Про что будет Kingdom Come 2? Гуситские войны, костры и слепые полководцы
Чтобы понять, в какую сторону могут развиваться события Kingdom Come: Deliverance, следует чуть больше узнать о реальной истории Чехии. На «Канобу» уже есть огромный материал по историческому контексту игры, но там больше рассказывается о том, что происходило в Богемии до пленения Вацлава — до 1403-го. Про последующие годы там тоже написано, но не в подробностях, так что для начала давайте вспомним о бэкраунде Kingdom Come, а потом перейдем к главному — Гуситским войнам, которые почти наверняка и станут фоном для продолжения.
События первой игры происходят в 1403 году, в королевстве Богемия, которое спустя годы станет современной Чехией. Еще совсем недавно государством правил легендарный Карл IV Люксембургский — при нем Богемия стала одной из самых развитых стран не только Священной Римской империи, но и всей Европы. Карл IV был великолепным политиком и хитрым экономистом, он развивал сферу образования и наполнил государственную казну золотом. А потом умер, оставив на престоле своего сына, Вацлава, который свел на нет большинство достижений отца, попал в плен к сводному брату Сигизмунду и наделал других не очень толковых дел.
За тем, что было во время правления Вацлава, можно наблюдать в Kingdom Come. Пока Индржих носится по Богемии в поисках отцовского меча, сын Карла сидит в тюрьме, а Сигизмунд разоряет будущую Чехию. И все это уже после событий Deliverance закончится упомянутыми Гуситскими войнами и тем, что Вацлав умрет, а его сводный брат станет правителем Чехии, а потом и императором Священной Римской империи.
На то, что именно возня с гуситами, может стать основой для продолжения, указывают несколько фактов. Во-первых, Даниэль Вавра, глава разработки Kingdom Come — патриот, и его игра — исторический памятник, национальное достояние Чехии, поэтому переносить события в какую-то заграничную область он попросту не станет. Во-вторых, Гуситские войны — один из самых кровавых периодов в истории страны, отказываться от него в пользу чего-то другого уже второй раз подряд было бы странно. И в-третьих, именно на этой войне, по сути, и завершается правление династии Люксембургов, из которой были и Карл, и Вацлав, и Сигизмунд — то есть было бы логично в Kingdom Come 2 подвести итог этому правлению. Да и первая часть немало о Яне Гусе говорит, хоть лично с ним встретиться не дает.
Изначально Гуситские войны — противостояние гуситов, то есть последователей Яна Гуса, выступавших за то, что церковь можно и нужно жестко критиковать. Сам Гус не был противником религии, но при этом считал, что священникам следует отказаться от продажи церковных должностей и перестать брать деньги со всех подряд.
Эти мысли моментально нашли отклик среди простых людей, ведь церковь к XV веку стала творить реально какую-то чушь, которая затем переросла в Папский раскол — это когда папами себя провозгласили сразу три человека, чего быть, конечно, не могло. Прочитать о расколе больше можно в том же огромном материале, но если коротко, то ситуация была такая: Католическая церковь разваливалась на куски, авторитет пап падал, короли не понимали, кому из понтификов нести деньги, чтобы все было хорошо, а простые люди пытались как-то связать эти коррупцию и беспредел со своим отношением к религии. И тут появился Ян Гус, открыто заявивший, что надо в первую очередь думать своей головой.
До Гуса похожие мысли высказывал английский богослов Джон Уиклиф, а Ян Гус вдохновился этими мыслями и стал распространять их в Богемии. Он и кроме того делал много полезного — скажем, провел реформу чешского правописания, благодаря чему людям легче было освоить письмо и чтение, но Гуса в итоге все равно сожгли на костре. Поспособствовал этому Сигизмунд — он с помощью охранной грамоты заманил Яна Гуса на Констанцский собор, где влиятельные люди Европы пытались положить конец расколу церкви.
И тут внезапно обнаружилось, что чехи Гуса очень любили, для них он был защитником и проповедником от народа. Да и нельзя сжечь идею, вот в чем проблема. Поэтому в Богемии тут же вспыхнуло восстание, которое в итоге привело к Гуситским войнам. Где-то на этом моменте в игру вполне может вступить герой Kingdom Come 2. Это может быть даже сам Индржих, поскольку конфликт начнется всего через полтора десятилетия после событий первой части — персонажу как раз исполнится около 35 лет.
Если так, то ситуация в корне изменится, в том числе и в геймплее. Больше никакой беготни за еще одной бутылкой в подвал или прислуживаний Радцигу Кобыле. Некогда знакомые деревни будут сожжены начавшимися крестовыми походами против еретиков. Вот только защитники церкви столкнутся не просто с очередной толпой крестьян, а с хорошо вооруженными воинами, которые будут сражаться за идею.
