«Хроники Шаннары»: MTV снова не смог
В этом случае речь идёт о MTV, которые из иконы поп музыки превратились в вестник реалити-шоу. Радует, что ребята одумались и с размахом взялись за восстановление рейтингов. Сперва пригласили Уэса Крейвена и взяли в работу его детище «Крик». Сериал, основанный на культовой молодёжной франшизе, хоть и не стал венцом современного киноискусства, но оказался добротным продуктом. И «Крик» был лишь первым этапом в глобальном плане по возврату былой славы.
Боссы MTV насмотревшись на успехи НВО и популярность «Игры престолов», решили перенести на экраны мир Шаннары — классику американского фэнтези, созданную писателем Терри Бруксом. Ещё в далёком 1977 году он издал книгу «Меч Шаннары» — первый роман в жанре фэнтези, попавший в список бестселлеров The New York Times и продержавшийся там пять месяцев.
Да, критики обвиняли Брукса в неумелом и безвкусном подражании «Властелину Колец» Толкиена. И они правы: книга написана неидеально и местами халтурно, но это не умаляет её вклад в историю развития жанра. Дело в том, что несмотря на недостатки, роман стоит прочтения. Важно и другое. Терри Брукс открыл фэнтези дорогу в мир денег. После 1977 года многие авторы начали писать фэнтези, ведь направление стало коммерчески выгодным.
Но сериал снят не по первой книге, а по вышедшему в 1982 году продолжению цикла под названием «Эльфийские камни Шаннары». Книга рассказывает о гибели волшебного дерева эльфов Элькрис. Оно защищало мир от демонов, которых эльфы выгнали в параллельный мир тысячи лет назад. Но Элькрис умирает, а нескольким могущественным демонам удалось выбраться из заточения. Теперь им нужно помешать эльфам вырастить новое дерево и впустить армию, которая поработит мир.
Семя для дерева могут достать лишь Хранители Элькрис. Поэтому демон проникает в королевский замок и убивает всех Хранителей. Казалось, надежда на спасение исчезла, и вскоре миром будут управлять демоны. Но у Четырёх Земель ещё есть шанс. Последний Хранитель — эльфийская принцесса Амберли. Её не было в замке, когда демон убил остальных. Именно ей предстоит отправиться за семенем и спасти всех.
Тем временем друид Алланон едет за целителем полуэльфом Уиллом Омсфордом. Алланон уверен, что тот сможет помочь принцессе Амберли добраться до семени и доставить его во дворец. Уилл имеет власть над магическими камнями. Возможно, они помогут молодому человеку справиться со сложной задачей.
Сценаристы VS Здравый смысл
Тут, как и в любой успешной фэнтезийной книге, присутствует классическое, логически обоснованное, приключение, оно же квест. По квесту есть мир Четырёх Земель, ему и обитателям грозит опасность. Есть парочка героев, наставник-маг и волшебная реликвия. Герои должны спасти мир, отправившись в путешествие из пункта А в пункт Б. На пути их ждёт множество опасностей, интриг и приключений.
Это классический шаблон создания хорошей книги, фильма или сериала. Об этом знает любой адекватный писатель и сценарист. Рецепт прост — они берут эту заготовку и наращивают на неё придуманный мир, персонажей, конфликт и главную проблему.
Вопрос вот в чём: зачем «придумывать велосипед» и рушить успешную схему? Ведь из ровной и логичной истории созданной Бруксом, сценаристы сделали непонятное и запутанное переливание из пустого в порожнее. Первые пять серий персонажи вместо спасения мира выясняют отношения и спариваются. И только ближе к концу история приходит в движение и резко подводит зрителя к финалу.
Кстати о любви. Да, это MTV, и аудитория канала в основном подростки, но зачем всем значимым персонажам придумали пару и любовную историю, даже если по книге у них не было ни того ни другого?
