Почему вам стоит прочитать веб-комикс и мангу One Punch Man
Почти каждое японское экшен-приключение строится по стандартной схеме. Персонаж сталкивается с противником ужасающей силы, почти проигрывает, но находит в себе прилив энергии, чтобы в итоге победить. Иногда до реванша несколько эпизодов уделяют тренировкам и получению новой способности. Когда на дворе 2019 год и вышло уже несколько сотен подобных произведений, то постоянные «прокачки» могут изрядно поднадоесть. Главному герою One Punch Man не нужно отвлекаться на подобные мелочи — он и так убивает всех с одного удара.
Первая глава One Punch Man вышла в 2009 году и уже тогда отличалась от большинства подобных работ. Ведь обычно любая крупная манга начинается с небольшого ваншота, замеченного каким-нибудь издательством, а уже дальше идет стандартная сериализация. Но мангака ONE (настоящее имя он скрывается) выбрал совершенно иной подход. Он создал собственный сайт, на котором самостоятельно выкладывает главы.
Его манга рассказывает о мире, в котором супергерои и суперзлодеи давно стали обыденным явлением. Чуть ли ни каждый день обычные жители вынуждены терпеть масштабные разрушения из-за бушующих тут и там битв. Для контроля над деятельностью героев была создана Ассоциация Героев, призванная оперативно реагировать на вторжения монстров, инопланетных сил и прочих злодеев.
Но главному герою Сайтаме поначалу нет дела до подобных забот, ведь геройство стало для него таким же хобби, как поиск продуктов по самым лучшим скидкам и видеоигры. Загвоздка в том, что благодаря активным тренировкам (из-за которых у него даже выпали волосы) он стал самым сильным человеком в мире. Из-за этого все его противники умирают с одного удара, а Сайтама получает все меньше и меньше удовольствия от своего увлечения.
Сначала можно подумать, что приключенческая история, в которой главный герой не испытывает никаких опасностей, совершенно не вызывает интереса. Но ONE и не намеревался делать из своей манги напряженный и драматический сёнэн.
Ключевой жанр One Punch Man — пародия, и с ним история справляется превосходно. Автор смело высмеивает все шаблоны One Piece, Bleach и прочих Naruto. Где в ином произведении сюжетная арка растянулась бы на несколько десятков глав, тут все решается за пару страниц. Вместо слезливых моментов — отличная, искрометная шутка или же выражение абсолютной скуки от главного героя.
Потому что Сайтаме нет дела до пафосных речей и постоянных тренировок. Во втором он достиг максимума, потому ему не требуется первого — он и так все доказывает делом. Парень не гонится за славой и признанием, даже спасенные жизни не считает своей наградой, пускай и стремится помочь всем. Он получает удовольствие от самого процесса геройствования, пускай с его экстраординарными способностями это получается все реже и реже. Хотя в обычной жизни его тяжело принять за героя, ведь даже обычная мошка, раздражающая своим шумом, вызывает у него проблемы.
Общий абсурд положения подчеркивают и второстепенные персонажи, большинство из которых доведены до абсурда и словно пришли как раз из стандартного сёнэна. Могущественный киборг Генос видит в Сайтаме своего наставника и хочет узнать секрет его силы, а ниндзя Сверхзвуковой Соник считает его своим заклятым врагом.
В Ассоциации Героев хватает неординарных личностей вроде телекинетика Тацумаки, напоминающей маленькую девочку в свои 28 лет, или же парня по имени Реснички, который сражается щипцами для завивки. Все они смешны и приятно позволяют отвлечься от постоянных побед Сайтамы.
ONE через своих персонажей сумел дать новый взгляд на супергероику. В One Punch Man ее суть заключается не в постоянном преодолении себя, усердных тренировках и отчаянных сражениях. Геройство в веб-комиксе — это череда случайностей и совпадений, вещь настолько же бытовая, как поход в магазин за продуктами на неделю. Да и пресловутых героев нельзя назвать однозначно приятными людьми — многие из них высокомерны и коварны, а некоторые даже откровенно странные и жуткие. Но именно столь чудные люди и спасают мир от неминуемой гибели.
One Punch Man так и мог бы остаться крайне примечательным, но не самым популярным веб-комиксом. Все-таки карикатурный и очень простой стиль рисунка мангаки отпугивал рядовых читателей…
Но однажды с автором связался Юсукэ Мурата (Eyeshield 21), максимально талантливый художник. Он согласился переделать мангу ONE с тем же сюжетом, но более качественным рисунком. В итоге история Сайтамы разделилась — веб-версия никуда не делась, но в онлайн-журнале Weekly Young Jump в 2012 году стартовала полноценная манга, главы которой впоследствии начали объединять в тома и продавать. Мурата сумел вывести и без того отличную историю на совершенно недосягаемый уровень. По крайней мере, в плане рисунка. Александр Башкиров даже назвал русское издание манги одним из главных книжных релизов 2018-го.
