Про снег и бета-патриотов
И ведь помнится, именно на канобу основная аудитория высказывала лютое одобрение в честь того, что после распила THQ дальнейший саппорт игры “Company Of Heroes 2” перешел к Sega. А есть ли поводы для радости? В общем, пятьдесят на пятьдесят.
Итак, после смотра бета-версии появились некоторые спорные выводы (кстати, еще раз напомню, может кому-то и не плевать даже - бета идет в Steam и будет продолжаться еще целых 9 дней, и да это все бесплатно, как вы понимаете). Не буду много расписывать, ибо нет особого желания, нет цельных представлений от полной версии игры и так далее. Иными словами, давайте вкратце.
Первое, что радует в новой части “Роты героев” - это графика. Она здесь такая чудесная, замечательная и качественная. Настолько чудесная, замечательная и качественная, что компьютер, который без особых проблем тянет всякие там эти ваши современные экшоны начинает захлебываться уже в главном меню, судорожно выставляя настройки “минимальные” в качестве “рекомендуемых” и оптимальных. Оно и понятно, ведь в игре теперь есть колоски, что танцуют под степным ветерком на полях Припяти, есть Подмосковный снежок, которого здесь целые сугробы, метели, мегатонны и вообще - очень уж много снега. Так много, что в пункте “обучение” советам о снеге отведено чуть ли не половина от всех советов вообще: если на вас едет танк - бегите по снегу, ежели ваши комрады разлетаются на куски при этой пробежке - значит в снегу закопаны мины, попробуйте обойти снежные тропы по снежным сугробам. Но помните, что в сугробах ваши бойцы движутся намного медленнее, нежели по тропам. Что делать? Просто попробуйте раскидать снег артиллерией или чем-нибудь еще, что умеет разбрасывать по округе большие количества снега. И я не шучу, советы почти такие же, разве что они представлены вкратце.
Конечно же, после такого тебя (игрока и всяческого привилегированного бета-тестера) не покидает ощущение того, что игра не про войну, долг, отчизну и родину. Кажется, будто игра про снег. Симулятор лыжника или таджика-дворника, который приехал в столицу России на заработки и каждое утречко орудует лопатой у подъезда. В общем, ощущение такое, будто игра пр снег, метель, сугробы, лед и костры, которые нужно разводить, чтобы ваши бойцы совсем уж не окоченели (ведь, как нам подсказывает игра - в 1941 году была самая холодная зима за всю историю прошлого века). Не хватает разве что только глинтвейна, теплого свитера с оленями и песен Дина Мартина про снег. И тут я понял, что дело не в снеге (прости, что так часто пишу слово “снег”, но это действительно чуть ли не главный элемент игры). Эта игра про патриотизм.
Какой снег? Да, снег. В этой игре много снега. По сути, эта игра про то, как снег меняет ход истории, поворачивает её вспять и всё такое. Может игра и не про снег. А какая игра?
— Снежный почитатель
Никогда не считал себя патриотом, однако какие-то теплые чувства есть к этим нашим берёзкам, колоскам степным и рекам славянским. Ведь даже у меня, типичного битарда двадцать первого века, есть чувства к тому, чем славится эта страна. Но не путайте с государством. Именно страна. Та самая страна, где пьяные медведи в ушанках играют на балалайках и каждое утро орут на всю округу про коммунизм. Мы ведь с вами именно в такой стране и живем. Вот, к примеру, разработчики этой дивной игры знают о нас с вами даже больше, чем мы сами. Именно по этой причине солдаты Красной Армии при каждом клике мышки бодренько и с задором выкрикивают речёвки о Сталине, колхозах, совхозах, крестьянах, что-то там немного про Родину и про то, как они идут Ганса нагибать во имя общего дела, государственного строя и все в таком роде. И заметьте, игра называет “Рота героев”. В смысле, темы про честь, долг, отчизну и, вообще, о том, как человек встречается с войной - это все было в первой части игры. Ведь каждый американец, положа руку на сердце, может в любое время дня и ночи загнуть вам о высоком, о вечном и демократии, о чувствах, долге и под красивые музыкальные трели своего американского гимна. А почему же мы так не умеем?
