30 августа 2022Игры
Обновлено 30.08.2022

Превью Victoria 3: симулятор капиталиста для самых дотошных фанатов глобальных стратегий

Обложка: арт из Victoria 3
Обложка: арт из Victoria 3

Фанаты Paradox очень долго шутили над тем, что Victoria III никогда не выйдет — с момента выхода второй части до анонса третьей прошло без малого одиннадцать лет. Но теперь шутки в сторону: игра находится буквально в паре месяцев от релиза, а представителям прессы дали возможность лично оценить, как играется новая глобальная стратегия компании. Редактор базы игр «Канобу» Алексей Егоров рассказывает о том, что из себя представляет Victoria 3, как в нее играть, а также о том, как можно превратить любую страну мира в «банановую республику».

О чём Victoria 3

Глобальные стратегии от Paradox — весьма любопытная штука. Игроки в шутку называют их «симуляторами контурных карт», и в чём-то они даже правы. Тем не мене, ключевые серии издательства серьезно отличаются друг от друга: Crusader Kings, например, проще всего охарактеризовать как «средневековую The Sims» про построение династий, а Hearts of Iron — военная стратегия про переписывание результатов Второй мировой. Victoria 3, разработка которой подходит к завершению, на первый взгляд очень похожа на другие игры студии, но отличия бросятся вам в глаза моментально.

Если попытаться ёмко охарактеризовать игру, то самой простой формулировкой будет «политико-экономический симулятор». В Victoria основная цель игроков — совсем не сформировать государство, занимающее пол-мира. Главная цель, скорее, в создании стабильной и процветающей страны, где всего будет в достатке, а потрясения не будут выбивать у людей из-под ног почву каждый год.

Проект охватывает ровно сто лет, с 1836 по 1936 год. За этот век игроки должны сделать всё возможное на благо выбранной страны. При этом речь идёт не только о внутреннем благополучии: в игре есть механика дипломатии, есть войны и торговые отношения, и все они крайне важны. Но важнее всего в Victoria 3 развитие собственной страны. Люди вряд ли будут довольны вашим режимом, если им будет нечего есть, а недовольные группы будут с удовольствием саботировать ваше законотворчество. В общем, во главе угла здесь — внутренние экономика, политика и социальная жизнь именно в вашей стране.

Так выглядит экран строительства в отдельно взятой провинции

Так выглядит экран строительства в отдельно взятой провинции

Как «Виктория» играется

В игре можно выбрать практически любую реально существовавшую на тот исторический период страну, но чаще всего стартуете вы у разбитого корыта. С проблемами необходимо разбираться, чем быстрее — тем лучше. Вот, например, вашей стране позарез не хватает пшеницы. Можно заняться инвестированием в собственные посевные площади, строить фермы и в целом идти в сторону аграрного сектора, а можно импортировать у более успешного государства. При этом, чтобы не разориться, всё тому же соседу-аграрию можно поставлять другие ресурсы: руду, дерево или, например, различные инструменты.

Просто так у вас вообще ничего не появится. Нужно дерево? Стройте лесопилки. Для руды необходимы шахты, для производства условной кукурузы или риса — соответствующие фермы.

Самое любопытное здесь, что Victoria 3 не останавливается на уровне «построил лесопилку — молодец, иди дальше». Чем дальше вы зашли по временной шкале, чем больше законов приняли и технологий изучили, тем больше сможете влиять на экономику.

Скажем, есть у вас мебельная фабрика в каком-то из городов. Люди, работающие там, могут работать как работали — над самой обычной мебелью, которая подойдёт всем и каждому. Но спустя какое-то время вы сможете переориентировать производство на этой фабрике, и выпускать более изящную, «богатую» мебель. Для такого вам потребуется не только определенное технологическое развитие, но и наличие определённого вида древесины. Вы можете как производить ее самостоятельно, так и закупать за рубежом; главное, конечно, чтобы в последнем случае расходы не сильно перевешивали доходы. Тут, впрочем, можно немного пошаманить с налогообложением и пошлинами на различные товары — это поможет остаться в плюсе. Как минимум, в теории.

Выбор того, что именно будут производить на данной фабрике. Базово она производит обычную одежду, но благодаря изученным технологиям можно приступить к пошиву более дорогих предметов гардероба

Выбор того, что именно будут производить на данной фабрике. Базово она производит обычную одежду, но благодаря изученным технологиям можно приступить к пошиву более дорогих предметов гардероба

Параллельно выстраиванию базовой экономики вы познакомитесь и с социальной, и с политическими сторонами своего государства. С социумом всё обстоит так: ваше государство разбито на различные группы (крестьяне, индустриалисты, помещики, рабы), каждой из которых обычно требуется что-то своё. Общественные фракции участвуют в политической жизни вашей страны, и могут как серьезно ее упростить, так и наломать дров. Это как раз тот саботаж, о котором упоминалось выше.

