Проснись, Нео!
А ведь все, происходящее сейчас с новыми не-геймпадами, уже было совсем недавно, причем даже дважды, и дважды же мы получили ответы на все животрепещущие вопросы. Сначала появилась Nintendo DS. Замечательная портативная система, сделавшая акционеров компании Nintendo и любителей поиграть по дороге на работу очень счастливыми. У DS имелась такая маленькая штучка под названием тачскрин, позволявшая управлять происходящим с помощью стилуса и хитрых телодвижений. Это было ново, оригинально, свежо - людям нравилось, им было интересно. Мне вот тоже стало интересно и я DS купил. Поиграв некоторое время, начал использовать ее как будильник (дурацкая была затея), а затем и вовсе подарил племяннице (вот этот фокус удался лучше), потому что ожидаемую в связи с появлением тачскрина революцию в играх отменили из-за неявки революционеров.
Как выяснилось, разработчики не очень-то хотели поддерживать новый способ взаимодействия с играми, а если и хотели, то не понимали, как это сделать. Игр, которые без тачскрина немыслимы и невозможны, на DS раз, два и обчелся (Nintendogs! Щекотать пузики щеночкам!). Других игр - хороших, вкусных, интересных - десятки, и именно благодаря им DS до сих пор на плаву, а ее владельцы очень довольны жизнью. Но всем этим играм тачскрин до лампочки (или, в лучшем случае, для галочки) - они хороши не оригинальным использованием новой фишки, а качественным игровым процессом “старой школы”, а значит - вполне могли бы обойтись старой схемой управления.
А затем случилась Wii - еще одна эпическая победа Nintendo над разумом и здравым смыслом. История повторилась с точностью до микрона - счастливые человеки создавали адский ажиотаж вокруг “революции в играх”, сметали приставки с прилавков магазинов, два месяца баловались, а затем сплавляли наскучившую игрушку либо еще не достигшим просветления знакомым, либо на полку, где она, наверное, и пылится до сих пор. При этом, опять же, у Wii есть библиотека достойных игр, от которых восторженно пищат фанаты и сходят с ума профессиональные игровые журналисты, но то, что для существования этих игр новое устройство ввода жизненно необходимо, остается, мягко говоря, спорным утверждением.
И вот, Kinect с Move. Очередные “новые слова в играх” уже на пороге и сладко пахнущий ветер перемен дует нам прямо в морды. Обойдусь без словесной эквилибристики и скажу просто:
Move = Wii Remote с уродливой круглой херней на носу.
Kinect = EyeToy с расширенным функционалом, Молинье в роли пиарщика и непомерной концентрацией понтов на квадратный сантиметр экранного пространства.
И пойдут они по уже проторенному DS и Wii пути - несколько оригинальных игр (это если нам сильно повезет) плюс запихивание избыточных функций управления во все без исключения новые проекты, “потому что так надо”. Кому, зачем и почему - вопрос десятый. Но я бы на вашем месте морально готовился к тому, что скоро в играх можно будет с помощью сложных магических пассов руками сделать то, что раньше вы делали нажатием одной кнопки. Будет весело.
Увы и ах, новые технологии в игровой индустрии далеко не всегда ведут к прорывам в геймплее - обычно они ведут лишь к ущербу для кошельков слишком впечатлительных и падких на рекламу геймеров. Знаю, что не раскрою тайну Вселенной и не скажу вообще ничего нового, но все же придется открыть рот, потому что многие об этом регулярно забывают: для успеха новой игровой платформы необходимы качественные игры и только они. Можно строить эпическую высокотехнологичную вундервафлю с виртуальной реальностью и электродами-прямо-в-мозг на борту, но если не будет игр, реализующих ее потенциал на практике, вашему предприятию быстро придет конец. И это справедливо.
Разумеется, вышесказанное не означает провал Move и Kinect. При грамотной рекламе и хоть какой-то работе с разработчиками игр оба устройства вполне можно вывести в люди и даже заработать на них некоторое количество денег. А может, нам всем сильно повезет, и кто-нибудь выпустит игру, которая будет интересна сама по себе и в то же время будет немыслима без поддержки новых схем управления - откроет, если угодно, новый жанр. Кто это будет и как он это сделает - не так уж и важно, но первопроходец, который проложит дорогу колонизаторам новых игровых просторов, нам просто необходим. А до его появления все эти новомодные штуки будут хороши лишь для казуалов да для дружеских посиделок, в ходе которых все уже выпили достаточно, чтобы выглядеть идиотами, но слишком мало для того, чтобы делиться на парочки и отправляться на поиски подходящей для понятно чего кладовки.
Напоследок хотелось бы вспомнить одну милую штучку, которая лично мной воспринималась как действительно новое слово в играх и первая ласточка грядущих перемен. Это Eyedentify - PS3-игра, в которой присутствовали активное использование цифровой камеры EyeToy, распознавание речи и пара девиц, которыми надо было командовать, сидя дома в семейных трусах.
Впервые игру представили публике на E3 2005. Сейчас воз и ныне там - за минувшие пять лет об Eyedentify не было слышно ровным счетом ничего. И это очень грустно.
P.S. для тех, кто все равно хочет верить в “новое слово” и “революцию”. Список игр, с которым будет стартовать Kinect, включает в себя полтора десятка проектов. Один клон Nintendogs (с тигрятами!), несколько игр-попрыгушек для маленьких слепых детей и вагон разных фитнес-центров, виртуальных качалок и прочих электронных вариантов успокоительного для тех, кому лень пойти в спортзал, но не жаль времени на взращивание своих комплексов по поводу непрезентабельного внешнего вида. Остановите Землю, я сойду. Немедленно.