Против всего мира: "Левиафан: Последний день Декады"

Мир “Левиафана” балансирует между киберпанком и тёмным фэнтези. Это мрачная антиутопия, где аристократы купаются в роскоши и плетут подковёрные интриги, а простолюдины умирают от загадочной болезни, которая распространяется вместе с голубым туманом, окутывающим город. Туман появляется по неизвестным причинам, но всегда держится десять лет, и потому эпидемия, которую он вызывает, называется Декада. История рассказывается от лица некоего Оливера Вертрана - юного аристократа, чья жизнь навсегда изменилась в первый день Декады, когда была жестоко убита его мать, а сам Оливер был… усыновлён убийцей.
Проходит десять лет, Декада уже близка к своему завершению, и Оливеру внезапно звонит его лучши й друг по имени Кел, который сообщает, что, кажется, нашёл улику, касающуюся событий той памятной ночи… Ни секунды не медля, герой бросается навстречу секретам прошлого, даже не думая о том, с какими тёмными тайнами ему предстоит столкнуться.
Первый день
Первый эпизод игры - это короткий пролог, который знакомит нас с миром, ненавязчиво демонстрирует игровую механику и знакомит с ключевыми персонажами. Главный герой, Оливер, тогда ещё маленький мальчик, оказывается в центре трагичной и жизненной взрослой истории, смысла которой он до конца не понимает - мама ведёт себя странно и кажется очень грустной, а отца уже много дней нет дома. В общем, дома пусто и скучно, и, видимо, от скуки главный герой призывает демона, используя волшебный свиток, украденный у невнимательного учителя и отрезанную голову нищей старушки. Не удивляйтесь, это типичный день в жестоком мире Левиафана. Ну, почти типичный…

“Левиафану” хватает смелости быть гибридом визуальной новеллы и поинт энд клик адвенчуры. События развиваются чётко по сценарию, но у героя есть инвентарь с предметами, и он может довольно разнообразно взаимодействовать с объектами и персонажами на экране. Система хорошо продумана: играя, вы следуете по жестко заданному сюжету, но, в то же время постоянно сталкиваетесь с разными побочными вещами, абсолютно не обязательными, но очень интересными. Стоит добавить, что погрузиться в историю сможет даже игрок, проходящий только основную сюжетную линию, в то время как любопытный геймер будет бродить по закоулкам мира, узнавая кусочки истории… Или доставая звонками персонажей из телефонной книги.

Улики из прошлого
“Левиафан” скрывает свой истинный потенциал вплоть до начала второго эпизода: именно тогда вы понимаете, что история очень хорошо написана и идеально адаптирована под формат интерактивной новеллы. Каждая строка в диалогах наполнена информацией, углубляющей понимание мира и героев игры или ведёт к более значимым уликам, вся важность которых становится понятной по ходу истории. Все возможные варианты выбора, предлагаемые в диалогах с персонажами, имеют значение, и потому выбирать в “Левиафане” - интересно и непросто.

К примеру, книга, которую мать Оливера заставляет читать в первом эпизоде, поможет вам ответить на два из четырёх вопросов теста, который вам предстоит пройти в третьей главе. Ещё два ответа, кстати, вы сможете получить во втором эпизоде, если будете слушать речь учителя в классе, которая, на первый взгляд, кажется бесполезной. Впрочем, если вместо этого вы предпочтёте поболтать с одноклассницей, вы также узнаете некоторое количество полезной информации. Течение истории очень сильно привязано к знанию правильных ответов, но простор для манёвров всегда остаётся: вы можете, к примеру, купить зелье интеллекта, и тогда написать тест будет очень просто, можете перебрать правильные варианты вручную - вариантов много.
И когда Древо, являющееся герою во снах, предлагает ему заглянуть в мысли друзей и родных, не отказывайтесь. Воспользуйтесь шансом узнать о своём альтер-эго много нового и… неожиданного.

В шкуре убийцы
И всё-таки, у игры действительно шикарный сюжет: каждая сцена, даже самая незначительная, наполнена ощущением жизни в мрачном городе, где, кажется, жить достойно могут только богатые аристократы. Английский перевод вполне неплох и вполне достоин оригинала. Настоение игры раскачивается от комедийных сцен (особенно это касается сцен с Эдной, демоном, вызванным Оливером ещё в детстве, который всё время рвётся убивать людей и говорит об этом так, словно это - совершенно обычное и нормальное дело) до моментов, способных вогнать в жесткую депрессию… Увлёкшись сюжетом, однако, не расслабляйтесь: как и прежде игра требует от игрока продуманных ответов и взвешенных решений, потому что ошибка, как правило, ведёт к провалу. К примеру, в третьем эпизоде один из персонажей угрожает суицидом, и вам придётся проявить чудеса дипломатичности, чтобы спасти его от смерти. Лично мне показалось, что варианты ответов в диалогах этой сцены не слишком очевидны. Мне пришлось переиграть её несколько раз, чтобы спасти самоубийцу, в итоге оказавшегося крайне подозрительным симулянтом. Разработчики, к счастью, предусмотрели автоматическое сохранение перед началом диалога, так что фрустрации удалось избежать.
Ещё одним большим успехом разработчиков можно считать подачу детективных элементов в истории: обстоятельства постоянно вмешиваются в ход расследования, заставляя Оливера на ходу менять тактику. Время работает против него, и чтобы добраться до истины, ему постоянно приходится торопиться, на шаг опережая оппонентов. Каждая улика воспринимается как награда: каждый факт - это маленькое открытие, благодаря которому сложная история обретает форму, заставляя с возрастающим интересом следить за развитием событий.

