Почему японцы не любят Xbox
В конце 2000 года Кевин Бакус, директор Xbox по связям с японскими разработчиками, прилетел в Токио на переговоры с Синдзи Миками. По слухам, Миками хотел сменить платформу для Resident Evil 4, так как возникли трудности с разработкой игры для PS2. Выбор стоял между GameCube и Xbox, но приставку от Microsoft многие японцы заранее обрекли на провал, и Миками нужны были веские аргументы.
«Что вы можете предложить?» – спросил он у Бакуса, – «В чем ваша философия? Sony говорит, что игры – это развлечение, работающее на эмоциях. Nintendo утверждает, что игры – это игрушки, созданные Сигэру Миямото, возможно, лучшим разработчиком всех времен. А что вы чувствуете?». Японский представитель Microsoft ответить не смог – помешал языковой барьер, и Миками тогда заключил сделку с Nintendo.
На одной из неформальных встреч, как вспоминает Бакус, японцы выпили вина на $30 тыс.
Эд Фрайс, вице-президент Microsoft Game Studios и один из создателей Xbox, пытался добиться, чтобы Final Fantasy 11 вышла в том числе на его приставке. В Square хотели, чтобы у PC и Xbox был общий игровой сервер, но этому, во-первых, мешали тогдашние технологии, во-вторых, сама команда Xbox Live была категорически против такого хода. Игра в итоге появилась только на Xbox 360 спустя целых 4 года.
На старте продаж в Японии эксклюзивом Xbox стала Dead or Alive 3, но получилось это в первую очередь благодаря добрым отношениям между Симусом Блэкли (одним из создателей Xbox) и Томонобу Итагаки, геймдизайнером студии Tecmo и главой Team Ninja. Ninja Gaiden позже тоже вышла только на Xbox.
Xbox по сравнению с PS2 выглядела настоящим гигантом в маленьких японских квартирках
Особенность деловых переговоров по-японски состоит в том, что прежде чем подписать какой-либо контракт, стороны должны хорошо узнать друг друга в непринужденной обстановке. Поэтому в Японии так популярны походы в караоке, бары и рестораны. На одной из таких неформальных встреч, как вспоминает Бакус, японцы выпили вина на $30 тыс. Но эйфория от запуска Xbox в Японии, на котором присутствовал сам Билл Гейтс, быстро улетучилась – всплыли проблемы, которые нельзя было решить простым походом в бар.
Во-первых, Xbox по сравнению с PS2 выглядела настоящим гигантом в маленьких японских квартирках. Сам контроллер (кодовое имя – Duke) оказался большим и неудобным для японцев. Специально для них Microsoft разработали уменьшенный вариант, получивший имя Akebono, но первый тираж Xbox все равно распространялся с Duke, что подпортило и без того неустойчивую репутацию компании.
Другой проблемой, уже общей для всех приставок, было то, что на дисках после них оставались царапины. Для американцев это был не такой сильный удар, как для японцев, вторичный рынок у которых развит сильнее, чем в США. Поцарапанный диск нельзя сдать на перепродажу, к тому же, его просто неприятно держать в руках.
Но главной проблемой Xbox стало недостаточное количество эксклюзивов. За всю историю японской кампании Microsoft партнера крупнее и значимее, чем Tecmo, у них не было.
Приставка продавалась так плохо, что уже в мае 2002 года пришлось сбросить цену с 34,8 тыс. до 24,8 тыс. йен (примерно 9 тыс. рублей по нынешнему курсу валют), но и это не помогло. Итоговые продажи не превысили 500 тыс. экземпляров, и это когда PS2 только за первую неделю приобрели 630 тыс. японцев.
Японцам не понравился переход на Blu-Ray: «Есть существенная разница между кассетами и дисками, но в чем отличие DVD от Blu-Ray?»
Война продолжилась, когда вышел Xbox 360, на который в корпорации возлагали большие надежды. До Японии приставка добралась 10 декабря 2005 года, почти на год раньше, чем PS3, и у Microsoft было время, чтобы заручиться поддержкой местных разработчиков. Среди игр на запуске в итоге оказались Dead or Alive 4 (Tecmo), Ridge Racer 6 (Namco), [eM] -eNCHANT arM- (From Software) и Tetris The Grand Master Ace (AQ Interactive). Если учесть, что DOA3 и DOA Xtreme буквально тянули на себе оригинальную Xbox в Японии, новая консоль стартовала с надежной позиции – в арсенале был как минимум новый файтинг от Tecmo.
11 ноября 2006 года выходит PlayStation 3. Приставка стоит 50 000 йен (примерно 17 тыс. рублей), Xbox 360 – 39 800 (около 13, 5 тыс.). Японцы бурлят. Им также не нравится переход с DVD на Blu-Ray: «Есть существенная разница между кассетами и дисками, но в чем отличие DVD от Blu-Ray? Фильмы до сих пор продаются на DVD, к тому же диски Blu-Ray гораздо дороже». Все изменилось, когда японцы увидели разницу между тем, как выглядит одна и та же игра на Xbox 360 и PS3.
