Почему в России не выйдет комедия о Гитлере Тайки Вайтити — и что это значит для нашего проката?
Киножурналист Татьяна Шорохова уточняла, что Fox и не планировала выпускать фильм в России, что американский Дисней тоже «не очень понимает, как его прокатывать» — хотя в США и Новой Зеландии фильм выходит в прокат 18 октября.
Дело в том, что со-продюсером картины выступает Fox Searchlight Pictures, занимающаяся американским инди, а также прокатом коммерчески сомнительных зарубежных фильмов, включая авторский артхаус. Поскольку с марта 2019-го Fox Searchlight принадлежит Disney, у компании на руках оказалась настолько странная картина: черная комедия, действие которой происходит в самый мрачный период истории человечества: «Кролик ДжоДжо».
Главный герой — немецкий мальчик по имени ДжоДжо и прозвищу Кролик, который обнаруживает, что его мама-одиночка (Скарлетт Йоханссон) прячет на чердаке еврейскую девочку. Это переворачивает все его мировоззрение — ведь ДжоДжо всем своим 10-летним сердцем поддерживает нацизм.
Тут-то и выходит на сцену его воображаемый друг — тот самый Гитлер в исполнении Вайтити — который больше всего похож на воплощение всех представлений о пропавшем отце в образе любимого фюрера.
«Кролик ДжоДжо» остался в планах Fox Searchlight (наряду всего с 2 другими картинами), но Disney не стала включать его в свой общий график релизов фильмов, обнародованный до 2027 года включительно. В США любые сомнения объясняется исключительно коммерческими соображениями по поводу успеха картины. Вдобавок она вызвала крайне неоднозначную реакцию критиков, так что ее нельзя даже считать чисто «престижным» проектом для компании. В России, на фоне историй с другими черными комедиями об известных тоталитарных политических деятелях, к вопросам рентабельности проката примешиваются… иные.
Эдуард Голубев, кинокритик «Канобу»
Когда в июне этого года российский прокатчик вырезал все «неподобающие» сцены из «Рокетмена» кинокритик Антон Долин написал, что теперь мы все проснулись в Саудовской Аравии.
И тут совсем не важно, кто как относится к геям или демонстрации употребления наркотиков. Каждый запрет создает прецедент. И самое страшное здесь то, что к подобным ограничениям мы уже давно привыкли. Ведь глупо было ожидать, что фильм про доброго и смешного Гитлера будет свободно крутиться в нашем прокате?
Также поражает реакция «Двадцатого Века Фокс СНГ», представители которой НЕ СМОГЛИ прокомментировать причины решения НЕ ВЫПУСКАТЬ «Кролика Джоджо» в кинотеатры России.
Хотя, может, оно и к лучшему. Ибо слушать очередные глупые оправдания сил уже просто нет. Все мы понимаем, что власть в стране настолько глубоко проникла даже в сферу РАЗВЛЕЧЕНИЙ, что опускать забрало и идти против течения давно бессмысленно. Обидно лишь то, что наш досуг — давно сверхприбыльный бизнес, который везде строится вокруг интересов и мнения людей, а в России о первом, и, тем более, о втором давно не спрашивают.
Прав был Пелевин когда писал: — Что это такое — бизнес, догадываешься? — Догадываюсь примерно, — сказал Андрей, чокаясь. — По звучанию. «Бить», «е_*_а» и «без нас».
Катя Загвоздкина, кинокритик «Фонтанки» и Buro 24/7
Мне кажется, что после недавних переносов выхода фильмов и даже отзыва уже выданного прокатного удостоверения, как было со «Смертью Сталина», решение компании понятно. Прокатчики стараются перестраховаться, а релиз фильма о воображаемом друге-фюрере — это самоубийство.
«Кролик Джоджо» — это же просто феерия: занятия типа гитлерюгенд-бойскаутов, на которые ходит главный герой, сжигание книг, нацистская символика — ну, и Гитлер в подтяжках, конечно (кстати то, что его играет сам режиссер, который раньше играл упыря, что-то да значит). На 99%, фильм в России признали бы оскорбляющим историческую память или что-то подобное.
И вишенка, конечно, что это сатира — мне кажется, то, что такие фильмы воспринимаются буквально и замещаются, как было со «Смертью Сталина», симптоматично. Возможно, власти считают, что российский зритель очень глупый и не поймет, кто хороший, а кто плохой, и показывать ему можно только «Танки».
Александр Роднянский, продюсер фильма «Дылда», выдвинутого на «Оскар» от России и тоже рассказывающего о Второй мировой, высказался по поводу ситуации с «Кроликом Джоджо» в своем Instagram:
«Если в прошлом году мы с вами обсуждали запрет очень приличного, но раздразнившего ревнителей советского прошлого фильма „Смерть Сталина“, то в этом году зарубежные прокатчики даже и не пытаются предложить вниманию отечественной аудитории фильм популярнейшего режиссера. Это, конечно, самоцензура…
…Тайка Вайтити — один из самых талантливых и смелых режиссеров нынешнего Голливуда. Кроме того, и это не очень широко известный факт, он еврей и он долго жил под фамилией Коэн (по-русски — Коган). Это фамилия его матери, русской еврейки.
Заподозрить его в неуважении к жертвам нацизма или симпатии к Гитлеру (эту роль, кстати, режиссер исполнил в фильме сам) просто невозможно. Конечно, Тайка провокативен, но вместе с провокацией он предлагает содержательный и умный разговор о ненависти, сочувствии, лжи и любви».
Мы обратились за комментарием и в Министерство культуры Российской Федерации: нам ответили, что компания «Двадцатый Век Фокс СНГ» не подавала заявку в Минкультуры России на получение прокатного удостоверения на данную картину.
В сентябре 2019-го «Кролик Джоджо» получил Гран-при 44-го Международного кинофестиваля в Торонто.
- Освежить в памяти ситуацию со «Смертью Сталина» можно в материале Александра Трофимова.
- А историю с «Рокетменом» — в статье Эдуарда Голубева.