Потрясение ускользающей весны: «Transistor»
«Зрители ничем не отличались от тысяч других, десятки лиц я видела раньше, а некоторые прекрасно знала. Сегодня они даже казались более доброжелательными… сочувствующими. Стоя у микрофона, я не догадывалась о причинах этой добродетели и лишь позже поняла, что они чувствовали приближающуюся трагедию. Нашу общую трагедию…
Я не успела добраться до первого припева этого вечера, как вдруг свет окреп, и на сцену вышли они. Без лишних слов незнакомцы попытались оборвать мое затянувшееся выступление на этом свете. Но в тот вечер не моя кровь оросила засаленные поры мостовой – забрав мой голос и тебя, они не оставили мне выбора. Не забывай – ты моя единственная надежда… хорошо?»
Примерно так, хотя и без лишних деталей, начинается новая история Supergiant Games – разработчиков обласканного игроками и прессой «Bastion». Главная героиня «Transistor» – певица Рэд, в одночасье лишившаяся не только краеугольного кусочка собственной индивидуальности, но и близкого человека. Как и любая персона, что располагает хотя бы малой долей самолюбия, она не желает мириться с потерей и решает отомстить.
Американские разработчики вновь создали нечто невероятное. Их новая игра настолько хороша на всех уровнях, что захватывает дух. Самая яркая ее черта – музыка. Она не просто приукрашивает действо, а тесно переплетается с ним. Каждой крупице событий соответствует свой набор звуков, в отсутствие которых происходящее имело бы совершенно иной окрас. Мелодии наполняют мир меланхоличными тонами, идеально характеризующими мрачный дух Клаудбанка.
Родной город Рэд представляет собой коллаборацию футуризма и ар-нуво, рождающую необычного вида кибер-панк. Люди одеваются так, словно мода будущего обратилась к веяниям начала XX века; улицы усыпаны вьющимися чугунными узорами, прибывшими прямиком из века XIX; рядом с ними соседствуют высокотехнологичные терминалы; площади переливаются в пестром свете разноцветных фонарей под умиротворяющий шум перебираемой ветром водной глади. Но эта завораживающая картина готова в одночасье рассыпаться. Не только Рэд оказалась жертвой в тот вечер, Клаудбанк, разрываемый на части загадочным «Процессом», начинает испаряться на глазах. Благодаря этому из декорации он превращается в одного из главных героев разворачивающейся драмы, за которым очень интересно наблюдать. Он больше походит на средневековую картину, в деталях которой заложен глубинный смысл, нежели на обычный город.
Что такое «Процесс» никто не знает наверняка. Давшая сбой программа, заинтересовавшийся людьми вирус или новая ступень эволюции человечества? Наверняка известно одно – он не просто агрессивен, он смертельно опасен. Это быстро развивающийся организм, норовящий поглотить все живое. Хотя до конца и не ясно, чем именно является мир игры – результатом закономерного прогресса с жителями из плоти и крови или частицей виртуальной реальности. Вполне возможно, что Клаудбанк это интерпретация матрицы. На это указывает меняющаяся в одночасье погода, вырастающие из ниоткуда здания и обволакиваемые белой материей жилые кварталы.
Спустя пару часов после начала событий становится известно, кто ответственен за распространение «Процесса» – организация Камерата. Ее участники не безыдейные террористы, скорее мечтатели, надежды которых вышли из-под контроля. Все, чего они желали, так это лучшего будущего для любимого города. Идеалисты, попытавшиеся создать утопию и утратившие контроль над ситуацией. Совсем как Эндрю Райан и Захария Комсток.
На самом деле, «Transistor» схожа с творением Кена Левина гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Игры серии «Bioshock» объединяет маяк, девушка и спаситель. В свою очередь несложно заметить параллели между произведениями Supergiant Games. В них присутствует рассыпающийся на глазах мир, обремененная потерей персона, пытающаяся этот мир спасти, и загадочный рассказчик. Оба проекта являются различными интерпретациями одной истории, возможно, даже разворачивающиеся в единой вселенной. При этом каждая индивидуальна и производит яркое эмоциональное впечатление.
Если хорошенько приглядеться, быстро станет понятно, что в своей основе освещенные события обеих игр предельно просты, а выделяются они за счет манеры взаимодействия с игроком. Дело в том, что в них присутствуют ни на минуту не замолкающие рассказчики. Томные голоса по любому поводу зачитывают реплики, отличающиеся выразительностью и привлекательными формами. Но если в первой игре американцев история полностью подается через эти реплики, во второй они зачастую лишь описывают устройство Клаудбанка. Основная история «Transistor» раскрывается через молчаливые обрывки текста на терминалах. Несмотря на наличие этого заезженного приема, благодаря разговорчивому компаньону она вызывает интерес.
На общем фоне «Transistor» выделяется не только прекрасным внешним видом, завораживающей музыкой и свежим подходом к повествованию, но и увлекательным игровым процессом. Сражения в реальном времени дополнены активной паузой, позволяющей за очки действия бить оцепеневших противников. Казалось бы, активная пауза должна была стать доминирующим орудием, но разработчики сумели уровнять обе.
Достичь этого удалось благодаря тому, что к каждой из них «привязаны» различные виды оружия и способности, которые можно комбинировать. В итоге боевая система получилась глубокой и в меру вариативной, предоставляющей простор для мысли и индивидуального решения возникающих проблем. Игра дает шанс каждому на получение неповторимого опыта.
Supergiant Games поведали простую, но предельно трогательную историю о потере, толкающей на отчаянные меры, любви и разрушительных порывах, манящих человечество несбыточными обещаниями об идеальном мире. Это рассказ о чужих ошибках и робких попытках исправить их, обрывающийся неожиданным в контексте игр и душещипательным финалом, после которого по телу инстинктивно бегут мурашки. Именно ради подобных эмоций стоит играть в видеоигры. Единственное, что расстраивает в этой идиллии – короткая продолжительность. Но это смешная цена за удивительный опыт, который запомнится не на один год.