В глазах японцев Xbox 360 был и остается платформой для Halo, Call of Duty и Gears of War
В игровой индустрии Японии важнейшую роль играют RPG, и те, что делают местные разработчики, как правило, славятся роскошными роликами. Формат Blu-Ray дал студиям фантастические на тот момент возможности для создания картинки высокой четкости. Это оказалось весомым аргументов в борьбе с Xbox 360 – там, чтобы вместить игру на диск объемом 7,4 гигабайт, нужно было нещадно сжимать и, следовательно, снижать качество графики, что в итоге немного, но портило впечатление.
В 2008 году на Tokyo Game Show Microsoft показывают трейлер The Last Remnant – еще одного эксклюзива Xbox 360 (вышла в Японии в апреле 2009 года). Джон Шапперт, вице-президент Microsoft Interactive Entertainment Business, во время презентации подчеркнул: «Xbox 360 – это консоль для RPG. Мы ждем выхода таких грандиозных игр, как Tales of Vesperia, Infinite Undiscovery, Fable 2, Fallout 3, The Last Remnant, и это только в 2008 году». Однако в глазах японцев Xbox 360 был и остается платформой для Halo, Call of Duty и Gears of War.
Не секрет, что западные игры в Японии выходят с большой задержкой, поэтому японцы, владеющие английским на достаточном уровне, часто заказывают западные издания на местном Amazon, чтобы запустить игру вместе с остальным миром. С японской версией Xbox 360 такой фокус не пройдет из-за регионального ограничения. Плюс очко в пользу PS3.
Со временем Microsoft поняли, как нужно продвигать Xbox 360. Для японцев, которые любят читать (а это почти вся нация), компания запустила ежемесячный журнал Famitsu Xbox 360. Продержался он, правда, только до конца 2012 года. Во-первых, потому что был очень тонким по сравнению с другими журналами, а во-вторых, стоил почти 1000 йен (360 рублей). Журнал Famitsu Android, кстати, хорошо берут до сих пор.
Компания также попыталась сыграть на любви японцев к нарисованным девочкам. В одном из крупнейших мультимедийных магазинов Акихабары одно время раздавали брошюры с информацией об играх и о том, почему Xbox 360 намного лучше PS3. Акция в итоге обернулась скандалом. Люди выкладывали развороты брошюр в интернете и писали комментарии вроде «Это был мой любимый магазин, но после такого я больше туда ни ногой».
А довольно сомнительным плюсом версии Nier для Xbox 360 стала внешность главного героя. Разработчики посчитали, что японским «биллибоям» будет приятнее смотреть на более маскулинного героя, тогда как утонченные обладатели PS3 получили вместо него женственного юношу.
Последняя на сегодняшний день надежда Microsoft – игра Bullet Soul: Infinite Burst. Первая часть получила хорошие оценки (в Famitsu Xbox 360 игру оценили ожидаемо выше, чем в Famitsu Weekly), и сейчас 5pb. Games (авторы Steins;Gate, Rozen Maiden и других визуальных новелл) работают над продолжением.
Infinite Burst выйдет 24 апреля в двух изданиях. В состав лимитированного войдет сама игра, код на скачивание оригинала в Xbox LIVE, а также спецвыпуск Famitsu Xbox 360, где будут интервью с разработчиками, история приставки и стратегия развития в 2014 году. Печатное дополнение пролоббировали сами разработчики: «Microsoft эта идея понравилась, а Famitsu помогли с воплощением. Мы бы хотели вернуть к жизни тот журнал про Xbox». Выглядит все это скорее как прощание, благодарность малочисленным японским фанатам Xbox за поддержку в течение 12 лет. Консоль от Microsoft в Японии потерпела крах.
Что ждет Xbox One в сентябре? Многие японцы уже поставили на нем крест. Во-первых, знак «X» («batsu») в Японии несет чисто негативный оттенок – даже на контроллере PS соответствующая кнопка отвечает за отмену действия или выход. Во-вторых, название приставки можно записать как X1, «batsu-ichi» – сленговое слово, которым обозначают разведенных или одиноких. По этому поводу компания Sharp в своем твиттере выложила фотографию компьютера Sharp X1 и добавила: «Xbox-сан, не сдавайтесь!».
На последней GDC Фил Спенсер, нынешний глава подразделения Xbox, на вопрос о том, почему в Японии консоль появится только в сентябре, ответил: «Япония – очень важный рынок (15% мирового оборота игровой индустрии – прим.), и нужно, чтобы приставка поступила в продажу в «завершенном виде». По официальным данным, Microsoft просто не успели подготовить консоль в срок, зато в сентябре японцы получат полностью локализованный интерфейс и Kinect, настроенный под размеры маленьких японских квартир. Спенсер также добавил, что один из известных японских разработчиков готовит игру эксклюзивно для Xbox One. Судя по всему, в этот раз Microsoft всерьез намерены стать кем-то вроде героя Тома Круза в фильме «Последний самурай» – своим среди чужих. После 12 лет проб и ошибок, кажется, пора.