Вот где пригодятся лишние парочка ядер!
А вот экономить и брать двухъядерный процессор для игр уже не оправданно, так как даже высокая частота ядер далеко не всегда спасает.
Тактовая частота - раньше играла решающую роль в выборе процессора. Сейчас все далеко не так однозначно. Стоит раз и навсегда запомнить, что не в гигагерцах счастье. И высокая частота процессора еще не значит высокую производительность. Дело в том, что тут многое зависит от особенности архитектуры процессора и внутренних оптимизаций, контроллеров и т.п.
Любителю игр еще важно учитывать тот факт, что переплачивать за более быстрый по частоте процессор в рамках одного и того же семейства процессоров зачастую не имеет смысла. Разница в частоте в 100-133 МГц будет практически неотличима, а разница в цене может превышать все разумные пределы. Да и разгон (даже автоматический) ликвидирует эту разницу в частоте, и вы сэкономите круглую сумму денег, которые лучше вложить в видеокарту.
Объем кэш-памяти - на этот параметр традиционно обращается мало внимания, а зря. Как показывает практика, игры очень любят большой кэш, так как он позволяет им мгновенно получать данные и не лезть за ними в относительно медленную оперативную память. В динамичных играх это может быть решающим фактором. Прирост только от удвоения объема кэш-памяти может достигать 15-20%. Часто компании-производители идут на обрезание данного параметра в целях удешевления производства и конечной цены процессора, а это может очень сильно сказаться на игровой производительности, будьте внимательны!
Яркими примерами можно назвать процессоры Intel Celeron поколения Conroe. Основанные на прогрессивной архитектуре, имея довольно высокую тактовую частоту, они все равно демонстрируют в играх не самые впечатляющие результаты. В чем же дело? А вот тут как раз и всплывает сильно урезанный объем кеш-памяти. 512 Кб или 1 Мб в рамках данной архитектуры оказывается очень мало, и в целом мощные процессоры заваливают игровые тесты.
Противоположный пример - новые Core i7-980X. Шестиядерный процессор имеет такую же тактовую частоту, как и бывший флагман Core i7 975X, однако умудряется выигрывать у него в игровых тестах. Но постойте! Как я только что писал, игры не получают прироста от шести ядер в процессоре. И снова виновата кеш-память. Дело в том, что в новинке ее 12 Мб против 8 Мб у бывшего флагмана. Вот в чем секрет.
P.S Для тех, кто хорошо разбирается в характеристиках процессоров из моего последнего примера, оговорюсь, что 980-й имеет заниженную частоту UCLK, и это не позволяет совсем корректно сравнивать его с процессорами предыдущего поколения. Я в курсе этого и просто делаю некоторые допущения ;)
Наличие фирменных технологий - в последнее время все основные игроки процессорного рынка один за одним продвигают новые технологии, кричат о суперэффективности своих процессоров и демонстрируют, как они в пух и прах разносят конкурентов. Среди всего этого набора фирменных «примочек» любителей игр будут интересовать две.
- Hyper-Threading или SMT - технология компании Intel, которая позволяет задействовать одно физическое процессорное ядро как два логических. Как это возможно? Дело в том, что в конкретный момент времени в процессорном ядре может быть задействована только часть блоков, в то время как другая часть простаивает. А почему бы не сказать, что это ядро у нас работает за двоих, и отдать эти блоки на это время «другому» ядру? См. картинку:
На практике поддержка данным процессором этой технологии может дать солидный прирост производительности в играх. Особенно ярко это выглядит для двухъядерных процессоров. Наличие этой технологии позволяет им наравне сражаться со многими конкурирующими «истинными» четырехъядерными процессорами.
А вот для четырехъядерных процессоров эта технология в играх пока не дает никакого прироста, иногда даже наоборот! Снова мы приходим к тому, что никакие из современных игр не могут задействовать более четырех процессорных ядер.
Наличие или отсутствие этой технологии активно используется Intel для дифференцирования линеек своих процессоров, обращаю внимание!
- TurboBoost\TurboCore - название у технологий в версиях Intel и AMD разные, а суть одна и та же. Она заключается в том, что если текущие задачи не задействуют равномерно все ядра процессора, то он может поднимать тактовую частоту наиболее загруженных, а простаивающих, наоборот, снижать, или даже «отключать» неиспользуемые ядра. Если ваша игрушка понимает и использует только 2 ядра из вашего крутого 4\6-ядерного процессора, то это не проблема - он разгонит их на 10-20%, а неиспользуемые пока будут отдыхать. В итоге энергопотребление и тепловыделение не превысит рассчитанные рамки, а мы будем радоваться возросшей производительности.
В то же время, если вы планируете самостоятельный разгон процессора, то данные технологии станут скорее обузой, и их лучше отключить. Переплачивать за них или нет - решать вам.
Вечный вопрос, AMD или Intel, уже устарел - у обеих компаний есть удачные и неудачные процессоры. Тут глупо спорить, нужно смотреть на каждый конкретный случай.
Итак, вы спросите - так какой же процессор лучше всего купить для игр? И… не получите точного ответа!
В наиболее дешевом сегменте я бы обратил внимание на трехъядерные процессоры AMD. Возможность разблокирования четвертого ядра, низкая цена и неплохие характеристики делают их прекрасным выбором.
Если вы готовы потратить на процессор 4-5 тысяч рублей, можно обратить внимание на Core i3-530, который не перегружен лишними технологиями, при этом несет в себе прогрессивную архитектуру за разумные деньги. Наличие всего двух ядер компенсируется поддержкой Hyper-Threading. В стане AMD, благодаря последнему снижению цен, правят бал истинные четырехъядерники серии Phenom II X4 9xx, которые тоже станут неплохим приобретением для игр.
Если денег у вас еще больше, в районе 6000 рублей, то королем бала является Core i5 750\760. Отличие от старших 800-х процессоров заключается в отсутствии поддержки Hyper-Threading. А мы только что выяснили, что четырехъядерным процессорам для игр она совершенно не нужна. При этом имеет место солидная экономия денег.
Приверженцы AMD здесь вспомнят о недавнем выходе процессоров серии AMD Phenom X6. Проблема только в том, что 6 ядер современным играм не нужны, а общая слабость архитектуры по сравнению с решениями конкурентов не позволяет ему демонстрировать выдающиеся результаты в играх. Хотя как вариант для апгрейда платформы AMD - отличный.
Если тратить на процессор еще больше, то выбор совсем сужается до топовых процессоров серии Intel 9xx, тут AMD пока не может противопоставить им чего-то серьезного. Другое дело, что такая переплата не отразится эквивалентным приростом производительности в играх. Покупка столь мощных процессоров может быть оправдана в случае использования Multi-GPU конфигураций и топовых видеокарт. Иначе это просто деньги на ветер.
Пока же мир замер в ожидании анонса новых видеокарт от AMD и ответа на это от NVIDIA. Следите за моим блогом и будете в курсе событий! В одной из следующих записей вас ждет руководство по выбору оптимальной оперативной памяти.