20 апреля 2014Игры
Обновлено 03.06.2016

Почему симуляторы мотоспорта никому не нужны

16 апреля вышла @[Trials Fusion](game:12811), новая часть популярной серии о мотокроссе. В Fusion студия RedLynx отказалась от былой строгости и выпустила совершенно сумасшедшую игру с полетами под облаками. Егор Антоненков разобрался, почему симуляторы мотоспорта не интересны широкой публике, а смена курса Trials — логичное развитие серии.
16 апреля вышла @[Trials Fusion](game:12811), новая часть популярной серии о мотокроссе. В Fusion студия RedLynx отказалась от былой строгости и выпустила совершенно сумасшедшую игру с полетами под облаками. Егор Антоненков разобрался, почему симуляторы мотоспорта не интересны широкой публике, а смена курса Trials — логичное развитие серии.

Самые успешные автосимуляторы были не столько, собственно, симуляторами, сколько экскурсиями в красивую жизнь, и создавали ощущение причастности к великому. Сделать просто «как в жизни» недостаточно — подобные игры быстро забываются. Вы давно слышали что-нибудь про Live for Speed? Даже Need for Speed: Shift, которая по изначальным планам должна была превратиться в самостоятельную длинную серию, заглохла на втором выпуске.

Мотоцикл был объектом желания в «Дикаре», «Беспечном ездоке», в «Ангелах ада» Хантера Томпсона. Подобный образ хорошо трансформируется в форму adventure-игры, но никак не в популярную гонку.

Авторы лучших автомобильных серий превращают машины в объекты желания — делятся скриншотами с полированным автопорно во время разработки, а после релиза запускают игрока в виртуальный гараж, где машины можно осмотреть со всех сторон, открывая двери и заглядывая под капот (EA отточила этот прием еще 14 лет назад в NFS: Porsche Unleashed). Разработчики любят авто, игроки любят авто — для всех нас это ключ к лучшей жизни, один из атрибутов которой — спортивные машины. Массовый игрок вряд ли покупает Forza Motorsport или Gran Turismo ради достоверного поведения автомобилей. Он покупает их ради самих автомобилей — ради Ferrari, Lamborghini, Pagani.

Почему симуляторы мотоспорта никому не нужны - фото 1

Симуляторы мотоспорта в этом смысле сродни симуляторам рейсовых автобусов и подвесного монорельса. Разработчики могут отточить физическую модель (в последних MotoGP поведение мотоцикла стало зависеть от положения гонщика), получить лицензии на трассы и пилотов и все равно ничего не добиться. И дело тут в первую очередь в сопротивлении материала. В этих играх нет ничего, кроме самой имитации мотоспорта — ни красоты, ни истории. С таким же успехом можно играть в симулятор снегоуборочной бригады на горном курорте. Спортивные и кроссовые мотоциклы — не повсеместные объекты желания. Для большинства игроков выбор между Bugatti и Ducati попросту не стоит. Мотоцикл был объектом желания в «Дикаре», «Беспечном ездоке», в «Ангелах ада» Хантера Томпсона. Но подобный образ хорошо трансформируется только в форму adventure-игры (Full Throttle), но никак не в популярную гонку.

Почему симуляторы мотоспорта никому не нужны - фото 2

Мотоциклы не способны соревноваться с автомобилями на этом поле, поэтому разработчики ищут другие выразительные средства. Nintendo поняла это еще в 1984 году, выпустив Excitebike. Оказалось, что успешной игре о мотоциклах нужны только трамплины и разгоняющие дорожки — и ничего больше. В 1989-м идеи Excitebike развила Motocross Maniacs для Game Boy: дикие комбинации из прыжков и сальто, петли, словно в американских горках, и нитроускоритель, позволяющий взмывать в небеса. А в 90-х виртуальные мотоциклы представляла Road Rash, доказывающая, что мотоцикл не интересен так, как человек, который им управляет (избивая соперников цепью).

Почему симуляторы мотоспорта никому не нужны - фото 3

В 2000 году вышла Elasto Mania, микроскопическая работа двух братьев, Балажа и Чабо Рожи из Венгрии. Elasto Mania осознанно утратила связь с реальностью, это игра-абстракция: мотоциклист катается по странным лабиринтам, собирает яблоки и ищет цветок-финиш. Сам мотоцикл был в игре фикцией, облаком — удариться о препятствие можно было только колесами и собственной головой, а остальные части байка спокойно проходили сквозь препятствия.

Безумие стало нормой для игр о мотоциклах. С автомобилями все ровно наоборот — гламурные симуляторы раз за разом попадают в цель

Elasto Mania свела мотоспорт до схемы, все последующие хиты последовали за ней и отсекали все, что мешало веселью. Кто-то стремился к минимальной правдоподобности — так появились Gravity Defied и Trials. Кто-то погружался в пучину безумия — так родилась каскадерская Joe Danger, а еще Bike Baron, в которой главный герой возит с собой кота. В недавней Trials Frontier наш мотоциклист скачет по ухабам в декорациях постапокалиптического вестерна, а новая Trials Fusion куда больше похожа на Tron, чем на привычный по предыдущим выпускам мотокросс. Вдобавок мотоциклист научился делать фристайловые трюки на лету.

Как только игры о мотоспорте делают серьезное лицо, от них отворачиваются игроки. Когда же авторы дают волю фантазии, мы получаем выдающиеся игры. Безумие стало нормой для игр о мотоциклах. С автомобилями все ровно наоборот — гламурные симуляторы раз за разом попадают в цель в то время, как Carmageddon: Reincarnation и The Next Car Game стоят в стороне и выглядят дикарями. На покой отправился даже Burnout.

В середине 80-х Sega запустила две серии — OutRun и Hang-On. Две похожие гоночные игры по старой аркадной моде: вид сзади, надуманная борьба с противниками и реальная — с таймером. В первой мы управляли кабриолетом Ferrari Testarossa с блондинкой на пассажирском сиденье, во второй — неизвестным мотоциклом. OutRun стала культом и исчезла только в конце 2011 года, когда у Sega закончился контракт с Ferrari. Hang-On не дожила даже до 90-х. Видимо, это и есть сопротивление материала.

Комментарии 71
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Edem789
Edem789
обожаю покатушки на мотиках что за нах
Михаил Вальмон
Михаил Вальмон
Таки принципиально против уже по названию, во всех гонках, где это возможно гонял на байках. И хочу чтоб везде был выбор между машинами и драйвом.
Аккаунт заморожен
Аккаунт заморожен
В свое время тащился от мотоджипи. Что за бред эта ваша статья?