Под грифом «забыто»: Baroque
Игры Sting никогда не отличались особой мрачностью. Будь то суховатая Gungnirс её политическими интригами, гаремная Riveraили чибишная Hexyz Force – атмосфера всегда содержалась в рамках приличия, никогда не перегибая палку в сторону тлена и безысходности и вовремя осветляя положение дел комедийной сценкой или красивым артом. Вот поэтому, наткнувшись на предмет разговора в библиотеке невезучей Sega Saturn, я была весьма удивлена.
Baroque жестока и неуютна, но затягивает вопреки всякой логике. И даже преграды вроде адской системы сохранений и интерфейса на лунном порой не способны помешать процессу. А еще тут неслабая сложность и все хочет вас сожрать – прямо King’s Field, только уклон больше в хоррор и майндфак.
“Everything got crooked and this Earth has collapsed”
14 мая 2032 года необъяснённое явление, известное как Heat Wave, опустошило планету, уничтожив практически всю жизнь. Осталась только пустошь, а в пустоши той — массивная башня, известная немногим выжившим, как Neuro Tower. Кто-то верит, что в её недрах содержится ключ к спасению и разгадке причины апокалипсиса; кто-то убеждён, что именно она и есть всему виной. Так или иначе, никто не желает приближаться к Башне — форма её постоянно изменяется, а коридоры кишат Ikei, монстрами, порождёнными чудовищной волной. Красноглазый Архангел убежден, что только смерть безумной богини, заточенной в самом низу Башни, способна исправить ситуацию, и по его указке снедаемый чувством непонятной вины безымянный протагонист отправляется в Neuro Tower в поисках собственного прошлого и причины катастрофы.
Хождением по башне и придётся заниматься большую часть времени. В основе своей Baroque— классический roguelike от первого лица, со всеми его достоинствами и недостатками. Поскольку Neuro Tower постоянно изменяется, планировка этажей, количество монстров и лут генерируются случайным образом, превращая каждый спуск в уникальное событие.
Дизайн абсолютно всего откровенно криповатый. Монстры и NPC представлены спрайтами, и предстают во всей своей «кирпичной» красе, не испорченной трёхмерной угловатостью. Будь то вечно алое небо стартовых городских руин или покрытые ржавчиной коридоры Neuro Tower, напоминающие заброшенную фабрику — спокойствием и не пахнет. Благодаря ограниченному обзору и невозможности быстро развернуться, единственный способ вовремя заметить опасность — это прислушиваться, благо стереозвук довольно точно позволяет не только определить, подкрадывается ли к тебе сзади очередной плод воображения Ганса Гигера или нет, но и что именно и откуда подкрадывается. Сила и число Ikei возрастает с каждым этажом, поэтому зачастую самый эффективный способ достижения цели — это драпать куда подальше в надежде, что следующая комната будет содержать телепорт вниз, а не очередную пачку желающих отобедать главным героем.
Большую роль в нагнетании жути играют музыка и звуки. Саундтрек Baroque, написанный Masaharu Iwata, отлично передаёт атмосферу умирающего мира; композиции разнятся от быстрого техно до амбиента. Широкий ассортимент звуковых эффектов различной степени кирпичности прилагается.
Основной ключ к выживанию — грамотная манипуляция содержимым инвентаря. Вот здесь-то языковой барьер и встаёт в полный рост, ведь в Baroque полно всевозможных вещей на все случаи жизни. Использование любой из них может как спасти от смерти, так и привести к оной, и тот факт, что названия, как назло, на кандзи, нехило так снижают степень полезности 70% всего собранного — выяснять функцию путём проб и ошибок, мягко говоря, плохо. Помимо мечей и плащей, повышающих атаку и защиту соответственно, имеются крылья (повышение определённых статов или защита от статусов), кости (взрывные, телепорты, лечащие от статусов, etc), ловушки, коробки с «сюрпризами», шприцы с иньекциями (лечат от статусов и дают прибавку к статам, весьма полезны), паразиты (дают иммунитет к определенным статусам, позволяют добавить элементальную атаку к мечу или защиту на плащ, очень полезны и важны) и ещё пара вещей, о которых будет ниже. Всем этим барахлом можно (и часто нужно) кидаться в противников в целях самозащиты.
И хотя перед тем, как пустить в Башню, архангел любезно выдает на руки внушительных размеров пушку, способную одним выстрелом убить любого врага, сей агрегат предназначен только для особо трудных ситуаций – пуль всего пять, причём хотя бы один заряд вы обязаны сохранить.
Протагонист имеет два главных параметра: уже привычные HP и VP (Vitality Points aka выносливость). Количество VP постоянно снижается и его нужно всеми способами поддерживать, поскольку здоровье регенерирует только при его наличии (в противном случае начинается обратный процесс). И если для лечения используются относительно невинные семена, то для восстановления VP нужно пожирать сердца монстров. Простые убийства тоже помогают, но в меньшей степени. Таким образом, как только «припрёт», приходится прекращать убегания и начинать охоту на Ikei, надеясь, что а) найдёшь кого-нибудь до того, как помрёшь; б) в случае успеха убить не успеют.
Так же повышается уровень. Конечно, можно убегать сколько угодно, но рано или поздно его величество рандом соизволит закинуть вас в комнату, битком набитую голодными врагами, и тогда постоянная трусость выйдет боком — рисковать в погоне за драгоценным повышением статов придется, и не раз. При наличии хорошей экипировки во время спуска можно успешно выживать даже на самых нижних этажах башни, и с каждым новым спуском становиться всё сильнее и сильнее. Вот только есть одно «но»…
“Death is not the end…”
Смерть в Baroque неизбежна; более того, часто это единственный способ продвинуться по сюжету или просто выбраться из башни. У каждого спуска, удачного или нет — лишь один финал. Протагонист умирает и вновь возвращается наверх, начиная новый цикл, лишившись всех вещей и вернувшись на первый уровень. Масла в огонь подливает система сохранений. Сейвиться между этажами можно, но запись эта всего лишь временная и стирается при загрузке; сохраниться как следует позволят только по достижении самого последнего этажа. Таким образом, львиная порция страха возникает от простой мысли о том, что в случае смерти 3-4 часа выживания будут потрачены впустую и всё придётся начинать заново. Roguelikes!
