Почему стоит смотреть «Игру на выживание»: рекап главного российского сериала осени
«Российский сериал» — не приговор и не диагноз. У нас снимают не только мыло для домохозяек и бандитские боевики для их мужей. «Игра на выживание» — лишнее тому подтверждение. Раз уж «Дом дракона» подошёл к концу, пора обратить внимание на отечественные альтернативы. Не будем сравнивать детище PREMIER с проектом HBO, это совершенно разные вещи. Однако интриг, неожиданных поворотов и предательств на минуту экранного времени в «Игре» ничуть не меньше.
О чём был первый сезон «Игры на выживание»
Всё начинается благообразно — с телешоу. Четырнадцать человек прибывают в сибирскую тайгу для участия в экстремальном реалити «Выживший», аналоге «Последнего героя». Фотограф. Сантехник. Системный администратор. Многодетная повариха. Боец ММА. Все они очень разные, каждый, как водится, со своими целями и секретами. Вскоре к «простым людям» на правах звёздных участников присоединяются Александра Бортич (в исполнении Александры Бортич) и Алексей Чадов (в исполнении Алексея Чадова). Эпатажный ведущий Игорь Верник (в исполнении сами понимаете кого) объявляет первые конкурсы… И тут всё разваливается.
Внезапно пропадает съёмочная группа во главе с ведущим. Участники оказываются один на один с природой в диком лесу — без связи, почти без еды и без малейшего понятия о том, в какую отвратительную передрягу влипли.
Сюжет собирает, кажется, все страшные байки про Сибирь. Тут и секретные военные базы, и отшельники-староверы, и сокровища коренных народов. Каждую серию героев ждёт новое испытание — словно новый квест, который нужно выполнить и при этом сохранить человеческий облик.
Триллер то превращается в самый натуральный зомби-хоррор, то скатывается в жесточайшую чернуху в стиле перестроечного кино начала девяностых: с беглыми зэками и групповыми изнасилованиями. События разворачиваются так стремительно, что от экрана просто невозможно оторваться. Первая рана. Первая драка. Первая смерть. Люди за секунду становятся зверями, чтобы ещё через мгновение стать героями, а потом — покойниками. Никто не застрахован от гибели.
Короче говоря, оторваться от экрана сложно. Я проглотил первый сезон буквально за пару дней и наконец дождался второго. В четверг он как раз перевалил за середину.
Что происходит в сериале сейчас
Шоу «Выживший» возвращается — с новыми игроками, в числе которых родственники участников первого сезона. Не обошлось и без Андрея Чадова в роли приглашённой знаменитости вместо брата. Свежее пополнение прибывает на съёмки — и, разумеется, сразу после старта всё идёт не по плану.
Финал первого сезона оставил больше вопросов, чем ответов, и во втором сюжетная пружина только продолжает закручиваться. Авторы постоянно сыплют намёками. Регулярно подбрасывают новые сведения о героях и их прошлом. Внезапно возвращают персонажей, которых мы считали погибшими. Такое развитие напоминает книжного «Ведьмака». Линейный сюжет, который начался с относительно простых историй, движется к многочисленным флэшбекам и сложным интригам, когда все врут всем, молниеносно меняют стороны и преследуют какие-то собственные интересы, о которых зритель обычно узнаёт в последний момент.
Новый витиеватый подход к подаче истории резонирует со сменой места действия. Из холодной Сибири действие переместилось в знойную и загадочную Центральную Азию. Это сказалось и на визуальной составляющей сериала. Теплый светофильтр, древние города посреди пустыни, почти физическое ощущение постоянной жары… Естественно, не обошлось без новых, пропитанных восточным колоритом испытаний для героев: их ждут и наркоторговцы, и местные бандитские князьки, и азиатская тюрьма.
При этом во втором сезоне куда больше внимания уделено не просто злоключениям участников «Выжившего», а самой Игре. К примеру, нам впервые дают посмотреть на её внутреннюю кухню и показывают тех, кто занимается организацией шоу. Вселенная развивается не вширь, а вглубь — и это здорово.
Чем хороша «Игра на выживание»
Здесь никогда не знаешь, что будет дальше и кто умрёт следующим. Хотя сюжетных штампов, конечно, тоже хватает. Сможете угадать, кем окажется радушная семья Савельевых, живущая в лесной глуши без связи с внешним миром?
Поклонники «Ходячих мертвецов» и прочих «Поворотов не туда» наверняка раскусят этот твист в два счёта. Заимствований из других произведений здесь вообще немало. «Пила», «Голодные игры», «Лост», «28 дней спустя», «Шерлок», «13 грехов», «Хижина в лесу», «Бегущий человек», «Алиса в Пограничье». Во время просмотра постоянно ловишь себя на мысли, что всё это уже где-то было. Однако на общее впечатление цитаты никак не влияют. Ведь как только начинаешь верить, что раскусил интригу, происходит нечто и полностью меняет твой взгляд на происходящее. Цепляет. Во многом потому, что «Игра» гораздо взрослее и реалистичнее большинства аналогов. Причём как снаружи, так и внутри.
С одной стороны здесь много нецензурной брани, обнажённых тел и жестокости. С другой — серьёзных тем. Да, подают их по-подростковому пафосно и слегка грубовато. Да, мат не всегда уместен и не слишком изобретателен. Да, порой герои внезапно начинают решать социальные противоречия, читать очевидные морали или делиться сокровенным чуть ли не посреди побоища. Что ж. Зато актёров в кои-то веки нормально слышно — а это большая редкость для российских сериалов, персонажи которых обычно мямлят, словно не отошли от заморозки у стоматолога.
Придраться к технической части «Игры на выживание» вообще сложно. Получилось очень стильно и профессионально, что в плане звука («Широка страна моя родная» в заставке пробирает до костей), что в плане картинки.
Прекрасные виды Абхазии, которая здесь играет роль сибирской тайги, и жаркого Узбекистана. Очень компетентный экшен, снятый мастерскими длинными планами. Песня «Край» от DRIADA. Из таких кусочков и складывается единое впечатление от сериала. А мелочи вроде небольших роялей в кустах или необъяснимой телепортации героев не слишком напрягают. И уж точно не мешают получать от «Игры на выживание» удовольствие. Если вы по каким-то причинам её пропустили, самое время исправлять ситуацию. Самое интересное, похоже, как раз начинается.