Петиции лучше костров инквизиции
Мне, как человеку далёкому от эстетики и культуры геймеров, можно только высказать «мнение из партера».
Мои успехи в компьютерных играх ограничились «Генералом Панзером» (кстати, тоже своего рода «оскорбляющая игра», в которую резались тысячи россиян) и первым «Doom», но и, разумеется, «стрелялкой» про Гитлера, которого «мочишь» в конце игры, где бродишь и открываешь двери, за которыми затаились злобные фашисты.
На мой взгляд, тема довольно неоднозначная. С одной стороны затрагивается священная тема для всех граждан России, да и бывшего Советского Союза, которые с детских лет воспитывались на примере подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, с другой – речь об игре.
Считать ли меня и тысячи мальчишек 70-80-х годов прошлого века лицами, оскорбившими память воинов, отдавших свои жизни в чудовищной войне, если мы играли в «войнушку» и мастерили «Шмайсеры», чтобы играть за «фашистов»? Если в советское время никому в голову не пришло нас отправить в колонию для несовершеннолетних или в психушку, то наверно не оскорбляли.
Считать ли Леонида Броневого, сыгравшего Мюллера, шефа Гестапо, оскорбившим память героев, тем более что созданный этим гениальным актёром образ получился совсем не кровожадный, совсем не раскрывающий тему реальных зверств нацистов? А блистательного Олега Табакова, сыгравшего шефа SD, а генерала SS в исполнении неподражаемого Василия Ланового, а «предателя» Льва Дурова, сдавшего Гестапо мудрого пастора Шлага тоже записать в «фашисты»?
Я уже не говорю про участников исторических реконструкций сражений, когда по окончании «нацисты» отмечают удачную инсталляцию с «красноармейцами». А ведь в Германии запрещена форма и символика третьего рейха, а других странах – нет, в том числе и в РФ, потому немецкие режиссёры приезжают на съёмки в Россию, а граждане ФРГ заглядывают в истерзанную Второй мировой Польшу на подобные исторические фестивали.
Безусловно авторы игр, кинофильмов должны думать о деликатном отношении к чувствам людей, но тогда отчего не вызывают негатива «стрелялки» и «стратегии», когда «мочат» американцев или тех же французов образца 1812 года?
Орки и люди – восхитительно! Но прошу заметить, что при переписи населения Российской Федерации были такие граждане, которые указали, что они по национальности орки, эльфы и тролли. Как быть? Нельзя же оскорблять чувства орков, а в соцсетях банить троллей, да и те, кто играет за орков, тоже оскорбляют человечество. Тупик. Запретить все игры, как человеконенавистнические?
Любую игру можно обвинить в чём угодно. Даже детские «Дочки матери» в пропаганде секса, а уж «Бутылочка» - просто явное «растление малолетних». Запретный ажиотаж может дойти до абсурда, когда объятия солдат, героев фильмов о Великой Отечественной, не говоря уже о хронике с участием Леонида Ильича Брежнева с его легендарными поцелуями взасос, могут посчитать пропагандой гомосексуализма.
Для меня лично бОльшим оскорблением выглядят некоторые отечественные киноленты, сделанные а-ля американский экшн, где герои фильма используют современный сленг и подражают своими действиями и мимикой Джону Рембо.
Один известный российский режиссёр, снявший «Великий фильм о Великой войне» вообще изобразил советского комдива Фредди Крюгером с железной перчаткой и лезвиями на кончиках пальцев, но фильм шёл в отечественном прокате и вышел потом на дисках, которых никто не потребовал изъять из продажи, хотя многие замечали признаки фальсификации истории, за которую призывают преследовать юридически. Но опять же, это – кино и автор фантазирует, создаёт понятные ему образы, чтобы раскрыть тему так, как он считает правильным.
Кстати о Сталлоне. Мало кого смущало, что в серии про Афганистан его герой лихо расправляется с советскими солдатами, по крайней мере, я впервые посмотрел этот фильм по одному из центральных российских телеканалов.
Петиции – это хорошо, это говорит о росте общественного самосознания. Петиции - лучше костров инквизиции. Но где были авторы петиций, где было их праведное возмущение, когда мразь, которая проехала на своём внедорожнике у могилы Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, заплатила штраф 5000 рублей, показав, что любой теперь может за означенную сумму плюнуть России в лицо?
Я, выросший в советское время, в самом начале оговорился, что для меня ситуация неоднозначна, тем более, что в играх нет призывов к насилию в реале и пропагандистских текстов экстремистского содержания. Если уж что-то и запрещать, тогда должны быть внятно сформулированы этические критерии, чтобы не давать возможности использовать запреты «от балды» в политических целях и в схемах недобросовестной конкуренции.
Наверно, существует лицензирование продукции и, если государство не запретило означенную продукцию как экстремистскую или человеконенавистническую, если формально производитель не нарушил законы РФ, стало быть, кто считает себя оскорблённым, то не покупай, наказывай рублём и призывай делать это других, объясняя внятно, почему именно так надо поступить.
Журналист. Блогер.