02 марта 2023Игры
Обновлено 27.04.2023

Превью Age of Wonders 4: магия превыше всего

Кадр из игры Age of Wonders 4
Кадр из игры Age of Wonders 4

Анонс четвёртой части Age of Wonders 4 был приятным сюрпризом – всё-таки пошаговых фэнтезийных стратегий сейчас выходит немного, а некогда культовые серии в основном забыты или мертвы (Heroes of Might and Magic), либо ступили на очень странную дорожку (Disciples). 2023 в этом плане вообще получается довольно интересным: помимо Age of Wonders 4 нас ждёт как минимум Songs of Conquest (намечена на третий квартал), поэтому поклонники жанра явно останутся довольными.

Мне удалось сыграть в превью-версию Age of Wonders 4 (довольно сырую, к сожалению), и в этом материале я хочу поделиться своими впечатлениями от того, что увидел. Разумеется, если у вас есть какие-то вопросы, на которые вы не увидели ответа в материале, задавайте их – я или отвечу сам, основываясь на личном опыте, или уточню у разработчиков из Triumph Studios.

Новая ключевая фишка: конструктор фракций

Главное нововведение, на которое стоит обратить внимание – это возможность создавать собственные фракции. Её выделяли и на анонсе, и во время февральской презентации для прессы. Тут ничего удивительного – это весьма полезный и интересный инструментарий, позволяющий игрокам выйти за рамки стандартных рас. Работает это всё крайне просто. Выбираете шаблон внешности (от стандартных людей и эльфов до всякой экзотики, вроде гуманоидных жаб), мировоззрение, ездовых существ для своих верховых юнитов (это, кстати, очень важно!), лично выбираете подходящие вашему игровому стилю перки: и вперёд покорять новый мир!

Для любого игрока, который провёл много времени в условной Stellaris, это, скорее всего, прозвучит очень знакомо – разве что в космической стратегии от Paradox опций побольше. Плюсы такого подхода очевидны: вам теперь не нужно мириться с тем, что интересная по концепции раса обладает неприглядным внешним видом, например. Вы вольны настроить все ключевые аспекты, а если что-то не нравится — подправить после сыгранной партии.

К вопросу создания собственных фракций рекомендуется подходить со всей серьёзностью, потому что практически все ваши решения так или иначе повлияют на игровой процесс. Например, если ваш правитель будет повелителем магии с другого измерения, который пришёл захватывать мир для себя, то и настроения жителей будут не на вашей стороне.

Стартовая книга заклинаний героя предопределяет, на чём он сфокусируется в ближайшее время. Выбранные на старте социальные институты позволят чуть быстрее стартовать (например, получив бонусного жителя в столице сразу после начала партии) или же предложат некий долгосрочный бонус, для раскрытия полного потенциала которого придётся попотеть.

В общем, если вы играли хотя бы в одну стратегию с создаваемыми вручную фракциями, то будете чувствовать себя как дома.

Игровой процесс будет знаком всем фанатам жанра

В основе своей Age of Wonders 4 похожа, например, на третью часть серии или на смесь «Героев меча и магии» (или даже Disciples) и, внезапно, Civilization. Есть ваше государство, состоящее поначалу из одного города, есть большая и разнообразная карта. Где-то там, в неизведанных местностях, где вы ещё ничего не видели, прячутся потенциальные враги. Поэтому ваша первейшая задача – осмотреть окрестности, наметить план развития империи и приготовиться к войне. Не с соседями, а с нейтральными существами, в достатке населяющими земли вокруг.

Ваши первые шаги в любом мире будут похожими (причём, судя по Q&A-сессии с авторами, это «не баг, а фича»). Отправить разведчиков в патруль, истребить пару-тройку особо назойливых монстров, построить несколько зданий в столице и решить, в какую сторону вы хотите проводить свою экспансию. Города здесь развиваются также, как и в «Цивилизации» – у них постепенно прирастает население, с помощью которого можно «конвертировать» клетки вокруг города в свои провинции, размещая там различные здания. Параллельно этому вы можете строить различные постройки в самом городе (амбары, библиотеки, башни магов - и всё тому подобное) и нанимать войска – здесь это две разных линии производства, которые работают синхронно.

На глобальной карте вы ищите места для закладки новых городов, развалины и лагеря нейтральных существ (за захват которых полагаются бонусы), а также города-государства и полноценные империи оппонентов. В общем, ничего необычного.

Дьявол тут, как водится, в деталях. Например, захватив древние развалины и присоединив провинцию с ними к своей империи, вы получите весомый бонус. Если не успеете разорить лагерь нейтральных существ до того, как он «проснётся» – получите орды весьма недружелюбных тварей, которых будет очень сложно изгнать со своих земель. А встретив нейтральный город, вы сможете как стать его сюзереном и в итоге присоединить к себе, так и оказаться втянутым в бессмысленную войну, которая может отнять у вас ресурсы в самый неподходящий момент. Ещё города-государства могут подкидывать различные случайные события и задания, которые приносят неплохой доход – игнорировать их не стоит. И брать задания, а затем забывать про выполнение – тоже.

Что касается других AI-империй, то с ними в текущей версии было довольно грустно. Города свои они закладывали буквально в двух метрах от предыдущих, армии свои рассылали в минимальном количестве, а вся их дипломатия сводилась к «вы якшаетесь с этим городом-государством, а мы вас из-за этого ненавидим и хотим уничтожить». Где-то к сотому ходу партии одна из вражеских империй всё-таки решилась объявить мне войну, вот только явиться для проведения военных действий она так и не соизволила – пришлось самому отправляться грабить деревни и сжигать города.

