Почему вам не стоит играть в Daymare: 1998 — бывший фанатский ремейк Resident Evil 2
Виной всему, конечно, эта дурацкая привязка к Resident Evil — если бы не она, вряд ли кто-то бы (включая меня) вообще обратил внимание на еще один инди-хоррор. Но она, тем не менее, очевидна: студия прославилась своей технологической демкой по мотивам RE2 (которая в 2015-м выглядела максимум неплохо и ни в какое сравнение с Resident Evil 2 Remake не идет), а в названии игры фигурирует 1998 год — тот самый, когда мы в эту самую Resident Evil 2 и играли. Ничего ностальгического в Daymare, впрочем, нет: это игра современная и на первый взгляд очень похожая как раз на RE2 Remake. Но хуже. Непередаваемо хуже.
Сквозь положительные отзывы в Steam идет лейтмотив бюджетности — словно это единственное, что отличает Daymare: 1998 от старшего собрата. Но и низкобюджетные игры более чем могут оказаться не хуже дорогих: мой любимый релиз этого года, Fell Seal, показал, что достойного продолжателя классической игры (вышедшей на Западе как раз в 1998-м) можно сделать вдвоем у себя дома. Так что дело не в деньгах. Дело в таланте разработчиков, в понимании, что хорошо, а что нет. У Capcom это понимание есть. У авторов Daymare — нет.
Начнем издалека — с сюжета. Он, само собой, не мог рассказывать ни о чем более, кроме как о злой корпорации, которая разрабатывала биологическое оружие, а оно возьми да утеки в лабораторию и в близлежащий город. Повествование, конечно же, ведется не только через катсцены, но и через записки, первая же из которых подписана Синдзи М. (толще уже некуда). Записок много, и они в худших традициях «Резидентов» полны словоблудия и лишены характера. Катсцены озвучены на уровне «Резидентов» из 90-х, а поставлены и того хуже. Масса пустой болтовни, нулевая динамика, натужные попытки выглядеть круче и серьезнее в виде обильного мата и намеков на тяжелое прошлое персонажей — все это дает понять, что игру писал дилетант-графоман.
В Daymare: 1998 сразу три главных героя, и выбирать их вам не придется: игра все сделает за вас, вы даже привязаться к ним не успеете. Только вы свыкнетесь с ролью агента злой корпорации в первой миссии в лаборатории, до боли напоминающей отвратительную Operation Raccoon City, как тут же игра подкинет вам темнокожего мирного жителя, который вернулся со своей отдаленной работы домой и обнаружил, что горожане превратились в зомби. Второй страдает от кошмаров, но игра ничего не делает с этой потенциально интересной темой, кроме заскриптованных пугалок. Играются эти совершенно разные герои, конечно же, одинаково.
По геймплею Daymare, как уже упоминалось, ближе всего к Resident Evil 2 Remake. Некоторые называют ее промежуточным звеном между RE2 и ее ремейком, но на деле же она еще дальше от игры 1998 года, чем ее переосмысление от Capcom — хотя бы потому, что даже оригинальная RE2 не позволяла себе таких преступлений против геймдизайна.
Взять, например, сохранения. В оригинале RE2 можно было записываться на стационарных машинках в безопасных комнатах. В ремейке — тоже, плюс была удобная система автосохранений. В Daymare: 1998 вам придется полагаться только на чекпойнты, расставленные кое-как. И это при том, что количество патронов и аптечек жестко ограничено, а враги убивают героя на стандартной сложности буквально с пары ударов. В игре есть возможность сохраниться вручную — но она впервые становится доступна через два с половиной часа после ее начала. Это полностью идет вразрез с метой, завязанной на экономии ресурсов.
