05 октября 2010Технологии
Обновлено 09.05.2015

Проснись, Нео!

Шатаясь в свободное от сна и просмотра телесериалов время по интернетам, то тут, то там натыкаюсь на вялотекущие дискуссии и опросы на темы вроде "что круче - Move или Kinect?", "как новые устройства ввода изменят игровую индустрию?" и "купите ли вы сабж и почему?". Смотрю на них и каждый раз недоумеваю: почему люди не хотят и не могут учиться на примерах истории и склонны раз за разом запрыгивать на одни и те же грабли, наивно полагая, что уж в этот раз их точно не шваркнет по носу?
Шатаясь в свободное от сна и просмотра телесериалов время по интернетам, то тут, то там натыкаюсь на вялотекущие дискуссии и опросы на темы вроде "что круче - Move или Kinect?", "как новые устройства ввода изменят игровую индустрию?" и "купите ли вы сабж и почему?". Смотрю на них и каждый раз недоумеваю: почему люди не хотят и не могут учиться на примерах истории и склонны раз за разом запрыгивать на одни и те же грабли, наивно полагая, что уж в этот раз их точно не шваркнет по носу?

А ведь все, происходящее сейчас с новыми не-геймпадами, уже было совсем недавно, причем даже дважды, и дважды же мы получили ответы на все животрепещущие вопросы. Сначала появилась Nintendo DS. Замечательная портативная система, сделавшая акционеров компании Nintendo и любителей поиграть по дороге на работу очень счастливыми. У DS имелась такая маленькая штучка под названием тачскрин, позволявшая управлять происходящим с помощью стилуса и хитрых телодвижений. Это было ново, оригинально, свежо - людям нравилось, им было интересно. Мне вот тоже стало интересно и я DS купил. Поиграв некоторое время, начал использовать ее как будильник (дурацкая была затея), а затем и вовсе подарил племяннице (вот этот фокус удался лучше), потому что ожидаемую в связи с появлением тачскрина революцию в играх отменили из-за неявки революционеров.

Как выяснилось, разработчики не очень-то хотели поддерживать новый способ взаимодействия с играми, а если и хотели, то не понимали, как это сделать. Игр, которые без тачскрина немыслимы и невозможны, на DS раз, два и обчелся (Nintendogs! Щекотать пузики щеночкам!). Других игр - хороших, вкусных, интересных - десятки, и именно благодаря им DS до сих пор на плаву, а ее владельцы очень довольны жизнью. Но всем этим играм тачскрин до лампочки (или, в лучшем случае, для галочки) - они хороши не оригинальным использованием новой фишки, а качественным игровым процессом “старой школы”, а значит - вполне могли бы обойтись старой схемой управления.

А затем случилась Wii - еще одна эпическая победа Nintendo над разумом и здравым смыслом. История повторилась с точностью до микрона - счастливые человеки создавали адский ажиотаж вокруг “революции в играх”, сметали приставки с прилавков магазинов, два месяца баловались, а затем сплавляли наскучившую игрушку либо еще не достигшим просветления знакомым, либо на полку, где она, наверное, и пылится до сих пор. При этом, опять же, у Wii есть библиотека достойных игр, от которых восторженно пищат фанаты и сходят с ума профессиональные игровые журналисты, но то, что для существования этих игр новое устройство ввода жизненно необходимо, остается, мягко говоря, спорным утверждением.

И вот, Kinect с Move. Очередные “новые слова в играх” уже на пороге и сладко пахнущий ветер перемен дует нам прямо в морды. Обойдусь без словесной эквилибристики и скажу просто:

Move = Wii Remote с уродливой круглой херней на носу.
Kinect = EyeToy с расширенным функционалом, Молинье в роли пиарщика и непомерной концентрацией понтов на квадратный сантиметр экранного пространства.

И пойдут они по уже проторенному DS и Wii пути - несколько оригинальных игр (это если нам сильно повезет) плюс запихивание избыточных функций управления во все без исключения новые проекты, “потому что так надо”. Кому, зачем и почему - вопрос десятый. Но я бы на вашем месте морально готовился к тому, что скоро в играх можно будет с помощью сложных магических пассов руками сделать то, что раньше вы делали нажатием одной кнопки. Будет весело.

Увы и ах, новые технологии в игровой индустрии далеко не всегда ведут к прорывам в геймплее - обычно они ведут лишь к ущербу для кошельков слишком впечатлительных и падких на рекламу геймеров. Знаю, что не раскрою тайну Вселенной и не скажу вообще ничего нового, но все же придется открыть рот, потому что многие об этом регулярно забывают: для успеха новой игровой платформы необходимы качественные игры и только они. Можно строить эпическую высокотехнологичную вундервафлю с виртуальной реальностью и электродами-прямо-в-мозг на борту, но если не будет игр, реализующих ее потенциал на практике, вашему предприятию быстро придет конец. И это справедливо.

