Последняя великая группа девяностых. В чем феномен Daft Punk
«Панкуха» уходит в хаус
Изначально Бангальтер и Омем-Кристо собирались играть рок. После второго же концерта их инди-группу разнесла пресса, а один из журналистов назвал их «отсталой панкухой»: «a daft punky thrash». Так появилось название их нового проекта.
«Мы так долго придумывали название для нашей первой группы, а это появилось сразу», — вспоминал позже Омем-Кристо, который теперь вместе с товарищем экспериментировал с драм-машинами и синтезаторами.
В 1993-м Daft Punk записали демо. Представители звукозаписывающего лейбла Soma Quality Recordings увидели потенциал и выпустили пару синглов дуэта — но первый успех к группе пришел только в 1995-м, с выходом Da Funk. Эта песня стала грандиозным хитом и принесла группе известность.
Параллельно треки Daft Punk ставили в танцевальных клубах: дуэт планомерно завоевывал популярность и в итоге привлек внимание крупных лейблов. Как итог — контракт с Virgin Records и выход дебютного альбома Homework в 1997 году.
Альбом получился мощным сплавом техно, эйсид-хауса и синтипопа, обрамленного эстетикой биг-бита. Рядом с танцевальными хитами Da Funk, Around the World и Alive соседствовали мощные боевики Rollin’ & Scratchin’ и Rock’n’Roll, в какой-то мере отсылающие к рокерскому прошлому Daft Punk. Пресса наперебой хвалила лонгплей — «хаус возрождается вне формулы евродэнса», написал The Village Voice. Daft Punk мгновенно стали одной из главных новых групп электронной сцены.
Становление роботов
Второй альбом — Discovery — вышел в 2001 году. Не всем поклонникам Homework он пришелся по вкусу — боевики уступили место синтипопу, а звук сместился в сторону альбома Moon Safari, который в 1998-м выпустил другой электронный французский дуэт — Air.
Тома Бангальтер позже в одном из интервью рассказывал, что на этом альбоме Daft Punk пытались передать настроение любопытства, присущее детям. И эксперимент удался — Discovery оказался намного популярнее Homework, стал трижды платиновым во Франции и золотым в США, а в общей сложности разошелся миллионами копий.
Интерес к дуэту подогревало и то, что почти никто не знал, как выглядят Бангальтер и Омем-Кристо в реальности. На сцене Daft Punk выступали в масках, в пресс-материалах их лица были заретушированы и даже на телевизионные интервью они приходили с мешками на головах.
«Не мы решили стать роботами, просто однажды произошел инцидент, — объяснял Бангальтер. — Мы работали с сэмплером и ровно в 9:09 9 сентября 1999 года он взорвался. И когда мы пришли в сознание, поняли, что стали роботами».
Поначалу Daft Punk использовали маски, чтобы побороть стеснение. К слову, вдохновил их на это фильм «Призрак рая» Брайана де Пальмы, где главный герой тоже носил маску. А затем шлемы стали одной из наиболее узнаваемых фишек дуэта.
«Мы никогда не хотели становиться звездами, не хотели, чтобы нас узнавали на улицах, — говорит Бангальтер. — Во Франции миллионы людей знают Daft Punk, но лишь немногие знают нас в лицо. Мы не хотим, чтобы к нам подбегали люди нашего возраста и просили автограф — ведь мы сами точно такие же. К тому же маски — это весело».
Художники хауса
Интересы Daft Punk всегда выходили за пределы одной только музыки. Экстравагантные костюмы футуристического вида дополняли яркие световые шоу на сцене — и если поначалу музыкантам приходилось строить декорации из подручных средств, то с приходом популярности и бюджетов живые выступления превратились в световые шоу.
В то же время на музыку с альбома Discovery вышел полнометражный фильм Interstella 5555: The 5tory of the 5ecret 5tar 5ystem — клипы на каждый трек были объединены в общую историю. Создавать этот проект Daft Punk помогал Лэйдзи Мацумото, один из любимых аниматоров группы. Позже Daft Punk еще раз поработают с кино, написав саундтрек к фильму «Трон: Наследие».