_Приведенный ниже отрывок взят из списка _главных книг 2018 года
С каждым новым выпуском потрясающая манга One Punch Man все прочнее закрепляет за собой титул лучшего боевого комикса всех времен. Современные выскочки вроде Naruto, Bleach и One Piece уже точно повержены, на очереди классика вроде Dragonball, о конкуренции с которой можно будет судить лишь по окончанию манги.
Дело тут даже не в остроумном и смелом сценарии ONE, а в невероятном, беспрецедентном по детальности и рвущей страницу динамике арте Юсукэ Мураты.
История о простом японском пареньке Сайтаме, где-то научившемся одним ударом вырубать самых гигантских и кошмарных монстров, — лучшее произведение в манге после окончания Bakuman и Death Note. Не смотрите бездарное бюджетное аниме по мотивам манги, прочитайте арку про космический корабль или последнюю арку про битву с гигантской сороконожкой — и вам станет ясно, что я нисколько не преувеличиваю.
Преувеличений здесь и правда никаких нет, ведь к рисунку Мурата подходит с почти маниакальной дотошностью. Его развороты спокойно можно распечатать и повестить на стены, ведь они подобрались очень близко к определению «произведение искусства».
Особенно это заметно по взрывам, спецэффектам и масштабным зданиям или монстрам. Мало какие художники не ленятся прорисовывать даже самые мельчайшие и незначительные детали. Местами даже вспоминается известный Цутому Нихэй (Blame!).
За персонажами тоже наблюдать стало сплошным удовольствием. ONE не сильно утруждался с их дизайном, потому костюмы супергероев обычно достаточно просты и лишены деталей. Но Мурата и их привел к новым высотам, ведь в манге даже текстура тканей и других материалов ощущается. А уж прорисовка лиц так и вовсе выше всяких похвал. Иронично, что Сайтаму он изначально тоже рисовал в «улучшенном» стиле, но потом отказался от этой затеи, ведь главный герой «привлекает не внешностью».
Стиль рисунка и так получился превосходным, а на контрасте с веб-комиксом и вовсе кажется чем-то внеземным. Но из-за этого общая комичность некоторых ситуаций убавилась. ONE известен гримасами и карикатурными лицами героев, которые уже не производят должного впечатления, если окружены почти фотореалистичным окружением. Но это не такая уж большая потеря, учитывая, как много дал Мурата истории про Сайтаму.
С чего же лучше начинать? Пожалуй, все-таки с манги. Сюжет в ней дублирует первоисточник, но вот рисунок вы явно запомните. А затем, конечно же, можно попробовать безгранично смешной веб-комикс. Даже начать его заново, чтобы узнать, благодаря чему ONE приобрел известность.
Увы, последние на данный момент главы One Punch Man тяжело назвать выдающимися. ONE столкнулся с проблемой слишком разросшегося количества персонажей, из-за чего сюжетный фокус часто смещается на второстепенных и не особо интересных героев.
Антагонист последних арок Гароу не блещет харизмой, а его действия растянуты со сценарной точки зрения. Конечно, когда на сцену выходит Сайтама, то былой интерес сразу же возвращается, но слишком уж его разбавили второсортными моментами.
«А как же аниме-сериал?!». Ну, давайте так — он точно уж не «бездарный», но и первоклассным его назвать сложно. Оно и понятно, ведь для того, чтобы перенести шедевральный рисунок Мураты, нужны усилия студии Gainax в лучшие годы с ее творческой экспрессией и Production I.G, как мастеров технической стороны аниме. Но на телеэкраны приключения Сайтамы переносила одна только Madhouse (Death Note, No Game No Life). И она сделала все, что в ее силах.
Да, местами визуальная составляющая больше все-таки от ONE, чем от Мураты, но столь комичной и забавной истории такое даже к лицу. В некоторых экшен-сценах (особенно, пожалуй, в поединке Сайтамы и Геноса) видно, сколько работы и денег вложено в аниме-сериал. А моментами аниматорам пришлось экспериментировать, чтобы уложиться в бюджет. Это привело, например, к последней битве, которая настроениями и графикой очень напоминает Tengen Toppa Gurren Lagann.
Увы, во многом бюджетность заметна настолько сильно, что даже прекраснейшая открывающая песня JAM Project — THE HERO! не особо спасает положение. Но за 12 серий ты не успеваешь разочароваться в аниме. Многие фанаты японской анимации до сих пор считают One-Punch Man одним из лучших произведений, пришедшим к нам из Японии. Да и с задачей заинтересовать и зацепить зрителей оно справляется, ведь со столь приятным героем, как Сайтама, хочется побыть как можно дольше.
Потому, раз уж второй сезон от студии J.C.Staff (Shokugeki no Soma, Bakuman) стартует совсем скоро, то сейчас самое время приобщиться к одному из самых необычных приключений последних лет, в котором все проблемы решаются одним ударом.
Влияние манги, кстати, сильно заметно в не менее знаменитой Boku no Hero Academia. Потому если вы хотите узнать, как можно сделать захватывающее приключение с битвами, заканчивающимися «по щелчку», то добро пожаловать во вселенную One Punch Man.