Даже могущественного мага, Алланона, сделали моложе и придумали ему любовь. Друиду не до этого, ведь ему тысяча лет. Алланон — последний волшебник на Четырёх Землях, со дня на день мир поглотят демоны, а из него хлещут чувства. Да в конце концов это каноническое фэнтези — здесь нет секса и никогда не было.
Cоздатели хотели привнести в сериал фишки популярных франшиз и проектов. Это уже упомянутые постельные сцены и обнажёнка, как у «Игры престолов», и модный подростковый постапокалипсис в духе «Голодных игр», «Бегущего в лабиринте», «Дивергента» и «Сотни». Эти фильмы и книги популярны, некоторые даже пристойно написаны и экранизированы, но зачем это все смешивать?
Терри Брукс действительно намекал, что действие его книг происходит на Земле, спустя тысячи тысяч лет после уничтожения человеческой цивилизации. И уже намного позже, во второй трилогии про Шаннару, писатель сделал из мира классического фэнтези мир техно-фэнтези. Но только с четвертой книги и никак не раньше.
Здешние тролли и гномы — вообще отдельная история. Видимо их внешний вид был вдохновлён мирами Fallout и S.T.A.L.K.E. R. Вы когда-нибудь видели тролля в сварочных очках и противогазе? А демоны тут похожи на орков из «Властелина Колец». Их главарь — точная копия орка Азога из «Хоббита», только похудевшего. Может Ману Беннетт (друид Алланон), игравший этого самого Азога, подсказал продюсерам идею внешнего вида демона? Потому что другое объяснение сложно придумать.
Актеры: напомажены и счастливы
Все персонажи как на подбор смазливы и слащавы, а их тела накачаны и идеально сложены. Таким лицам впору сниматься в рекламе или тех же молодёжных реалити-шоу на MTV, но никак не в фэнтезийном сериале.
Игра актёров тоже вызывает нарекания. Молодые ребята не вытягивают ни одной серьёзной сцены. Им не веришь, не сопереживаешь, только раздражаешься. Эмоции и чувства поддельные, любовные фразы избиты и глупы, а эпические речи теряют смысл и превращаются в цирк.
Создатели, видимо, понимали, что молодёжь не дотягивает до нужного уровня, поэтому по традиции усилили сериал опытными актёрами. Один из них Джон Рис-Девис, (Гимли из «Властелина Колец»), играет эльфийского короля Элессдила. И уже упомянутый Ману Беннетт, игравший помимо «Хоббита» ещё и в «Спартаке», и «Стреле». Но даже их персонажам не веришь. Возможно, за это нужно сказать спасибо сценаристам, которые из проработанных книжных персонажей сделали нелогичных, трусливых, неуместно заносчивых и глупых эльфов.
Больше всех разочаровала испанская актриса Ивана Бакеро. В детстве она играла Офелию — милую главную героиню в фильме «Лабиринт Фавна». Обидно, что она самая неубедительная в сериале, хотя в главной троице молодых актёров вся надежда была на неё.
Что касается Остина Роберта Батлера (Уилл Омсофрт) и Поппи Дрейтон (Амберли Элесдил), то тут добавить нечего — слабо и однотипно.
Многие, как и я, ждали этого сериала год. Ещё бы! Нас ждала экранизация хороших книг с серьёзным бюджетом и несколькими известными актёрами, стоило надеяться на лучшее. А когда вышел первый трейлер, я на 100% уверовал в эпичность MTV и вложенных денег, но на практике оказалось, что внешний вид — единственное, чем сериал может похвастаться. Красивые виды Новой Зеландии не могут оставить равнодушным нормального человека, а если такие виды приукрасить фэнтезийными составляющими, то на это можно смотреть вечно.
Второй раз у MTV не вышло. Они сделали проект, который заставляет громко материться любого поклонника здравого смысла и фэнтези. Сериал напичкан роялями в кустах и слащавыми актёрами, которые сыплют избитыми фразами во время занятий сексом и выяснением отношений. Но «Хроники Шаннары» могут и удивлять, когда ты думаешь, что увидел худшую серию в сезоне, каждая следующая оказывается ещё хуже.