К счастью, в переиздании на PS1, получившем подзаголовок Warped Delusions, была добавлена возможность сохранить любимую экипировку. В укромных местах Neuro Tower появились особые «сферы сознания» (conciousness orbs). На предпоследнем этаже таких сфер всегда две — сей чудесный факт позволял спокойно таскаться с мечом и плащом до самого конца, не опасаясь, что после смерти на последнем этаже они потеряются.
Стоило швырнуть желаемый предмет в чудо-шарик, как он тут же отправлялся на поверхность, где его подбирал на хранение новый NPC. Кидание в орбы поощрялось — чем больше новых вещей собирал Коллекционер, тем больше места становилось в его хранилище.
Оригинальный Baroque не смог выбраться за пределы Японии. Saturn провалился в остальном мире, желающих локализовать странный нишевый проект для обреченной с рождения консоли не нашлось, а на переиздание даже и не взглянули. Тем не менее, вселенная игры впоследствии получила какое-никакое, а расширение: визуальную новеллу — приквел Baroque Syndrome для PS1, три томика манги (издателем, как ни странно, выступила Square Enix), скролл-шутер (неожиданно) Baroque Shooting и клавиатурный тренажер (еще более неожиданно) Baroque Typing, оба для РС. Все, естественно, Japan only (манга имеет фанатский перевод). Но через десять с лишним лет и остальному миру представилась возможность спуститься в подземелья гротескной башни, нависшей над выжженными просторами Пустоши…
«Heal your sins. Heal this world…»
В 2007 году Sting внезапно выпустила ремейк Baroque для PS2и Wii. Что ещё удивительнее, ремейк получил полный английский перевод (с шикарной озвучкой!), издателем выступила падкая на подобные больные-на-всю-голову-вещи Atlus.
Поскольку ремейк наконец-то позволил вытащить на свет сюжет, пришло самое время уделить ему и связанным с ним аспектам должное внимание. Baroque не собирается цацкаться с игроком, выдавая ему историю на тарелочке. Катсцены позволяют пролить немножко света на происходящее, но даже посмотрев их все, по-прежнему придется блуждать в потемках.
С приходом перевода стала понятна и функция последних предметов инвентаря — странных белых сфер, роняемых Ikei и отдельными персонажами после смерти. Немногословный Baroquemonger, стоящий на самой окраине города, всегда не против поделиться информацией об их обладателях. Чтобы получить все сведения о владельце отдельной сферы, шарик придется приносить и показывать на протяжении десяти циклов.
Из-за чего случилась катастрофа? Что за безумная богиня заперта в самом низу Башни, и что это за две призрачные девушки, скитающиеся по ее этажам? Как в этом замешан протагонист? Каковы цели Архангела? Откуда появились Ikei и что такое «baroque»? Ключом к разгадке являются немногочисленные выжившие, наслеляющие крохотный клочок земли радом с Башней или же блуждающие в ее недрах. Слепая, читающая мысли, насмешливый гробовщик, большой любитель поупоминать Бога всуе, предоставляющий доступ к туториалу и дополнительным данженам различной степени хардкорности, чокнутая старая провидица, два павших ангела, слитых в одно целое гротескное нечто, и многие другие персонажи в разговорах делятся крохотными клочками информации, постепенно составляющими общую картину. Вот только не принимайте все за чистую монету — они и соврать могут.
В случае, если вы забудете чего (а вы забудете), имеется подробная база, в которую попадает все сюжетное, начиная катсценами и записями со сфер и заканчивая репликами персонажей, пронумерованными для понятности.
Геймплей стал более быстрым, перспективу сменили с первого лица на третье (впрочем, в опциях можно вернуть вид «из глаз» и все связанные с ним «недостатки», приблизив игровой процесс к оригиналу). Абсолютно всё подверглось редизайну. Персонажам это пошло на пользу, но Ikei резко потеряли в страхолюдности и уже не вызывают такого объёма кирпичей, как в оригинале. Одноразовые сохранения между этажами превратились в постоянные, уничтожив одну из главных причин нервотрепности оригинала, так что стало на порядок легче и спокойнее. Особенно хочется отметить карту, услужливо «угасающую» во время передвижения и позволяющую быть постоянно начеку.
Саундтрек был полностью переписан (композитором выступил Shigeki Hayashi, также написавший музыку для Rivera и Yggdra Union). И хотя новый саундтрек тоже хорош, атмосферу он создает уже другую.
Ремейк умудрился получить от ESRB всего лишь Teen при определении возрастного ограничения. Очень забавно, учитывая здешний воистину инфернальный арт-дизайн, запутанную, безумную сюжетную линию и тот милый факт, что единственный эффективный способ задержать смерть — пожирание сердец павших врагов, а среди привычных статусов вроде отравления или паралича затесались похоть и гниение. Oh well, who cares…
Baroque — определенно вещь «не для всех». Оригинал сейчас стоит запускать разве что ради любопытства (ну, или если вы без ума от старых хардкорных рогаликов вне зависимости от их понятности). Если вам по душе сложность, жутковатая атмосфера и сюжет, заходящий за грань майндфака, ремейк вам понравится. Всем остальным — подходить с осторожностью.
Автора материала - ShodanUlzh