Помимо детективной истории, в которой смешались реализм и фантастика (что ещё интереснее, все фантастические элементы являются здесь частью повседневной жизни и герои им нисколько не удивляются), не последнюю роль в “Левиафане” играет арт-дирекшн: в игре огромное количество роскошно отрисованных декораций, утопающих в тумане Декады, грамотно использованные звуковые эффекты (к примеру, чем ближе вы к окну комнаты, тем громче слышны звуки города), и все это оживлено мелкими анимациями - вспышками молний над крышами Академии, тенями прохожих, идущих через переулок. Не забудем и про анимационные вставки вроде призыва демона или прибытия поезда. Спрайты героев анимированы, двигаются очень плавно, говорят и даже моргают во время разговора! Графический стиль игры ушёл далеко вперёд по сравнению со стандартной для визуальных новел аниме-стилистикой, и заставляет вспомнить MoaCube с их Cinders, вышедшей в прошлом году.
Говоря про арт-дирекшн, нельзя не упомянуть музыку, которая тоже хороша: треков немного, однако, они атмосферны и используются очень уместно. Описать стиль саундтрека сложно, поэтому предлагаю вам самим послушать и сделать вывод. Ну и, конечно, шикарный опенинг, который звучит, как настоящий хит!
Is it possible to get out?
Вплоть до этого момента я пыталась не рассказывать о сюжете слишком подробно, однако, рассказывать о “Левиафане”, не комментируя историю, невозможно, поскольку она, как и было сказано выше, очень хороша, и именно она и создаёт игру.

Усы доброго патриарха
(А теперь, внимание, спойлеры!)
Итак, Оливер хочет отомстить за смерть своей матери, которая была убита в первом эпизоде, и посадить за решетку убийцу, за спиной которого стоит влиятельная высокородная семья. Классический сюжет? Не совсем. И дело даже не в том, что представители закона прогибаются перед могуществом семьи (одной из самых влиятельных в городе, между прочим), а в том, что злодей-опекун получился фигурой неоднозначной. Ведь Кристиан - это человек, вырастивший Оливера, и, надо признать, он образцовый отец, благородный и достойный подражания. Вплоть до момента встречи с ним игра усиленно нагнетает напряжение, и когда вы наконец встречаетесь, вы оказываетесь чуть ли не очарованы им: говоря о смерти матери Оливера, опекун выглядит искренне раскаивающимся, и, вспоминая детство своего воспитанника, вытаскивает из воспоминаний множество ярких, сентиментальных картин, полных любви и нежности. И Оливер оказывается в действительно сложной ситуации, и игрок вместе с ним; и вам, игроку, уже не хочется мстить опекуну и наказывать его, но и желание восстановить справедливость и добиться правды сильно, как никогда. Отношение Оливера к опекуну колеблется в широком диапазоне от ненависти до любви, что привносит в историю ещё больше сложности и загадочности. Правда об убийстве выступает из темноты постепенно, и вместе с ней возникает ещё один герой - демоническая тень Кристиана, чья личность вызывает всё больше вопросов. Кто кем управляет? Кристиан командует хладнокровным убийцей, как цепным псом, или же тень сама управляет его разумом, и вина Кристиана - лишь стечение обстоятельств и сам он - жертва. Ответ не так прост, как кажется, и, похоже, истинная роль тени станет только после прохождения игры.

