Смерть пластмассовой музыки
2005 год
Guitar Hero
Отталкиваясь от японской аркадной машины Guitar Freaks, компания RedOctane выпустила игру Guitar Hero. В комплекте шла небольшая пластмассовая гитара, которая подключалась к консоли. Очень простой геймплей (жать в ритм с указаниями на экране на клавиши на грифе, а другой рукой дергать пластиковый тумблер, как будто это струны) сделал эту игру доступной любому, но при необходимости сложность повышалась до уровня, который требовал настоящих навыков, правда практически не связанных с настоящей игрой на гитаре. При наличии двух гитар, можно было играть вдвоем. Из-за этого Guitar Hero превратилась в обязательный атрибут всех модных домашних вечеринок середины нулевых, а преподаватели игры на гитаре испытали невиданный со времен популярности Джимми Хендрикса прилив учеников.
2006 год
По-настоящему популярной серия стала после того, как Activision купил RedOctane, и для продвижения игры появился гораздо более серьезный бюджет. Компанию Harmonix, вместе с которой разрабатывалась первая часть, отвели от дел, и вместо этого наняли разработчика Tony Hawk Pro Skater, Neversoft. Это решение позже аукнулось Activision, и, возможно, в последствии стало одной из причин смерти жанра. Под конец года выходит Guitar Hero 2, продажи игры достигают миллиарда долларов, а на диске содержатся совершенно гениальные песни, вроде Monkey Wrench группы Foo Fighters и Sweet Child o’ Mine от Guns n’ Roses. Мультиплеер стал разнообразнее, можно было играть в трех режимах, включая кооперативный. Но уже в следующем году у серии появится серьезный конкурент, и бой за пьяные тусовки студентов превратится в настоящую войну.
2007 год
Electronic Arts выпустила игру Rock Band, в комплекте с ней шел набор из двух гитар, барабана и микрофона. Разрабатывала игру компания Harmonix, которую отвела от дел за полтора года до этого Activision. Rock Band пользовалась такой популярностью, что EA просто не успевала выпускать достаточное количество наборов пластиковых инструментов, но все равно игра смогла продать более 4 миллионов наборов, в конечном итоге на сумму более $600 млн. Средняя оценка игры на сайте Metacritic – 92 балла. В течении нескольких лет после выхода в магазине игры вышло более 4000 дополнительных песен, которые можно было купить и скачать, и только год назад прекратились еженедельные обновления.
Activision выпустила Guitar Hero III: Legends of Rock. По сравнению с Rock Band игра со своей одинокой гитарой выглядела достаточно жалко, а критики обвинили разработчиков, что игра кажется слишком «безопасной», никаких особых нововведений нет, и по сути игроки платят полную цену за набор песен. Хотя песни были отменные – Rock you Like a Hurricane (Scorpions), Ruby (Keiser Chiefs), Rock and Roll All Nite (Kiss) и многие другие.
В 2007 году моя мама уехала на неделю. Я учился на первом курсе, и я устроил дома вечеринку. У меня была версия Guitar Hero 3 для ПК, с одной гитарой, и мы поочередно пили и играли в игру. Knights of Cydonia орали через колонки, мы вдесятером набивались в маленькую комнату и танцевали, а потом почему-то кидались мукой. Мой двоюродный брат влюбился в мою однокурсницу, после они пять лет еще встречались. То, что к нам не нагрянула милиция – невероятное везение. Абсолютно все участники согласились, что это (на тот момент) была лучшая вечеринка в их жизни.
2008-2009
Из-за конкуренции, Activision и EA входят в раж, и начинают выпускать по несколько игр серии в год. Начинается спад популярности музыкальных игр с пластиковыми инструментами. Рынок оказался насыщен и играми, и инструментами, становится очевидно, что поддерживать популярность теми же способами невозможно, но новых подходов они не нашли.
Guitar Hero выпустили несколько специальных версий Guitar Hero – Aerosmith, Metallica и Van Halen. Кстати, прибыль группы Aerosmith с их версии игры, прямая и косвенная, оказалась больше, чем прибыль с любого альбома группы.
Также в этот период вышло несколько версий Guitar Hero с микрофоном и барабанами, которые пытались догнать Rock Band. Правда было уже поздно.
Также вышло две игры серии DJ Hero, которые получили отличные оценки в прессе. Но предрасположенность к одиночной игре, и меньшая популярность диджеев относительно гитаристов, создали ситуацию, что за первый год компания не смогла продать даже миллион копий, что очень мало для игры с внешней перефирией, поскольку большое количество денег уходит на производство. Через несколько лет Activision заявили, что за несколько лет было продано около 1.2 миллионов копий первой части, и игру они считают успешной, но новых версий они не выпускали.
EA, помимо двух основных игр серии, выпустила версии Rock Band с песнями The Beatles и Green Day, но ни одна версия игр обеих серий не достигла продаж уровня Guitar Hero 2 и первого Rock Band.
Если не считать выпуски для мобильных платформ вроде iPhone, Android и Nintendo DS, которые тоже пользовались популярностью, но были совершенно иного формата, чем основные игры серий, после 2010 года новых игр уже не было.
2010-2014
Всему пришел Kinect. Новый сканер от Microsoft вернул в дом стиль игр, который до этого в основном существовал в аркадах – танцевальные симуляторы. Игра Dance Central разрабатывалась компанией Harmonix, которая успела поработать и над Guitar Hero, и Rock Band. Этот жанр забил последний гвоздь в гроб игр с пластмассовыми инструментами, хотя сам прожил не долго. Первую часть Dance Central купило 2.5 миллиона людей, второй – менее двух миллионов, а третий еле-еле набрал три четверти миллиона.
Ubisoft выпустили очень амбициозную игру Rocksmith, по сути похожую на Guitar Hero, но требующую от игрока играть на настоящей гитаре, и она провалилась, несмотря на отличные оценки и то, что, в отличие от игр с пластмассовыми инструментами, навыки, которые приобретаешь в игре, можно было перенести в жизнь, и научиться по-настоящему играть на гитаре.
Мода на подобные игры прошла, и Activision и EA сами в этом виноваты. Они перенасытили рынок самими инструментами, а пользователи вскоре просто устали все время покупать за полную цену набор песен. Механика игры почти не менялась, и причин покупать новинку с каждым годом становилось все меньше, из-за слишком частых выпусков пользователи просто устали играть в эти игры, вечеринки с Guitar Hero и Rock Band никто уже не устраивает, а гитары и барабаны пылятся в чуланах. Возможно, если бы Guitar Hero и Rock Band выходили хотя бы раз в два года, а не по две-три в год, мы бы до сих пор в них играли, но жесткая конкуренция между EA и Activision заставляла компании пытаться уделать друг друга.
Вернутся ли в нашу жизнь пластмассовые гитары и барабаны – непонятно. Но очень бы хотелось, ведь мало что может быть так весело, как изображать рок-звезд перед экраном в компании хороших людей.