Первый взгляд на сериал «Хороший человек». Маньяк выходит на охоту
События происходят в небольшом городке под названием Воскресенск. К местному блогеру Якову Самохину (региональная версия kamikadze_d на минималках), ратующему за справедливость и экологику, подкидывают под дверь квартиры флэшку. На ней — видео, в котором в неизвестном направлении некто тащит труп девушки. Как выяснится позже, это Мария Костылева — одна из жертв предположительно серийного убийцы, что официально числилась пропавшей без вести.
Блогер, получив эксклюзивный контент, на скорую руку выгружает на YouTube ролик с заявлением в Следственный комитет проверить странноватую аномалию, связанную с исчезновениями женщин в определенном возрастном диапазоне. Видео доходит до больших начальников (чудеса Интернет-коммуникации XXI века), и те, проведя лаконичное совещание, решают направить в городок своего лучшего следователя, Евгению Ключевскую (Юлия Снигирь — «Великая», «Новый папа», «Блокбастер»).
Дело принимает неожиданный оборот, когда внешне хрупкую девушку пытаются утихомирить местные органы правопорядка из Воскресенска мол «что вы тут ходите, людям вопросы задаете неприятные, воду мутите». Но девушка не лыком шита, она не дает сломать свой внутренний стержень.
«Стальная леди» пытается построить некую теорию, связанную с предполагаемым убийцей (пока что все осторожничают и не употребляют прилагательное «серийный»). Излагает она ее Ивану Крутихину (Никита Ефремов — «Тихий Дон», «Лондонград», «Лето»), местному следаку, который прервал отпуск в связи с появлением в городе Ключевской. Одна загвоздка — Крутихин — тот самый убийца, о чем нам сообщают в первой же серии.
«Хороший человек» — уже третий сериал Константина Богомолова, выходящий за последние два года. Плодовитый театральный и кинорежиссер на сей раз отошел от глянцевого мира «Содержанок». Теперь Богомолов пытается обуздать жанр не столько нуарного, сколько мрачного детектива с примесью психологической драмы.
На фоне полицейского процедурала «Водоворот» (не очень удачного, мягко скажем, проекта, выходящего на другой платформе) этот сериал выглядит куда более прозаично. Но, кажется, Богомолов еще сумеет удивить нас в дальнейшем — «Хороший человек» будет выходить по серии в неделю, до середины октября.
Показать в первом же эпизоде главного антагониста — прием, привычный для многих детективных историй. Зритель, прочитавший синопсис, без труда найдет как множество новостей о реальном маньяке, процесс над которым широко освещался в СМИ, так и статью Саши Сулим, ставшую одним из источников вдохновения для продюсеров видеосервиса Start.
Сериал, по заверениям создателей, не будет копировать реальность полностью. Как обещают продюсеры, «Хороший человек» лишь оттолкнется от нее, чтобы рассказать собственную историю. Сериал будто подставляет российскому обществу зеркало: посмотрите, вот патриархат, вот осуждение женщины в духе «сама виновата», вот двойные стандарты в отношении измен и проституции.
Как объяснял сам Попков, прототипом которого выступает персонаж Никиты Ефремова, он совершал убийства, потому что мир должен быть очищен от «падших женщин» — наркоманок, проституток и неверных жен. Почему мир выбрал его для процесса очищения? Потому что он может. На суде и после него Попков не выражал ни намека на раскаяние.
Этого чувства мы не увидим и на лице Ивана Крутихина. В одном эпизоде с виду добродушный следователь приютит соседскую девочку, сбежавшую из дома, где ругаются ее пьяные родители. В другом он с каменным лицом кинет тарелку с едой связанной девушке, обитающей в погребе дома. «Извини, долго не мог спровадить гостей», процедит сквозь зубы Крутихин. Руки девушки так и останутся связанными — есть несчастная будет вынуждена, уткнувшись в тарелку носом.
Богомолов не чурается достаточно прямолинейных метафор. Вслед за вышеописанной сценой нас ждет флэшбэк, в котором мы наблюдаем, как еще юный Крутихин-Попков перерисовывает голливудскую анимацию под надзором родителей. Вот и такая же сцена, где собака ест из миски, а хозяин гладит ее по загривку.
У следователя Евгении Ключевской жизнь, служба и флэшбэки (кажется, взгляд в прошлое станет неотъемлемым элементом раскрытия персонажей) складываются в не менее причудливую мозаику из патриархальных, но не всегда маскулинных мужчин. Рядом будет мельтешить слабовольный бывший муж (Андрей Бурковский — «Звоните ДиКаприо!», «Красотка в ударе!»). На рабочем месте приказы раздает начальник — по совместительству отец бывшего мужа.
В собственной семье у Ключевской тоже не все гладко. Едва выходит из тюрьмы отец, отказывается от предложения дочери уехать куда подальше и возвращается в семью. Мать в лучших традициях советского «бьет значит любит» пускает его в дом.
Все бы ничего, да только нам явно дают понять, что никакого счастья в этом доме давно не было. И мама, и дочь совершенно точно долгие годы терпели боль и унижение калейдоскопа домашнего насилия, считавшегося нормой в тогдашнем социуме.
Явно насмотренный Богомолов будто пытается слепить собственную сериальную версию Попкова — вероятно, нечто среднее между Чарльзом Мэнсоном и Норманом Бейтсом. Посмотрим, что получится у режиссера, превратившего Start практически в «домашнюю» площадку.