Православие. Самодержавие. Народность.


Последняя фраза этого “введения”: “остановить беззаконие может только твердая власть!”. Не напоминает ли вам, господа, это политический заказ и старание внедрить в умы населения идею о том, что полиция, ужесточение законов и тотальный контроль над личной жизнью - это хорошо? Да, товарищи, движемся мы к антиутопии семимильными шагами с помощью героев прошлого. Вспомним Сталинскую премию за первую часть “Ивана Грозного”. Разве что в новом русском “историческом” кино плюсуется к абсолютной власти еще и религия, самая лучшая и самая гуманная религия в мире.

Грядут перемены в нашей политической жизни, и даже в фильме это видно как на ладони. Тому подтверждение следующие цитаты, с отменным постоянством появляющиеся в фильме: “я князь, а вы бояре”, “власти здесь нет - вот и гуляют лихие люди” и так далее…
А дальше у нас в кадре реконструкторские игры, снятые почти целиком на средних планах и крики, крики, крики, даже без кетчупа. Зато мы с вами должны понять, какие хорошие воины - дружина Ярослава, и как они все делают во благо.

Затем все идет вроде живенько, но предсказуемо. А если резкие повороты в драматургии и случаются, то они ничем не подготовлены. Еще очень выбиваются из повествования такие фразы как: “на, князь, похлебай”. На фоне цифрового изображения, порой клипового монтажа и более-менее современного текста, выглядит ну уж очень претенциозно. Опять-таки, слабость сценариста.

Ярослав приторно-хороший, даже противно становится. И уж никуда без чувств отца (параллельно любви к народу), солнца и колосящейся пшеницы? А если женщина любимая - так непременно дикарка и воительница. А враг непременно рефлексирует перед смертью, чтобы его жалко стало. Да и главный злодей уж больно Евгения Миронова в «Охоте на пиранью» напоминает. Эх, цепляется этот псевдофольковый стиль, однако.

И скучно и грустно… На мой взгляд, исторические фильмы у нас стоит снимать либо пародийные, либо арт-хаусные. Что-то голливудский вариант у нас не проходит. В общем, воюет Ярослав с боярами и с внешними врагами, и все у него получается благодаря славному окружению, которое он себе подобрал, и его собственной харизме. А что там за интриги за его спиной, так это не ясно - все лица одно к одному, да и герои мелькают то там, то сям.

Однако авторы фильма всеми силами стараются сохранить динамику, и включают сцены боев чуть ли не через каждые 10 минут. Весь фильм кого-то режут. Все бы ничего, да только ничего занимательного в боевках нет, а нового – тем более. Чтобы понять сегодняшний уровень боевых сцен в нашем кинематографе, достаточно посмотреть польские исторические сериалы девяностых годов. И, тем не менее, “Ярослав” все же смотрибелен, как некоторые из них. За исключением последнего поединка, который словно срисовали с анимэ. Надуманно до невозможности. А ведь они все это снимали всерьез!

Начудил сценарист также с порядком сцен. Мы вынуждены смотреть сразу три истории о том, что творится одновременно, и потому полностью не погружаемся ни в одну. В общем, все как обычно, много пафоса, грязи, грубости неоправданной, и соплей, и разговоров о доблести и чести. Практически калька мультфильма “Владимир” с той только разницей, что тот хотя бы снят с юмором. Также по стилистике напоминает “Короля Артура”. Только “Ярославу” до него далеко, как до стены Адриана.

Вообще, в очередной раз убедилась, что все наше историческое кино по традиции ходит под государством и проповедует ту самую истину, которой этот отзыв озаглавлен. Ради этого и снимается на деньги от Министерства Культуры или как там его теперь…