Простой пример: будучи лидером Мексики, вы хотите ввести в стране хотя бы минимальную образовательную программу в виде церковно-приходских школ. Население в стране в основном религиозное, католики представлены в правительственном аппарате — с этой стороны проблем не будет, закон они поддержат. Интеллигенция, вероятно, тоже не против. А вот какие-нибудь аристократы вряд ли будут в восторге от того, что вы пытаетесь дать образование нищим крестьянам.

Церковники не против госпиталей, а вот представители индустриалистов наоборот, недовольны. Самый простой выход из ситуации — «угробить» их влияние на ваших подданых

Церковники не против госпиталей, а вот представители индустриалистов наоборот, недовольны. Самый простой выход из ситуации — «угробить» их влияние на ваших подданых

Кроме того, если в вашем государственном аппарате есть представители фракций, которые считают ваше правительство нелегитимным, они тоже будут вставлять палки в колёса. В результате будет так: на рассмотрение закона надо полгода; по истечению этого срока правительство не сможет ничего добиться и отправит документ на повторное рассмотрение. А затем ещё раз. И снова. И так до бесконечности, пока условные 30% одобрения не склонят чашу весов в вашу пользу.

«Провести» законопроект, к которому нет интереса ни у одной из фракций, у вас не выйдет. То есть, если у вас вдруг возникла мысль «Хм, а почему бы не попробовать узаконить работорговлю?», вам придется или найти кого-то среди своих фракций, кто будет в ней заинтересован, или же смириться и забыть. Хотя, возможно, у авторитарных правительств возможность принятия законов в обход парламента и есть.

Пример игрового старта

Продолжим разбирать условную Мексику. Вы начали свою партию и должны решить, что будете делать в первую очередь. Людям не хватает еды, не хватает одежды, с древесиной проблемы — тут можно или заняться развитием собственного производства (что долго), или попробовать обратиться к соседу в лице США. В долгосрочной перспективе работают оба варианта, просто последствия будут разные. Закупив необходимое, вы можете начать заниматься развитием страны.

Торговая карта мира. У каждой крупной страны есть свой собственный внутренний рынок. Ещё есть отдельное меню, которое позволяет в два клика наладить импорт или экспорт в ту или иную страну — там вам покажут все коэффициенты, покажут итоговую стоимость и вообще объяснят всё максимально доступно

Торговая карта мира. У каждой крупной страны есть свой собственный внутренний рынок. Ещё есть отдельное меню, которое позволяет в два клика наладить импорт или экспорт в ту или иную страну — там вам покажут все коэффициенты, покажут итоговую стоимость и вообще объяснят всё максимально доступно

Организовать пару шахт, построить фабрику по производству инструментов. Как будут инструменты — можно будет улучшить вырубку лесов и удешевить за счет этого производство (а излишки, если они будут, продавать соседям). Параллельно можно попытаться отжать немного территории на севере, в центре Северной Америки. Ведь США к тому моменту ещё не накрывает половину континента, поэтому условный Техас можно увести буквально у них из-под носа.

Сражения в Victoria 3 кажутся максимально упрощёнными: если вы провалили дипломатическую стадию и конфликт всё-таки перерос в вооружённый, то всё, что от вас требуется — отвести свои войска с генералом на линию фронта. Дальше игра сама разберется, что и куда: вы сможете только приказать генералу атаковать, обороняться или держать позицию.

После успешной военной экспансии стоит заняться социальными группами. Определиться с тем, кто вам выгоден, а кто нет, кто поможет принять нужные законы, а кто будет их саботировать — и постепенно делать так, чтобы люди шли в нужную фракцию. В Victoria 3 есть специальный инструмент, который позволяет «подавлять» неугодные вам фракции, и наоборот, поддерживать полезные. Своих противников можно выдворять из правительства; правда, если партия или фракция была сильной, то она начнёт радикализироваться, и это может вылиться во что-нибудь неприятное. Скажем, в восстания и мятежи, которые придётся давить с помощью полиции или армии.