Чешская аристократия, выступавшая на стороне гуситов, была весьма зажиточной, неплохо образованной и способной достойно вооружить последователей Гуса. Так, в этих войнах впервые в Европе массово начали использовать ручное огнестрельное оружие. Хотя ручным его можно назвать с натяжкой, потому что аркебузы стреляли медленно, были тяжелыми, но эффективно косили ряды рыцарской кавалерии.
И герою второй части, возможно, предстоит в этом поучаствовать. Только представьте, какие возможности дает огнестрел — можно будет на раз убивать закованных в броню воинов, просто стреляя им в лицо. Причем все в рамках историчности, которая так важна для Даниэля Вавры.
Нужно быть готовыми к крови, грязи и толпам беженцев — атмосфера ко второй части может стать куда мрачнее. Мирные прежде леса превратятся в логова разбойников и партизан, деревни и города будут разорены, а торговцы не смогут толком ничего предложить. Вся Богемия на время превратится в одно большое поле боя.
Еще одно достижение военного времени, которое может появиться во второй части Kingdom Come — вагенбург. Не чешское изобретение, конечно, но тем не менее его с радостью применяли и в Богемии. Это мобильный лагерь из повозок, объединенных в кольцо — из такой конструкции можно отстреливаться от врага и держать кавалерию от прохода в тыл.
Впрочем, простое оружие тоже никуда не денется. Во всех армиях того времени хватало черни, находившей себе средства для борьбы прямо на полях сражений — и в армии гуситов такие воины тоже были. Чаще всего речь шла даже не о мечах, а дешевых цепах, вилах и копьях.
Успехи наскоро созданной армии из крестьянства и мелкой чешской знати объяснялись выдающимися навыками командования, которыми обладал один из вождей гуситов, Ян Жижка. Выдающимися настолько, что он несколько раз разгромил армию защитников церкви, потерял оба глаза, а потом догнал и разгромил врага еще раз. Он же, судя по всему, выполнил первый в истории артиллерийский маневр — установил пушки на телеги и быстро переместил их во фланг вражеской армии. Было бы здорово встретить такого персонажа в игре, не так ли?
Жижку можно было бы заподозрить в бессмертии или фантастической удаче, однако вскоре после своих военных успехов он умер от чумы. При этом просто умереть ему было мало. Он завещал, чтобы с него сняли кожу и натянули на барабан, чтобы пугать врагов и дальше. Кожу в итоге не сняли, но образ Жижки еще долго страшил противников. Теперь он — национальный герой.
В войне Жижке нашлась достойная замена — вместо него во главе гуситов стал Прокоп Великий, бывший священник и сподвижник слепой легенды. Он мало того, что смог разрешить внутренние проблемы Богемии, так еще и решился двинуться на новые территории. Сперва неудачно, однако затем чехи разорили Саксонию, Тюрингию и часть Баварии. Короче, Прокоп — потенциально еще один крутой персонаж, который вполне мог бы появиться в Kingdom Come 2.
Самое интересное, что вокруг самих Гуситских войн было полно других событий, которые могли бы лечь в основу дополнений для второй части. Например, борьба внутри гуситского движения — противостояние между умеренными чашниками и радикальными таборитами. Первые выступали за то, чтобы договориться с католиками, вторые настаивали на продолжении войны.
Индржих до этих событий вряд ли дожил бы, если учесть, сколько в Средневековье вообще жили (мало), но ведь Даниэль Вавра может и другого героя придумать. В таком DLC, кстати, была бы к месту возможность самому выбрать сторону. Спойлер: в этой борьбе победят чашники.
Еще одно дополнение Warhorse могла бы посвятить тому, как правителем Богемии в 1458 году стал Йиржи из Подебрад, кандидат от народа, один из бывших таборитов, переметнувшийся к чашникам, когда стало понятно, за кем останется победа. К власти он пришел хитростью и подкупом. При нем в Богемии началась настоящая «Игра престолов» с отлучениями, новым крестовым походом против чехов и вот этим всем.
После всех описанных событий Богемия и вся Европа станут совершенно другими. Технологии шагнут вперед, Восточная Римская империя падет, а Иоганн Гутенберг изобретет печатный пресс. Европейский мир встанет на пороге Реформации, вдохновленной учениями Уиклифа и Гуса. После смерти Йиржи власть в Богемии захватят поляки из династии Ягеллонов, затем на чешском престоле окажутся австрийские Габсбурги, но это уже задел для третьей части.