Очень хорошая игра с очень хорошими медведями в очень хороших ушанках. Очень хорошая русская водка, селёдка, мишки и балалайки. Очень хорошо. За Матушку Россию. На здоровье.
— Собирательный образ стереотипов Пендостана
Знаете, бывают стереотипы. Они и вправду бывают. И можно закрывать глаза на многие из них. Но о чем думали создатели этой игры, которая с главного меню встречает игрока полу-демоническими и тошнотворными раскатами хорового пения о Родине? О чем думали создатели игры, которые запилили на солдат фразочки советских киборгов, что неслись вперед за веру в Сталина и коммунизм, ничего не видя перед собой? И наконец, о чем думали локализаторы, которые все это дело озвучивали, переводили и адаптировали под нашего с вами брата? Я не знаю. Мне этого не понять. Знаю одно: игра называется “Рота героев”, а не “Сталин против марсиан”. Она про героев, а не про медведей с балалайками из забугорных фантазий. Но давайте и хорошем, ведь игра является продолжением одной из лучших RTS этого поколения.
Лучшая RTS поколения, ага.
— Сара Керриган, эксперт по зергам
А из хорошего в этой игре есть, пожалуй, все же некая правдоподобность происходящего на мониторе. Да, лёд раскалывается и это не просто красивое дополнение, а активный элемент игры - ведь даже самый тяжелый немецкий танк можно “случайным выстрелом” отправить в глубокое плавание на дно озера. И поверьте, это действительно реалистично выглядит, меж тем, являясь некоторым тактическим подспорьем, если игрок не успел подготовиться к танковой атаке. Да, есть метели. Снег заслоняет видимость, пехота медленнее передвигается и быстрее замерзает. Есть разрушаемость, остались укрытия за элементами ландшафта, можно прятаться в домах, избах, церквях и в каждой постройке, которую встретишь. Даже добавили новую систему “визуального определения врага”, которая в первой части игры присутствовала больше для галочки, нежели вариант тактического преимущества. Отныне можно прятать свои отряды за объектами, превышающими высоту обзора врага; и они останутся незамеченными. Иначе говоря, теперь любой забор, обломок дерева и сугроб - это твой тактический помощник в плане удачного обхода врага с тыла и флангов. Кстати, ветер имеет свойство затягивать трещины на льду. Мелочь, а ведь кто-то же додумался до этого и реализовал в игре. В общем, похвально. Но не в этом заключается правдоподобность, о которой было объявлено в начале абзаца. Заключается она в том, как это все подано для игрока, в каких настроениях, антураже и тонах.
Если не считать за недочеты похоронные песнопения главного меню, нелепые до абсурда выкрики солдат и прочие патриотические и национальные нестыковки, то есть в этой игре кое-что такое, от чего внутри что-то начинает движение, пробуждаются чувства и становится страшно. А страшно становится оттого, как в этой игре все подано, с какой реалистичность (опять же, если играть без звука и не слышать отборной коммунистической бредятины). Ты будто находишься на одном из тех эвентов, где показывают исторические военные реконструкции. И все бы ничего, если бы не наши с вами, не знаю как правильнее сказать, дедов да прадедов. Те самые люди, которые дали нашим родителям место под солнцем для нас с вами. Может я слишком драматизирую, возможно где-то не прав (ибо не знаю историю Великой Отечественной Войны настолько, чтобы утверждать обратное), но при виде снега, метели и немецкий танков, ты четко осознаешь, что победа зависит от каждого твоего юнита, от спасительного тепла костров, разведенных под пылающими остовами германской военной техники, от самого игрока, который судорожно тыкает курсором мышки на иконки санитаров и авиационных налетов, от заградительного огня “Катюши”. Все вместе создает слишком мощную атмосферу, в которую ты либо начинаешь верить и выгрызать победу по метрам игровой карты, либо не веришь и не играешь в продолжение одной из лучших RTS нашего поколения.
