Послесловие. Spec Ops: The Line.

Почти месяц минул с выхода Spec Ops: The Line. Мы вспоминаем самые яркие моменты и подводим финальную черту.
Почти месяц минул с выхода Spec Ops: The Line. Мы вспоминаем самые яркие моменты и подводим финальную черту.

Это песок, но другой. Не тот, на котором ты привык сковородить задницу под летним отпускным солнцем – и не тот, от которого ты прикрывал лицо в одной из этих стран с каркающим названием, где люди ходят босиком и где старые русские автоматы приваривают к рамам старых русских автомобилей. Этот песок… он словно живой. Словно человек. Такой же злой, такой же жестокий, такой же непредсказуемый. И, если уж на то пошло, такой же бессмысленно-беспощадный. Посмотри сюда: видишь этих людей – точнее, то, что когда-то было людьми, а теперь лежит бесформенной обуглившейся черной массой? Видишь кровь на земле? Видишь детскую обувь, и женские украшения, и испачканные красным лохмотья, на которых можно различить торговые знаки дорогих марок и какие не сыщешь в «Уолл-марте» за углом? Видишь? Ты видишь? Это все песок. Он просто накатил огромной волной, чудовищным желтым цунами, и уничтожил все, во что ты верил, что ты знал, на что надеялся. А когда буря ушла, остался только ты и эти мертвые люди. И песок. Много песка.

Послесловие. Spec Ops: The Line. - фото 1

Ожидать подобных эмоций от сонного летнего боевика довольно глупо, правда же? Кажется даже, будто Spec Ops: The Line по каким-то одной ей ведомым причинам провела долгое время в индустриальном камуфляже: вот спецназ, вот вид из-за плеча, вот мультиплеер и Unreal Engine… То, что игра вовсе не об этом, стало ясно лишь теперь. Наверное, это страшная маркетинговая ошибка, но какое нам дело до маркетологов, когда в кои-то веки не стыдно потратить несколько часов на одиночную кампанию современного милитари-шутера? Последний раз подобное было, кажется, в случае с Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter, то есть очень давно и практически неправда.

Послесловие. Spec Ops: The Line. - фото 2

Хотя даже не так. Одиночная кампания в новой Spec Ops – единственная причина, по которой стоит покупать эту игру, и одна из немногих причин, по которым сегодня вообще стоит играть в видеоигры. История спасательной операции, которая на самом деле – история одного города, которая на самом деле – удивительно мощное гуманистическое исследование жизни, вселенной и вообще (черт, как же сложно удержаться от чудовищного спойлер-греха!)… То есть, строго говоря, неформат. Несмотря на перестрелки, укрытия, ящики с патронами и болтливых напарников из любого другого современного милитари-шутера. И если это сложно заподозрить сразу (когда мы впервые встречаем наших героев на окраине Дубая, они и бровью не ведут, маскировка, помните?) то уже через полчаса все становится очевидным.

Послесловие. Spec Ops: The Line. - фото 3

Во-первых, это абсолютно, стопроцентно нарративная штука: на пять минут перестрелок приходится десять минут диалогов, воспоминаний и роликов (складывается такое ощущение, что их ставил Ридли Скотт и для авторов игры они важны больше, чем сама игра). Во-вторых, то, что в других играх служит декорацией к применению боевых механик, в Spec Ops гораздо важнее боевой механики - она тут вообще отходит в тень, в хорошем смысле по-киношному уступая место крупным и дальним планам. Каждая сцена – маленький шедевр, каждая локация – безумное путешествие Дэвида Линча по лестнице Иакова. Тысячи свеч на полу и пианино в темном убежище. Повешенные на столбах. Американский флаг звездами книзу, болтающийся на флагштоке. Зачем все это современному кооперативному милитари-шутеру? Почему здесь проще увидеть мертвого гражданского, чем вооруженного врага? Где они взяли эту диссонирующую и сюжету, и логике повествования музыку, от которой постепенно сходишь с ума?

Послесловие. Spec Ops: The Line. - фото 4

Какими бы ни были ответы на эти вопросы, результат один: играть в Spec Ops: The Line непривычно интересно. С одной стороны – как раз из-за таких вот приемов, которые больше ожидаешь встретить в BioShock или Silent Hill (во время одной из миссий главному герою приходится использовать ноутбук, чтобы управлять беспилотным летательным аппаратом, и если приглядеться, то можно увидеть на экране этого самого бука – который на короткое время становится нашим экраном – отражение лица солдата… растерянное, потрясенное, вгоняющее в дрожь; камера беспилотника в это время бесстрастно наблюдает за кроваво-огненным дождем). С другой стороны… С другой стороны, эта игра, в какой бы форме она не появилась, не была бы возможна без атаки на башни-близнецы в 2001 году.