Просто друг?
Лучший друг Оливера, Кел - это ещё один персонаж, который, безусловно, заслуживает отдельного рассказа. Оливер и Кел были дружны с самого детства, однако, внезапное обнаружение первой улики выводит их отношения на новый виток - после этого Кел появляется в жизни Оливера ещё чаще, становясь единственным персонажем, по-настоящему заслуживающим доверия. На протяжение трёх эпизодов Кел так рискует собой ради Оливера, что невольно начинаешь задумываться, зачем вообще он это делает. Ситуацию немного проясняет Древо, помогая прочитать мысли Кела: оказывается, Кел влюблён в Оливера уже долгое время, и лишь страх быть отвергнутым мешает ему признаться. Этот факт внезапно придаёт герою дополнительную глубину, поскольку его поступки можно трактовать и как эгоистичную попытку завоевать любовь и признание Оливера, помогая ему в расследовании, так и искреннее беспокойство за друга, оказавшегося в страшной опасности. Появление новых персонажей в третьем эпизоде игры только углубляет и без того тяжелое положение Кела, ставя его перед дилеммой: рассказать Оливеру о том, кем на самом деле является Юлия, и поставить себя под удар, нарушив закон, либо промолчать и с ужасом наблюдать, как Оливер идёт к трагическому финалу, делая один опасный шаг за другим. Кела можно назвать главным трагическим героем игры, и игрок может сыграть в его судьбе немалую роль, поддержав его или, напротив, “утопив”. Что особенно приятно, у Кела, как и у остальных героев игры, очень проработанный бэкграунд, и он, пожалуй, один из самых харизматичных и очаровывающих персонажей “Левиафана”.

Безмозглая пустышка?
Юлия Блэкстоун появляется в третьем эпизоде в качестве новенькой студентки Академии, и то, что она делает, поначалу вызывает лишь смех: она визглива, несносна, постоянно цапается с Дариной (девчачьи разборки по поводу мальчиков и платьев, ничего серьезного), постоянно, к месту и не к месту вставляет идиотское восклицание “Круто!” и вообще действует на нервы. Однако, время от времени игра как бы намекает, что Юлия - не настолько проста, как кажется, и за образом красивой глупышки скрывается совершенно иной характер. И действительно, ближе к концу третьего эпизода мы узнаём, что Юлия виртуозно водила нас за нос: дурочка-студентка оказывается кем-то вроде полицейского инспектора (в игре они называются “дознавателями”), прячущего свой немалый интеллект под флёром показной наивности. Её истинная суть действительно пугает, и чтобы перехитрить Юлию, Оливеру придётся из кожи вон лезть, подыгрывая ей и вступая в настоящие словесные дуэли, доказывая собственную невиновность, в то время как он действительно виновен, что делает его положение ещё более шатким (в чём именно виновен Оливер вы узнаете, пройдя второй эпизод).

Холодильник с трупами
(спойлеры закончились)
“Левиафан” действительно выглядит как игра с рейтингом 18+, однако, с порнографией и расчленёнкой это никак не связано: рейтинг обусловлен теми темами, которые поднимаются в сюжете, общей тональностью и красками придуманного мира - регулярные убийства, кровожадные демоны, напряженные межличностные отношения, в которых нет правых и виноватых, политические дрязги, отсылки к событиям реального мира, упоминание алкоголя, наркотиков и проституции. К слову, внешне всё пристойно, хотя и без ханжества, а сцена с обнаженной натурой - одна на всю игру. Немного парадоксально, но “Левиафан” ощущается как очень интеллигентная и умная игра, сюжет которой эксплуатирует классический комиксный троп с женским трупом в холодильнике.

Жизнь тяжела…
После такого описания вы, вероятно, подумали, что Левиафан - идеальная игра, у которой отсутствуют дефекты, однако, это не совсем так: наибольшее беспокойство вызывает техническая сторона и система автосохранений, которая срабатывает далеко не всегда. В отличие от классических визуальных новелл, при сохранении игра не может “запомнить” на какой реплике вы остановились, а функция промотки диалогов открывается только тогда, когда эпизод закончен. С учётом того, что в диалогах огромное количество вариантов, а эпизод, в среднем, длится около двух часов, это немного раздражает. В игре также встречаются мелкие баги, а сама она иногда вылетает (автосэйвы не всегда работают корректно, помните?). Самый, пожалуй, раздражающий момент связан с зацикленным диалогом, который происходит на лестнице в третьем эпизоде (Прим. переводчика: на момент перевода статьи баг был уже исправлен).

Вердикт
“Левиафан” - слишком необычен и хорош для описания “гибрид квеста и визуальной новеллы” (что бы вы не вкладывали в это определение): взрослые темы, тёмная атмосфера и сложные взаимоотношения между героями, складывающиеся в интригующем антураже антиутопии. И даже небольшой дискомфорт, который вызывает система сохранений, не отбивает желания в одиночестве странствовать по древнему, красивому городу, ища улики. Обратите внимание, что игра официально вышла как на РС, так и на iOS, и играть в неё на тач-устройствах вполне комфортно. Приобрести сагу (которая всё ещё находится в процессе разработки) по предзаказу можно примерно за 10€, а один эпизод стоит 2€31. Не так уж много, если сердце зовёт вас в глубины Левиафана…
Игра поддерживает языки: русский, английский, немецкий.
Стоимость игры СНГ: 69 рублей за эпизод или 200 рублей за все 5 эпизодова.

Steam Greenlight - http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=172019758
С сайта можно скачать демоверсию - http://thelostwood.com/