Разумеется, вышесказанное не означает провал Move и Kinect. При грамотной рекламе и хоть какой-то работе с разработчиками игр оба устройства вполне можно вывести в люди и даже заработать на них некоторое количество денег. А может, нам всем сильно повезет, и кто-нибудь выпустит игру, которая будет интересна сама по себе и в то же время будет немыслима без поддержки новых схем управления - откроет, если угодно, новый жанр. Кто это будет и как он это сделает - не так уж и важно, но первопроходец, который проложит дорогу колонизаторам новых игровых просторов, нам просто необходим. А до его появления все эти новомодные штуки будут хороши лишь для казуалов да для дружеских посиделок, в ходе которых все уже выпили достаточно, чтобы выглядеть идиотами, но слишком мало для того, чтобы делиться на парочки и отправляться на поиски подходящей для понятно чего кладовки.

Напоследок хотелось бы вспомнить одну милую штучку, которая лично мной воспринималась как действительно новое слово в играх и первая ласточка грядущих перемен. Это Eyedentify - PS3-игра, в которой присутствовали активное использование цифровой камеры EyeToy, распознавание речи и пара девиц, которыми надо было командовать, сидя дома в семейных трусах.

Впервые игру представили публике на E3 2005. Сейчас воз и ныне там - за минувшие пять лет об Eyedentify не было слышно ровным счетом ничего. И это очень грустно.

P.S. для тех, кто все равно хочет верить в “новое слово” и “революцию”. Список игр, с которым будет стартовать Kinect, включает в себя полтора десятка проектов. Один клон Nintendogs (с тигрятами!), несколько игр-попрыгушек для маленьких слепых детей и вагон разных фитнес-центров, виртуальных качалок и прочих электронных вариантов успокоительного для тех, кому лень пойти в спортзал, но не жаль времени на взращивание своих комплексов по поводу непрезентабельного внешнего вида. Остановите Землю, я сойду. Немедленно.

Комментарии 27
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Siemour
Siemour
Плюс поставлю, но соглашусь лишь отчасти. Да, новые технологии как раз таки никогда не могли достойно приняться в самый момент запуска, если общество было для них не готово и не понимало, для чего это нужно. И это и есть Кинект, мало разработчиков решится сейчас с ним экспериментировать. Извените, но тир про Гарри Поттера и все в таком духе - это тоже самое, как если бы игры с аркадных автоматов нас заставляли проходить на десятки долларов, когда в реальности это можно сделать за 25 центов, ну или пять рублей, условно. Это глупо! Сейчас такая технология банально будет не нужна разработчикам, как когда-то Wii. Но вот насчет Move я категорически не согласен. Ты правильно сказал насчет того, что Move - это, по сути, контроллер Wii.
Siemour
Siemour
*продолжение Он точнее и приставка мощнее Wii в десятки раз. И, я недавно проводил подобный теоретический анализ, это то - что сейчас нужно! Wii не имела достойных разработчиков, ведь мало кто понимал - как вообще работать с этой системой. Сейчас же она понятна, Move более демократичен для разработчиков. Им нужно всего лишь сделать версию под него и поместить на тот же самый диск. Нет риска провала игры, ведь обычный геймпад и версию для него никто не отменял на диске. Поэтому немного опрометчиво заявлять о том, что Move, как новая технология, сейчас не способна ничего сделать без качественных игр сама по себе, раз она так нова. Она не нова! Это именно то, что сейчас нужно - настоящее, здесь и сейчас. Кинект - это будущее, и в будущем он будет тем, что станет эталоном, если его не опередят до этого. В данном случае надо рассматривать контроллеры новые именно с позиции нашего дня.
Siemour
Siemour
Часть продолжения потеряно, так что вкратце: Кинект - это частица будущего, его не поймут многие. Он станет продолжением линии твоей - DS, Wii. Его поймут потом, может кто-то сделает нужный его аналог того времени, как Move стал тем, чем не стал Wii. Кто это сделает? Вопрос. Сейчас мы имеем дело с проверенной системой, известной. Все привыкли к Wii, разработчики знают, что можно с ней сделать. Они будут творить, ведь на диск поместится и для геймпада, и для Move'а версия. Нет риска, но есть возможность для эксперимента. Будет ли такое с Kinect? Не думаю, будет тоже, что сейчас твориться с Wii, редкие и качественные игры, в то время, как на Move будут настоящие и полноценные франчайзы. 10 лет и его осознают, тогда будет настоящая революция! Так что Move уже не новая технология, это венец своей идеи, дальше - будет иное управление, иные способы, вот он - Кинект. Так что тут ты не правильно вынес Move на ровне с ним. Прости.