Инвентарь в Daymare, конечно же, ограничен. И сундуки, куда можно сложить ненужные вещи, так же редки, как пункты сохранения. Но копаться в инвентаре и смотреть карту тут нужно в реальном времени — при том, что это чисто одиночная игра, в отличие от условных RE5 и 6. И у каждого действия тут неприятно длинная анимация. И это можно было бы еще терпеть, если бы здесь перезарядка — такое простое и естественное действие — не была бы переусложнена.
Патроны, которые вы находите, надо складывать в обоймы. Быстрая перезарядка заполняет выбранное оружие содержанием экипированной обоймы и выбрасывает ее на пол. Медленная — оставляет ее в инвентаре. Все это настолько неинтуитивно и неудобно, что проще всего лезть в инвентарь и перезаряжаться вручную: выбрать патроны, выбрать «комбинировать», нажать отдельную кнопку переключения на оружие, выбрать оружие, выйти из инвентаря. И это в реальном времени, когда поваленный на землю зомби может встать и напасть снова, а ваш герой меняет оружие со скоростью пенсионера, ищущего в кошельке мелочь.
По состоянию на середину игры в Daymare всего два с половиной типа врагов. Первый — конечно же, простые зомби. Они ходят, качаясь, как в ремейке, чтобы в них было неудобно попадать (герой и сам по себе тот еще мазила), но иногда могут и припустить бегом. То они мрут с двух хедшотов, то просят заметно больше — не поймешь. Самое забавное — они не кусают героя, они хватают и блюют на него зеленой жижей. Это, наверное, должно быть страшно, но выглядит смехотворно. Второй тип врагов — чуть более крупные и усиленные, но опять же, человекоподобные ходячие монстры. Они бегают, очень быстро и очень больно бьют, требуют неприличного количества попаданий. Третий тоже похож на человека и плюется издалека. Все очень скучные. Тут нечего бояться, кроме как бесцельно потраченного времени.
Герой умеет бегать. Во время бега не работает кнопка действия, не открываются двери. Управление не просто неудобное — его нельзя поменять, и все многоходовые манипуляции с инвентарем надо проводить клавишами F и Q. Игра периодически прячет зомби прямо за дверьми: открыли — и уже блевотина тугой струей смывает вам лицо. Двери герой не умеет закрывать — они захлопываются сами. Иногда перед зомби, от которого вы убегаете, а иногда сзади.
Беда тут во всем, даже в головоломках. Одна из них просит ввести имя персонажа греческой мифологии на клавиатуре с греческим алфавитом. Но попытка написать его имя правильно ни к чему не приведет: надо печатать греческими буквами английские слова так, будто перед вами английская раскладка. Такой чуши не было ни в одном номерном «Резиденте».
В Daymare: 1998 нет практически ничего от Resident Evil 2 (кроме очевидных сюжетных параллелей). Там мы постепенно изучали и зачищали локации комнату за комнатой, запоминая, где какой предмет и какой ключ может пригодиться и открывая короткие маршруты в уже знакомые места. Тут — плетемся по линейному маршруту (сперва туда, потом обратно), обычно навязанному третьими лицами, выполняем банальные задания. В этом плане Daymare — это куда больше Dead Space, чем RE2. Тут даже можно взламывать двери в полные лута опциональные комнаты.
Да и вообще тут нет ничего от 1998 года. Игра с претензией на «вернуть нам славные времена RE2» могла бы попытаться сделать грамотную стационарную камеру (можно даже без пререндеренных фонов, благо качество графики позволяет). Возможно, даже воскресить танковое управление — или нелинейность первой части. Но Daymare даже не пыталась. Это игра абсолютно современная и абсолютно плохая, медленная и скучная. Изначально я планировал написать на нее рецензию, но понял, что оно не стоит моих мучений. Еще половину этой игры, еще даже часа 3-4 в ней я просто не хочу терпеть. И вам не желаю.
- Сыграйте лучше в ремейк Resident Evil 2 — вот рецензия «Канобу».
- А здесь мы собрали 10 лучших частей Resident Evil по мнению наших читателей.