В 2006 году Daft Punk сразу после выпуска своего третьего альбома — Human After All — презентуют в Каннах собственный фильм: Daft Punk’s Electroma. Картина рассказывала о том, как два робота пытаются стать людьми. При этом в ленте не используется музыка Daft Punk: вместо нее саундтрек состоит из работ других музыкантов — Брайана Ино, Тодда Рандгрена и даже классических композиторов Фредерика Шопена и Йозефа Гайдна. В целом фильм получил довольно сдержанные оценки, хотя операторская работа и звук не вызвали претензий.
Не слишком критики хвалили и Human After All. С одной стороны, альбом получился более боевым и энергичным, чем Discovery, в арсенал музыкантов добавились минимализм, жесткий бит и более сложные композиции. В то же время музыкальная пресса раскритиковала пластинку за отсутствие настроения и легкости, которые были присущи предыдущей работе.
Всё изменилось после тура в поддержку альбома: в формате светового шоу энергетика материала «заработала» как задумывали музыканты, а многие критики изменили мнение. Human After All даже номинировался на Грэмми как лучший танцевальный альбом, однако награда ушла к The Chemical Brothers.
Финальный триумф
После выхода фильма «Трон: Наследие» Daft Punk сели за работу над четвертым студийным альбомом — Random Access Memories. В итоге он окажется последней и самой масштабной пластинкой дуэта. Для записи Daft Punk пригласили сессионных музыкантов, а среди треков — коллаборации с Фарреллом Уильямсом, Джорджо Мородером, Джулианом Касабланкасом, Panda Bear и другими.
На четвертом альбоме Бангальтер и Омем-Кристо стали меньше использовать современную электронику. Вместо этого они записывались на кастомных синтезаторах и винтажном оборудовании.
Успех получился грандиозным: 339 тысяч копий в первую неделю релиза сделали пластинку рекордсменом и позволили быстро достчь платинового статуса в США. Daft Punk получили несколько Грэмми, включая награды за лучший альбом года, лучший альбом танцевальной или электронной музыки, запись года и лучшее выступление поп-группы.
На тот момент Daft Punk уже стали живыми легендами, поработать с которыми мечтали звезды первой величины. Но Random Access Memories понравилась всем не только поэтому. Смесь диско, софт-рока и прогрессив-рока оценили и слушатели, и критики. «Лучший альбом Daft Punk с заметным отрывом, — писал журнал Q — Daft Punk уже по меньшей мере дважды перевернули всю танцевальную музыку».
«Пластинка вдохнула жизнь в безопасную музыку, которая правит сегодня чартами», — констатировали в The Independent. NME и Rolling Stone включили Random Access Memories в список 500 лучших альбомов в истории музыки.
Роботы распались
С момента выхода «Random Access Memories» прошло почти восемь лет. Daft Punk с тех пор работали с Канье Уэстом, The Weeknd и другими известными музыкантами. При этом, трек The Weeknd Starboy, в создании которого поучаствовали Daft Punk, занял первое место в Billboard Hot 100.
В 2017 году ходили слухи, что Daft Punk готовят новый тур — Alive 2017, который мог бы повторить успех Alive 2007, однако он так и не состоялся. Затем появилась информация, что Daft Punk работают с Дарио Ардженто над саундтреком к его новому фильму, но и она оказалась неверной.
Ну а в итоге в конце февраля 2021 года на страницах Daft Punk появилось прощальное видео — «Эпилог», которое состоит из кадров Electroma. Позже представитель группы подтвердил распад, но не назвал причин.
В общей сложности история Daft Punk насчитывает 28 лет и всего четыре альбома — намного меньше, чем ожидаешь от группы, переделавшей под себя сразу несколько жанров музыки. Daft Punk никогда не повторялись, а образ роботов лишь подчеркивал, как много жизни в их музыке.
И пусть роботы распались, их творчество продолжит жить и вдохновлять новые поколения, которые придут на смену Daft Punk — точно так же, как они сами пришли на смену Primal Scream и Kraftwerk.