23 января 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

Про SOPA и смерть творчества

Жертвами прогресса неизбежно становятся как отдельные люди, так и целые компании. Часто развитие технологий особенно плохо сказывается на тех, кто зарабатывает на жизнь творчеством.
Жертвами прогресса неизбежно становятся как отдельные люди, так и целые компании. Часто развитие технологий особенно плохо сказывается на тех, кто зарабатывает на жизнь творчеством.

В начале нового века очередная технология грозит погубить музыкальную индустрию навсегда, лишить музыкантов средств к существованию, а аудиофилов - новых песен. Если мы хотим, чтобы композиторы и певцы не умерли с голоду и продолжали творить дальше, у нас нет иного выхода, кроме как ограничить все эти модные нововведения. В конце концов, про это говорят лучшие представители индустрии, включая легендарного Джона Филипа Суза, автора национального марша США.

На дворе 1906 год и Эдисон как раз изобрел граммофон.

Двадцатью годами позже возникла новая опасность, грозившая снова уничтожить музыкальную индустрию. Радио! Возможность слушать музыку бесплатно где и когда угодно означала, что никто не захочет покупать граммофонные пластинки, основной источник дохода для музыкальной индустрии.

В следующий раз музыку (и уже кино) убивало телевидение - в шестидесятые. Но все было совсем не так, как вы подумали - индустрию волновало не бесплатное распространение контента, а платное. Появилось кабельное телевидение, за которое брали деньги и продюсеры опасались, что все самое интересное теперь будут показывать по “кабелю”, в то время как на эфирном телевидении не останется ничего. Тысячи людей творческих профессий в опасности!

В семидесятые годы на мир обрушились аудио и видеокассеты, готовые ограбить и разорить музыкантов и актеров. Если каждый может бесплатно переписывать фильмы, чтобы посмотреть их дома, кто будет за них платить и кто станет ходить в кино? Видеокассеты сравнивали с Бостонским Душителем, который удавит во сне музыкальную и кино индустрию.

Во всех этих случаях американский Конгресс принимал сторону потребителей - в случае с граммофоном он просто заставил производителей пластинок платить роялти музыкантам, а когда появилось радио ввел лицензионные отчисления и породил печально уже известные комитеты по сбору и перераспределению этих самых отчислений. В случае с кабельным дело дошло до Верховного Суда, который с перевесом всего в два голоса разрешил его существование. А война с видеокассетами длилась четверть века и закончилась только в 2002-м, когда всем было на нее плевать.

Но возможно, если контролировать прогресс и технологии, мир бы развивался иначе? Возможно, не случись всех этих поражений музыкальной и киноиндустрий в прошлом, нас ждало бы другое, более счастливое будущее?

В конце восьмидесятых прошлого века появились цифровые аудиокассеты. Сложно переоценить их важность для прогресса - до появления Интернета, в мире ZX-Spectrum и NES возникла технология, позволявшая без потерь качества записывать и копировать звуковой сигнал для дальнейшего воспроизведения. И естественно, начался очередной плач Ярославны про смерть музыки.

В этот раз Конгресс встал на сторону музыкальной индустрии. Цифровые плееры обложили сложными лицензионными схемами из-за чего они так и не поступили в продажу, а технология использовалась в стримерах для резервного копирования данных и надолго обогнала потребности компьютеров в этой области.

Я привожу примеры войны музыкальной индустрии против технологий, но на самом деле с прогрессом безуспешно пытались воевать многие и каждый раз безуспешно. В девятнадцатом веке фермеры добивались запрета маргарина, луддиты громили чулочные станки, а конные перевозчики требовали запретить паровозы за то что те убивают частный извоз.

Вы знаете, чем все закончилось.

Ситуация с SOPA, PIPA и еще несколькими похожими законопроектами, которые сейчас пытаются протащить через американский парламент абсолютно аналогичная. С тем только отличием, что в этот раз деньгам музыкальной и киноиндустрии противостоят деньги технологических компаний, которым новые запреты в этой отрасли ни к чему. И дело даже не в том, что SOPA убьет Гугль, а в том, что она сделает американские Интернет-компании неконкурентоспособными на международном рынке и закроет доступ международным компаниям на рынок США. В обоих случаях ничего хорошего ждать не приходится.

На наше счастье, индустрия контента спохватилась слишком поздно. Когда-то им удалось протащить DMCA, который теперь многие западные специалисты считают индульгенцией пиратам. Представитель торгово-промышленной палаты США в Украине так прямо и говорил несколько лет назад: “В Украине нет DMCA, вы же можете закрывать любой пиратский сайт за соучастие, не важно, удаляют они контент или нет”. Несколько лет назад у индустрии контента было больше власти и денег, чем у Интернет-индустрии. Сейчас ситуация изменилась.

Главное, не забывайте, что SOPA - это не про пиратство против свободы слова. SOPA - это про деньги между Warner Bros, Google и их коллегами. Просто индустрия кино и музыки пытается воевать не с Интернет, а с технологическим прогрессом, что заведомо бесполезно.

Рано или поздно в точно такой же ситуации окажутся Интернет-компании, чей бизнес уничтожит новая технология. И это прекрасно.

P.S. Забавно, четыре года назад я писал про то, что ждет индустрию продажи контента на примере Китая, который построил коммунизм раньше всей остальной планеты. Похоже, что оказался прав.

Комментарии 155
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Lihoy_Ciklop
Lihoy_Ciklop
Пора тебе вступать в Пиратскую Партию России)))