Насчёт ролевого элемента (AoW 4 – стратегия с элементами RPG, как-никак), то он здесь представлен менеджментом экипировки, прокачкой навыков героя и выбором в различных случайных событиях, которые игра подкидывает. Практически всё, что вы делаете, также будет склонять вас на «светлую» или «тёмную» сторону – а это, в свою очередь, будет давать различные бонусы или штрафы, в основном в дипломатическом плане.

Пара слов о сражениях

Битвы в AoW 4 проходят в довольно привычном формате «стенка на стенку», где две противоборствующие армии сражаются друг с другом. Особенностью здесь можно считать то, что одновременно в бою могут участвовать не две армии, а сразу шесть – то есть по восемнадцать бойцов с каждой стороны.

В сражениях у вас есть доступ к книге боевых заклинаний, плюс вы можете самолично выбирать, в каком порядке двигаются юниты – у них нет шкалы инициативы, поэтому в свой ход вы вольны выстраивать абсолютно любые комбинации, которые только вздумаются. Это поначалу немного дезориентирует, но со временем вы освоитесь и будете с лёгкостью выполнять сложные тактические манёвры, позволяющие победить даже превосходящие силы соперника с минимальными потерями.

Правда, большую часть схваток вы наверняка будете отдавать на откуп автоматическим битвам – всё-таки, гонять мелкие стаи беспомощных волков или зомби с окрестных кладбищ вручную надоедает очень быстро.

Эта игра про магию во всех её проявлениях

Age of Wonders 4 – в первую очередь игра про магию. Ваш герой – волшебник, половина бестиария в игре – магические создания, а ваше древо исследований здесь представлено заклинаниями из магических книг. Какие-то помогают в сражениях, иные дают бонусы всем существам определённого типа, ну а есть и такие, которые буквально позволяют трансформировать всю вашу фракцию, превратив её в нечто новое.

Собственно, это одна из фишек игры – ваши подданные постепенно эволюционируют, становясь сильнее и уникальнее. Гномы с ангельскими крыльями, демонические эльфы, люди-тигры, по венам которых течёт чистая мана… сочетания здесь примерно такие, и, помимо изменений во внешнем виде, они дают весьма интересные бонусы своим владельцам. Тут, правда, стоит помнить, что однажды начав превращение, вы уже не сможете от него отступиться, поэтому стоит дважды подумать перед принятием окончательного решения. Как минимум стоит ознакомиться со внутриигровой энциклопедией, которая популярно объяснит вам, что к чему.

Ещё одна любопытная «магическая» фишка игры в том, что после окончания партии ваш повелитель не отправляется в небытие. Он переселяется в особый Пантеон и затем может попасться вам в одной из следующих игр… но только в том случае, если вы завершите игру победой. Также, вне зависимости от исхода игры, вы будете получать определённое количество очков Пантеона – они нужны для того, чтобы обретать новые косметические предметы, а также открывать новые виды миров (читай – игровых карт), на которых можно будет играть.

Итог

Превью-версия, за исключением пары моментов, оказалась очень приятной: в Age of Wonders 4 легко освоиться, приятно играть, плюс местные системы по большей части работают как надо. Серьёзные претензии, пожалуй, разве что к интерфейсу – он выглядит жутким нагромождением, и ориентироваться в нём попросту неудобно, да к AI лидеров враждебных империй, которые на глобальном уровне напоминают полуразумные овощи. Однако до релиза у разработчиков есть немало времени, за которое эти моменты можно если не полностью изменить, то как минимум довести до ума – и я очень надеюсь, что они это сделают.

Еще стоит отметить, что игра регулярно крашилась на ровном месте, вылетая на рабочий стол. Причём каждый раз из-за чего-то нового. То после открытия списка квестов, то после захода в окно дипломатии, один раз из-за того, что я начал постройку здания в городе… понимаю, что это превью-версия, и что стабильностью билда вряд ли занимались всерьёз, но вылетать по три раза за час как-то не особо весело даже при таких условиях. Мелких багов тоже хватало: регулярно не нажималась кнопка «конец хода»; у одного из юнитов в бою «рвались» текстуры плаща, из-за чего он закрывал весь экран мельтешащими треугольниками (примерно та же ошибка в своё время была в Pathfinder: Wrath of the Righteous, кстати!) – в общем, ничего смертельного, но всё равно неприятно.

Поклонникам серии, и пошаговых фэнтези-стратегий в частности, Age of Wonders 4 стоит ждать непременно. Новичкам в жанре, пожалуй, тоже – Triumph хотят сделать так, чтобы игра была довольно простой в освоении даже для тех, кто 4X-стратегии в глаза не видел. Поглядеть, вышло у них или нет получится уже 2 мая 2023 года – именно тогда игра выйдет на PC, PlayStation 5 и Xbox Series X|S.

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
sprayer
sprayer
Глупости что не выходит пошаговых игр, их тонны, просто не известные серии. Либо гибриды, из недавних последний спелфорс копия сабжа.
reypirine
reypirine
Еще стоит отметить, что игра регулярно крашилась на ровном месте, вылетая на рабочий стол. https://panoramacharter.ltd/  https://19216811.vin/ 
b.er.r.yj.am.es.c78
b.er.r.yj.am.es.c78