Посвящается папам и мамам. Фильм «Кислота» как культурный манифест поколения
«Будь интересным»
Один из главных советов современному поколению, который звучит практически в самом начале фильма. Главный не потому, что нужно выделяться из серой массы, а потому, что иначе ты в принципе никому не будешь нужен.
Считайте эту фразу новым эквивалентом «Adapt or Die» — выживают только интересные люди, когда оставшиеся вынуждены покоиться в своей бренности.
В фильме Горчилина каждый герой «интересен» по-своему: один сделал обрезание, чтобы его половой орган казался больше, другой продает растворенные в хлорной кислоте статуэтки под видом contemporary art, третий закидывается (уже другой) кислотой, после чего вовсе выходит в окно. Возможно, герои фильма и не нужны окружающему их обществу — но по крайней мере у них есть свой круг, в котором они могут зависать с единомышленниками. Отчасти фиктивный, правда, ну, а кто сказал, что интерес к тебе будет искренен?
«Женское воспитание»
Мягкотелость и неспособность сказать «нет» — еще один порок современного поколения. Мир ежедневно душит своей текучестью и постоянно заставляет делать необдуманные выборы, отчего с раннего детства нас приучают «просто следовать течению».
Сказать «да» и терпеть гораздо легче, чем собраться и, наконец, выплеснуть свое мнение — потому что так ты сделаешь хуже только себе.
В этом мире живут и герои «Кислоты» — где с девушкой приходится встречаться только из-за привычки, а матери доминируют над сыновьями. И если за первым стоит банальное нежелание выходить из зоны комфорта, то от второго никуда не деться — потому что так уж заведено в нашей национальной культуре. Старшим всегда надо потакать, любые пререкания сводятся на нет одним родительским «цыц», да и менять особо никто ничего не хочет — семейная диктатура уже давно стала нормой.
После западных акций наблюдать за таким течением в России стало еще грустнее. Мы говорим о свободе слова, но у нас не развит культ даже свободы собственного тела. Потому что оно нам не принадлежит — ведь мы не можем без скандала сказать «нет» на просьбу поцеловать родственника или изменить свою внешность без опоры на мнение близких. Такое у нас воспитание — и так мы стали безвольными.
«Ставлю лайк»
Об «одиночестве в толпе» стали говорить относительно недавно — с зарождением первых мегаполисов, где люди, со временем, перестают ощущать связь с увязшими в городской рутине другими жителями. Сейчас этот термин эволюционировал в «одиночество в сети» — Интернет стал новым мегаполисом, где мы теряемся уже в трафике лайков и камментов.
«Кислота» же возвращает зрителей к теме толпы, которая в добавок к социальным сетям делает нас еще более одинокими и отчужденными от реальности.
Главный герой встречается с девушкой, зависает с друзьями, ходит на вписки, а в свободное время пишет собственную музыку. Казалось бы: свои люди есть, движ есть, любимое увлечение — тоже. Только вот девушка для него стала обузой, вечеринки приносят лишь мнимое удовольствие, а друзья совсем не познаются в беде (лучший друг даже не подозревал о музыкальном хобби). А вся любовь, наличие своего места и поддержка в итоге оказываются иллюзорны — прямо как лайки на аватарке.
«Я страшнее вас всех»
Современному поколению нечего терять. Не потому, что оно ничем не дорожит, а просто терять буквально нечего. Это же делает его бесстрашным. Один из героев «Кислоты» от безделья хлебнул хлорную кислоту, другой переспал с пятнадцатилеткой, а до этого оба главных персонажа слились в оргии с первыми попавшимися на вечеринке сверстниками. И все практически без раздумий — да и зачем они?
Отчасти эта черта перекликается с невозможностью сказать «нет». Иногда нам действительно не хочется отказывать даже самым безумным предложениям, но чаще всего мы соглашаемся на все подряд только ради лишней дозы эмоций.
Неважно каких — главное то, что нам нужно что-то почувствовать прямо здесь и сейчас. Пускай даже вкус химиката.
«У нас нет проблем»
«И что в этом плохого?» — спросите вы. А то, что отсутствие проблем — тоже проблема. Эти строчки звучат в главном монологе фильма, который подытоживает моральное состояние текущего поколения. Которому банально не к чему стремиться.
На пути к каждой цели возникают сложности, без которых этой цели, собственно, и не существовало бы. Но в наше время нам «все кто-то доставил и принес» — мы не знаем, что мы можем, на что способны и есть ли вообще какой-нибудь смысл в наших поступках.
В интервью сценарист «Кислоты» Валерий Печейкин говорил, что поколение двадцатилетних сейчас творит «историю без истории». Это тоже следствие отсутствия ориентиров — последние годы в России почти ничего не происходит, а значит и отметиться в истории у нас нет возможности. Всему виной, опять же, проблемы — именно они определяют эпоху, ее тенденции и приоритеты.
А у нас их нет — вот и приходится либо рефлексировать, либо потакать героям «Кислоты». Впрочем, даже тут у нас нет выбора — ведь оба варианта одинаково ведут лишь к деструктивности и саморазъеданию.
Миллионы лет эволюции, чтобы закинуться хлорной кислотой.?
Как я обожаю, когда переживания кучки маргиналов выдают за "проблему поколения".