Почему «Соник» проваливается уже 14 лет
Sonic the Hedgehog деградирует в контексте целого жанра
Если считать относительно неплохие Sonic Colors и Sonic Generations единичными проблесками, 3D-части «Соника» становятся из года в год только хуже, и Sonic Lost World это только подтверждает. Но интересно то, что Sonic the Hedgehog деградирует в контексте целого жанра. Единственный выдающийся 3D-платформер за все седьмое поколение —Super Mario Galaxy (и его продолжение). Все прочие традиционные серии серьезно сдали позиции: Ratchet & Clank, неплохо вступив в HD-эпоху, превратились в скучную затычку в календаре релизов Sony, Sly Cooper и Crash Bandicoot отделались единственными скверными выпусками, Conker и Jak & Daxter вообще не переехали на новое поколение, а Banjo-Kazooie частично превратилась в конструктор автомобилей.
Конструктор —вообще один из главных трендов последних лет. Символ нового поколения платформеров —LittleBigPlanet, игра не столько про прыжки и сложный дизайн уровней, сколько про простое компанейское веселье плюс возможность собрать в местном редакторе собственные этапы или даже собственные игры. Под эгидой «Play, Create, Share» Sony выпускала и гонки, и даже гольф.
Не очень понятно, получилась ли бы из Sonic the Hedgehog игра-конструктор, но ориентиры у серии точно сбились. Когда авторы Lost World говорили, что подсматривают в первую очередь у Super Mario Galaxy, это звучало странно, но дело в том, что подсматривать сегодня больше не у кого. Самая первая игра про «Соника» тоже была набором чужих идей, и только в Sonic the Hedgehog 2 серия нащупала собственный стиль и ритм, но лишь благодаря великим разработчикам Юдзи Наке и Хирокадзу Ясухаре. Они в SEGA давно уже не работают, Sonic Team не раз сокращали, и сегодня там просто не осталось людей, способных придумать что-то новое. В такой ситуации нужно грамотно синтезировать опыт всего жанра, но весь жанр незаметно впал в кому.
Именно поэтому я особенно приветствую Knack в лонч-линейке PlayStation 4 (делает ее, кстати, Марк Черны, автор множества классических платформеров и продюсер Sonic the Hedgehog 2). Это, похоже, не очень хорошая игра (посетители последнего «Игромира» могли убедиться в этом лично), но это большой 3D-платформер на старте большой консоли, что уже само по себе хороший знак. Если жанр в восьмом поколении возродится, возродится и Sonic the Hedgehog — у него просто не останется выбора.
Текст: Илья Янович