Про SOPA и смерть творчества
В начале нового века очередная технология грозит погубить музыкальную индустрию навсегда, лишить музыкантов средств к существованию, а аудиофилов - новых песен. Если мы хотим, чтобы композиторы и певцы не умерли с голоду и продолжали творить дальше, у нас нет иного выхода, кроме как ограничить все эти модные нововведения. В конце концов, про это говорят лучшие представители индустрии, включая легендарного Джона Филипа Суза, автора национального марша США.
На дворе 1906 год и Эдисон как раз изобрел граммофон.
Двадцатью годами позже возникла новая опасность, грозившая снова уничтожить музыкальную индустрию. Радио! Возможность слушать музыку бесплатно где и когда угодно означала, что никто не захочет покупать граммофонные пластинки, основной источник дохода для музыкальной индустрии.
В следующий раз музыку (и уже кино) убивало телевидение - в шестидесятые. Но все было совсем не так, как вы подумали - индустрию волновало не бесплатное распространение контента, а платное. Появилось кабельное телевидение, за которое брали деньги и продюсеры опасались, что все самое интересное теперь будут показывать по “кабелю”, в то время как на эфирном телевидении не останется ничего. Тысячи людей творческих профессий в опасности!
В семидесятые годы на мир обрушились аудио и видеокассеты, готовые ограбить и разорить музыкантов и актеров. Если каждый может бесплатно переписывать фильмы, чтобы посмотреть их дома, кто будет за них платить и кто станет ходить в кино? Видеокассеты сравнивали с Бостонским Душителем, который удавит во сне музыкальную и кино индустрию.
Во всех этих случаях американский Конгресс принимал сторону потребителей - в случае с граммофоном он просто заставил производителей пластинок платить роялти музыкантам, а когда появилось радио ввел лицензионные отчисления и породил печально уже известные комитеты по сбору и перераспределению этих самых отчислений. В случае с кабельным дело дошло до Верховного Суда, который с перевесом всего в два голоса разрешил его существование. А война с видеокассетами длилась четверть века и закончилась только в 2002-м, когда всем было на нее плевать.
Но возможно, если контролировать прогресс и технологии, мир бы развивался иначе? Возможно, не случись всех этих поражений музыкальной и киноиндустрий в прошлом, нас ждало бы другое, более счастливое будущее?
В конце восьмидесятых прошлого века появились цифровые аудиокассеты. Сложно переоценить их важность для прогресса - до появления Интернета, в мире ZX-Spectrum и NES возникла технология, позволявшая без потерь качества записывать и копировать звуковой сигнал для дальнейшего воспроизведения. И естественно, начался очередной плач Ярославны про смерть музыки.
В этот раз Конгресс встал на сторону музыкальной индустрии. Цифровые плееры обложили сложными лицензионными схемами из-за чего они так и не поступили в продажу, а технология использовалась в стримерах для резервного копирования данных и надолго обогнала потребности компьютеров в этой области.
Я привожу примеры войны музыкальной индустрии против технологий, но на самом деле с прогрессом безуспешно пытались воевать многие и каждый раз безуспешно. В девятнадцатом веке фермеры добивались запрета маргарина, луддиты громили чулочные станки, а конные перевозчики требовали запретить паровозы за то что те убивают частный извоз.
Вы знаете, чем все закончилось.
Ситуация с SOPA, PIPA и еще несколькими похожими законопроектами, которые сейчас пытаются протащить через американский парламент абсолютно аналогичная. С тем только отличием, что в этот раз деньгам музыкальной и киноиндустрии противостоят деньги технологических компаний, которым новые запреты в этой отрасли ни к чему. И дело даже не в том, что SOPA убьет Гугль, а в том, что она сделает американские Интернет-компании неконкурентоспособными на международном рынке и закроет доступ международным компаниям на рынок США. В обоих случаях ничего хорошего ждать не приходится.
На наше счастье, индустрия контента спохватилась слишком поздно. Когда-то им удалось протащить DMCA, который теперь многие западные специалисты считают индульгенцией пиратам. Представитель торгово-промышленной палаты США в Украине так прямо и говорил несколько лет назад: “В Украине нет DMCA, вы же можете закрывать любой пиратский сайт за соучастие, не важно, удаляют они контент или нет”. Несколько лет назад у индустрии контента было больше власти и денег, чем у Интернет-индустрии. Сейчас ситуация изменилась.
Главное, не забывайте, что SOPA - это не про пиратство против свободы слова. SOPA - это про деньги между Warner Bros, Google и их коллегами. Просто индустрия кино и музыки пытается воевать не с Интернет, а с технологическим прогрессом, что заведомо бесполезно.
Рано или поздно в точно такой же ситуации окажутся Интернет-компании, чей бизнес уничтожит новая технология. И это прекрасно.
P.S. Забавно, четыре года назад я писал про то, что ждет индустрию продажи контента на примере Китая, который построил коммунизм раньше всей остальной планеты. Похоже, что оказался прав.