По полкам: «В ожидании варваров» — Джонни Депп и Марк Рэйлэнс борются за душу Роберта Паттинсона
Что происходит. В антиутопии Сиро Герры действие разворачивается в некой Империи — большом государстве, на границах которого нередко происходят стычки с местным населением, именуемым «варвары». Как и в романе Кутзее, мы находимся в безымянном маленьком колониальном городе, расположенном на дальних рубежах Империи. Управляет городом магистрант (Марк Райлэнс), который умудряется поддерживать с варварами, обитающими неподалеку, некое подобие коммуникации.
Все меняется, когда в городок из столицы приезжает полковник Джолл (Джонни Депп), расследующий слухи о том, что варвары готовят полномасштабное наступление на Империю. Между мягким магистрантом и жестоким полковником мечется еще не до конца сформировавшаяся душа героя Роберта Паттинсона. Он играет молодого офицера, который может в будущем стать таким же жестким, как Джолл, но проявление эмоций говорит о том, что внутри героя еще живет какая-то человечность.
Кто играет. Основное внимание приковано к фигуре магистранта в исполнении Марка Райлэнса. Примечательно, что актеру уже приходилось противопоставлять себя государственной системе и отстаивать свои взгляды в «Шпионском мосту» Стивена Спилберга. Здесь его герой, чистый сердцем и душой человек, пытается продвинуть гуманистические идеалы на всю Империю, но мечтам, как и в первоисточнике, не суждено сбыться.
Противовесом мягкосердечному магистранту становится персонаж Джонни Деппа. Его полковник Джолл — холодная, расчетливая и немногословная персона. Депп лишний раз доказывает широту своего актерского диапазона; амплуа капитана Джека Воробья осталось в прошлом. Герой привык решать любые спорные ситуации с помощью силы. Имея минимум реплик, скрывая глаза за непроницаемыми очками, Джонни умудряется приковать к себе максимум зрительского внимания. Его конек — харизма и обаяние, в контексте Кутзее играющие на поле карательного империализма под стать характеру персонажа.
Между этими двумя героями оказывается Роберт Паттинсон. Офицер, де-юре подчиняющийся распоряжениям Джолла, но де-факто позволяющий себе в некоторых эпизодах проявлять эмоциональное Я. Он испытывает эмпатию по отношению к плененным дикарям, которые даже не совершили ничего противозаконного, но уже поплатились за намерения. Наблюдая за действиями полковника и магистранта, персонажа Паттинсона бросает от одной крайности к другой. Маленькое звено большой государственной системы, он не уверен в себе и в том, что делает. Офицер не способен полноценно занять чью-то сторону довольно долгое время.
Как это выглядит. Работавший над лентой британец Крис Менгис («Жутко громко и запредельно тихо», «Чтец», «Миссия»), двукратный обладатель премии «Оскар» за лучшую операторскую работу, постарался на славу. Картинка насыщена яркими красками, палитра цветов довольно богатая. Атмосфера дальних рубежей Империи, подозрительно похожей на колониальную Британию, передана максимально аутентично.
Песок, летающий по городу, холмы и равнины окружающего пространства, пытки местных жителей, барство «белых господ». Все это визуально дополняет первоисточник Кутзее, написанный на основе персонального опыта автора и исторического контекста. Нет, никакой связи с Black Lives Matter и кризисом мигрантов в Европе. Дело в том, что Кутзее родился и вырос в ЮАР — государстве, которое многие десятилетия являлось колонией Великобритании и получило независимость лишь в 1910 году.
Как и в случае с десятками других экранизаций, киновоплощение романа вышло довольно скупым и бездушным. Несмотря на добротную операторскую работу и адаптацию сценария автором первоисточника, создателям не удается выйти за рамки предсказуемой, топорной драмы о торжестве империализма и притеснении коренных народов.
Затянутый хронометраж, дубовые диалоги, без изменений перенесенные из первоисточника, не вполне уместные попытки вкрапления магического реализма… Все это рушит метафорическую конструкцию книги. За универсальным высказыванием не хватает самобытной изобретательности. Сюжеты о маленьких людях, ставших жертвами жестокой системы, уже изрядно набили оскомину. Если и браться за подобное снова, то облекать это в новую форму, которая не будет напоминанием о былых хитах.
Кому смотреть. Если вы не читали роман Кутзее, если вы — поклонник Джонни Деппа и Роберта Паттинсона.
Кому не смотреть. Если вы в восторге от первоисточника, если вас раздражает медлительное повествование и недостаток экшна.
Где смотреть. С 6 августа в российских кинотеатрах.
«По полкам» — это новый регулярный формат обзоров. В нем мы пробуем рассказывать о небольших проектах, которые могут быть интересны. Мы без всякой ерунды разложим фильм на составляющие и сэкономим время, если вы думаете, смотреть его или же пропустить. Напишите в комментариях, что думаете по поводу такого формата.