Игра “Company Of Heroes 2” даже при всех своих нелепостях и недостатках показывает игроку такую войну, которую не смогли показать бесконечные части франшиз “Диверсанты” и “В тылу врага”. Это больше похоже на “Блитцкриг”, но с хорошей графикой (разумеется, если потребитель сего продукта не Ваномас). Динамика битвы, самобытность на разных участках боевых секторов, отличное звуковое оформление и детальная прорисовка - это показатель того, что разработчик действительно что-то вложил в игру, что-то хотел сказать всем этим. В смысле, не ради денег делалась игра (на самом деле, срывая покровы, скажу, что именно ради них она и делалась, но зато с душой сочинялась, наверное).
И в заключение, немного и обо всем. В “Company Of Heroes 2” есть развитая личная статистика, в том числе и постстатистика каждого сыгранного матча, нечто среднее между системами учета сетевой классической игры “Company Of Heroes” и “StarCraft 2”. Игроку подробно напишут о плюсах и минусах тактики, целесообразности затраченных ресурсов, покажут очередь построек и заказов войск, и даже выделят самые ущербные и героические отряды соответственно. Система достижений. Ачивментов в игре много, очень много, и все они разные. Не знаю, насколько хорошие и интересные, но они есть. Для кого-то это важный показатель. Имеется и довольно интересная система кастомизации боевых подразделений: разнообразные варианты окраски зимнего и летнего камуфляжа для легких, средних и тяжелых единиц техники. Кроме того, есть настройка командующих армии - это особые способности (как перки в “Call Of Duty”), которые тем или иным образом влияют на силу и большую пригодность отряда. Зарабатываются они с повышением уровня, а для некоторых способностей учтены особые условие. Например, если протянешь 150 мотков колючей проволоки и разложишь дюжину мин - получаешь постоянный буст к навыку. Проще говоря, твоя солдатня будет протягивать эту проволоку немного быстрее, бодрее и с песней. В отличие от врага.
Что же касается самой беты, то выглядит она достойно. Есть конечно пара-тройка грамматических ошибок, но это исправимо. А что очень сильно подкупило, так это внимание разработчиков игры к балансу. Именно по этой причине игроку после проведенного боя предлагаю поучаствовать в опросе, где нужно указать силу и правильную работоспособность искусственного интеллекта. Мол, расскажите разработчикам, как сильно вас нагибал компьютерный противник. А может и вовсе, совсем ничего не делал и откровенно поддавался. Эти моменты понравились. Сразу понятно, что к сетевой составляющей игры относятся ничуть не менее трепетно первой части серии.
Играй сегодня. Покупай завтра. Играй. Покупай. Не играй. Просто покупай. Сегодня. Сейчас. Заранее.
— Габен, парень из стима
Какой получится игра, узнаем уже совсем скоро. Прямо вот очень и очень скоро. Даже скорее, чем некоторым хотелось бы. И я искренне опасаюсь за то, что в ней будет крохотная, но до жути интересная сюжетная компания за Советы, к которой потом наклепают еще две части продолжений за отдельную стоимость и с разницей релиза в несколько лет. Кстати, о стоимости: она не слишком малая, но есть один момент - это сюжетная компания, сетевая игра и кооперативный режим. То есть, разносторонняя игра, а не просто шутерок на вечерок.
Разумеется, решать вам, стоит эта игра своих денег или не стоит? А пока что, можно ознакомится с бетой и самому посмотреть, что там, как там и про что. Заодно решите, насколько игра похожа или не похожа на свою предшественницу. Напомню, что это бесплатно, законно и все в таком роде. К слову, в бета-версии представлен только режим с захватом точек - это не так интересно, как полное уничтожение врага, но тоже имеет место быть в игре и применяться для теста. В общем, такие дела. Очень не хотелось расписывать все эти мелочи, эмоции и подробности, но получилось так как получилось.