Послесловие. Spec Ops: The Line. - фото 5

Человечество всегда стремилось к тому, чтобы создать нечто нерушимое, нечто грандиозное – то, что можно оставить после себя. Люди строили пирамиды, рыли тоннели под океанской толщей и устанавливали олимпийские рекорды, и в какой-то момент стало казаться, что цель практически достигнута. Но вот появляется кучка малообразованных религиозных фанатиков и наглядно демонстрирует, что, несмотря на все старания, ничего нерушимого не бывает. Пара ножов для резки бумаги, и вы только посмотрите, сколько слез, пыли и разочарования! Если есть что-то, это можно разрушить. Если кто-то решил что-то разрушить, он найдет способ это сделать. И если все так, если материальное не в состоянии устоять перед духовным, что же тогда остается? Что мы можем оставить после себя? В этом смысле Дубай – все то, к чему после одиннадцатого сентября стремится каждый. Символ богатства, власти, могущества; островок абсолютной безопасности в катящемся к черту мире; новый Вечный город; рай на земле. Дубай сегодня – то грандиозное и нерушимое, за что цепляется измученное коллективное бессознательное. И вот Spec Ops последовательно, квартал за кварталом, небоскреб за небоскребом, уничтожает этот город, что очень похоже на символический акт саморазрушения.

Послесловие. Spec Ops: The Line. - фото 6

История, которую рассказывает игра, убедительно и невероятно эффектно демонстрирует, что и это обман – ничуть не лучше всех прочих. Идти здесь с автоматом наперевес по пустынным улицам и задирать голову, чтобы увидеть крышу очередного офисного центра, очень страшно – потому что и в самом деле все держится на волоске, даже здесь, даже на этой нефти и на этих деньгах. Песок забивает механизм часов «Патек-Филипп» так же быстро, как и все остальные. Если выстрелить в стеклянный потолок, его осколки десятилетиями будут лежать и на пыльном бетоне городских улиц, и на изысканном паркете конференц-зала. Самый дорогой город мира удивительно быстро обратится в руины, если того пожелает один-единственный человек.

Послесловие. Spec Ops: The Line. - фото 7

В Spec Ops: The Line есть эпизод, во время которого оперативники на протяжении долгого времени пытаются спасти персонажа, которого им спасти не удастся. Ход, в принципе, не новый… но то, с какой безысходностью и отчаянием он показан, потрясает – никакой героической чепухи, никакого пафоса, смерть от побоев (несмотря на то, что со всеми злодеями удалось расправиться) под аккомпанемент безумца, поющего в наушнике веселую песенку. И когда один из героев пытается сделать очевидно мертвому человеку искусственное дыхание – во внутреннем дворике какого-то очередного железобетонного шедевра – что-то происходит. Ты вроде бы сначала не можешь понять, что именно, но потом понимаешь: это песок. Чертов песок, который сначала украл у тебя солнце, потом воздух, а потом жизнь этого нарисованного человечка.

И лучше бы не запускать эту игру, и не слышать, как этот песок скребется по стеклянным стенам, и не видеть всего этого… но ты, само собой, уже запустил. Ты уже увидел.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Spec Ops: The Line вышла 29 июня 2012 года на PC, Xbox 360 и PlayStation 3. Игорь Белкин в своей рецензии поставил игре 8 баллов из 10.

Сохранить
Пришелиц
Пришелиц
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.И слава Богу.
Hamster
Hamster
"складывается такое ощущение, что их ставил Ридли Скотт"Кто то явно не доволен Прометеем, наверное хотел на бдыщ, бдыщ ( М. Бэй муви )
Валентайн
Валентайн
Игра вогнала меня в депресию.
VAngel
VAngel
Все руки не доходят до нее, надо себя заставить!
Ksader
Ksader
Всё это песок
Diablokiller
Diablokiller
Солидарен, игра очень чувственна и воодушевлена. Ждем нового шедевра от разработчиков!
robben1234
robben1234
А в чем неразрушимость Дубая, если там чуть ли ни каждый день творится хаос, все бегут куда попало, на улице не души? Песчаные бури же.
so1ovei
so1ovei
Одиночная кампания великолепна. Закончил сутки назад и до сих пор пребываю в ступоре от происходившего на экране. Сказать что я почти ****я не понял - не сказать ничего.
Cyclon47B
Cyclon47B
Спасибо Вам, очень хорошая статья, обязательно пройду эту игру. И конечно же +.
mcksin
mcksin
разработчики хотели сделать нинакого непохожий шутер и у них это получилось
Geth
Geth
интересная игра. не ожидал такого если честно. музыка отличная! Hush, hush
Wergon
Wergon
Всем кто вникает в сюжет игра оставит глубокие впечатления.Все кто тупо хочет мочилова - вам не сюда
CyXaRiK
CyXaRiK
Действительно, ради этого игру и покупал. Нам обещали хороший сюжет, мы его получили.
Dotu
Dotu
У меня на компе идёт и Battlefield 3 и L.A. Noire а вот это ВОТ, ТОРМОЗИЛО, поэтому я даже не поиграл в неё. Но могу сказать одно что привязать элементы одного жанра к другому это тяжело, но если этой игре это удалось, то это здорово, и возможно перекроет скучный геймплей, а он мне именно таким и показался.
0