Фракций много, а в определённый момент они ещё и в партии начинают объединяться

Фракций много, а в определённый момент они ещё и в партии начинают объединяться

Затем, когда прочный фундамент грядущей Мексиканской империи будет заложен, можно будет заняться чем-нибудь ещё. Например, дипломатией, которая также ориентирована на экономику. Тут для фанатов глобальных стратегий от Paradox многое будет знакомо — с соседями можно дружить, соседям можно пакостить, соседей можно ни в грош не ставить и демонстративно требовать отдать половину территории. Они, правда, вряд ли согласятся, но почему бы и не попробовать?

Но не стоит забывать, что у самых крупных и могущественных держав есть свои сферы влияния: лезть в сферу влияния, например, Великобритании, не имея за душой никакой армии, флота и поддержки сильных мира сего не стоит. А если вы начали в небольшой стране, то и сфера влияния у вас будет крайне ограничена. Хотите большего? Не вопрос! Развивайтесь, захватывайте территории, становитесь крупнее и сильнее — и тогда сможете влиять на мир в больших масштабах.

Превью Victoria 3: симулятор капиталиста для самых дотошных фанатов глобальных стратегий - фото 6

Про что ещё стоит знать

Прогресс вашего государства завязан не только на войнах и экономике: есть ещё научная сторона вопроса. Тут ничего особенного — есть три древа технологий, и в каждом вас ждут определённые бонусы. Например, в «социальном» древе можно будет выйти к правам человека, антибиотикам и борьбе с малярией, а в «индустриальном» — научиться дистилляции, постройке железных дорог и улучшенным способам производства товаров из стекла. Помимо них есть и «военное».

Стоит отметить, что в Victoria 3 технологии постепенно распространяются по земному шару сами по себе. Чем больше крупных стран изучили те же железные дороги, тем быстрее они появятся и у вас. То есть отставать от крупных империй вы, возможно, будете, но это не фатально.

Ещё стоит помнить, что граждане страны — не просто условный ресурс. Они будут реагировать на все ваши достижения и провалы, и если ваша экономическая и социальная политика окажется провальной — попытаются уехать из страны куда подальше. И напротив, если в вашей условной Мексике построен рай земной, а у соседей сплошь кризис за кризисом, стоит ожидать притока мигрантов из-за границы.

А ещё, как и в любой стратегии Paradox, здесь есть элемент ролевого отыгрыша. Только вы решаете, какой будет ваша страна — пристанищем капиталистов, которые постоянно что-то скупают, продают и на этом навариваются? Аграрной империей, которая кормит половину планеты? А может, «мировым жандармом» с огромными армиями?

Вы относительно легко можете превратить США в «банановую республику», отдав большую часть территорий под фермы, а из какой-нибудь Греции сделать ведущую силу мира, которая будет впереди планеты всей как по численности населения, так и по технологическому развитию.

Всего у технологий пять уровней сложности — и условное радио на старте игры вам придётся изучать в районе полутора сотен лет

Всего у технологий пять уровней сложности — и условное радио на старте игры вам придётся изучать в районе полутора сотен лет

Техническая сторона вопроса

Игра ещё не закончена, но работает уже гораздо лучше утекшей весной бета-версии. AI всё еще недоработан (но хотя бы работает!), интерфейс неподготовленному человеку покажется нагромождением таблиц (и также недоработан), плюс есть ряд проблем. Разработчики о них в курсе, но в пресс-версии баги то и дело проскакивали. Однако в целом Victoria выглядит как игра, которую после некоторой полировки можно смело отправлять в релиз.

Итог

Спустя долгие двенадцать лет ожидания с выхода Victoria 2 (2010) фанаты серии наконец-то получат продолжение — большое, красивое, интересное, и в целом соответствующее духу серии. Разумеется, кому-то не понравится переделка боевой системы. Другие не оценят изменения, связанные с торговлей. Кто-то наверняка будет говорить, что игре не хватает контента на старте, и сравнивать ее со второй частью, для которой вышло два крупных дополнения.

Однако тем игрокам, которые хотят хорошего глобального экономического симулятора, Victoria 3 должна прийтись по вкусу. Игра предоставляет возможность контролировать почти каждый аспект социально-экономической жизни отдельно взятого государства. Причём, чем дальше вы заходите — тем более точный контроль вам потребуется, и тем проще будет обрушить вашу идеально выстроенную схему. Разумеется, это потребует немало времени и сил, но зато потом вы сможете откинуться в кресле и с улыбкой Доктора Зло наблюдать за тем, как ваша страна становится центром мировой экономики. Это ли не прекрасно?

Victoria 3 дебютирует 25 октября 2022 года.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь