28 ноября 2023Игры
Обновлено 29.11.2023

Первый взгляд на Stellaris Nexus: 4X-стратегия на час

Обложка: арт из Stellaris Nexus
Обложка: арт из Stellaris Nexus

Многие стратегии от Paradox Interactive игроки называют слишком сложными. Куча разных меню, миллионы возможностей, куда и на что нажимать — непонятно. И, да, на первый взгляд проекты издательства правда кажутся довольно недружелюбными, хотя достаточно относительно немного времени, чтобы разобраться и втянуться. Но, кажется, подобные высказывания всё же не прошли незамеченными — иначе объяснить рождение на свет Stellaris Nexus довольно сложно.

«Нексусом» занималась не сама Paradox, а студия Whatboy Games (Trials of Fire). В основе игры лежит довольно любопытная концепция: что, если сделать классическую 4X-стратегию достаточно простой, чтобы с ней смог справиться кто угодно? И заодно ещё урезать время одной игровой сессии примерно до одного часа, чтобы сохранения с недоигранными кампаниями не висели на жёстком диске годами. Концепция, без шуток, довольно забавная, и даже играется это всё неплохо — только вот ряд важных вопросов после закрытой версии для прессы всё-таки остался.

Покорение космоса на время

Перво-наперво стоит понять вот какую вещь: у Stellaris Nexus с оригинальной Stellaris очень мало общего. Совершенно иной масштаб, куда меньший темп (Nexus — пошаговая), у неё гораздо меньше возможностей и опций. При этом общая идея всё та же: вы оказываетесь в космосе, поделённом между несколькими фракциями, и стараетесь выживать, постепенно накапливая своё могущество. Но различий между играми столько, что весь ваш опыт в «старшей» версии Stellaris, скорее всего, будет только вредить.

Например, ваша «фаза хода» длится максимум минуту — и за это время вы должны решить, отправлять куда-то свои боевые флотилии или нет, строить что-нибудь на поверхности захваченных планет или же заниматься научными изысканиями. По умолчанию вы ограничены тремя картами событий за раз, причём выдающимися случайным образом.

Хотя нет, немного не так. Три этих карты — это ваши основные действия. Постройка чего-либо, наука, шпионаж, торговля с другими империями, дипломатия — все подобные вещи решаются с помощью карт. А вот отправка войск в другие звёздные системы и постройка новых кораблей к карточкам не привязаны: всё, что вам нужно, это иметь необходимые для данных действий ресурсы. Вот с ними всё в точности как в основной Stellaris — поначалу их вечно ни на что не хватает, и вы сидите, разрываясь от неопределённости. Построить новенький завод? Усилить группировку космических эсминцев? Или вообще вложиться во что-нибудь такое, что принесёт плоды хорошо если через полчаса?

Возможностей, как для небольшой вроде бы игры, Nexus даёт неожиданно много, и поначалу во всём этом сложно разобраться. Впрочем, вам хватит одной сессии в сетевом режиме, или местного режима кампании, где обо всех основах вам обстоятельно расскажут.

Социально-космическая гонка

В целом, игра ориентирована на сетевой режим: авторы не зря называют проект «социальной стратегией», да и первая же демонстрация закончилась многопользовательским побоищем между разработчиками и представителями прессы. Именно в этом режиме все фишки Nexus должны работать, как задумано — и это одновременно и интересный ход, и потенциально очень серьёзная проблема для игры.

Соль вот в чём. В самом начале вы оказываетесь на небольшой галактической карте в окружении таких же игроков. Встреча с «друзьями по разуму» произойдёт очень быстро, избежать этого у вас никак не получится. Дальше же вопрос в том, что происходит на глобальной карте. Если вы — аутсайдер, у которого толком нет ни территорий, ни войск, ни претензий на мировое господство, то вас, вероятно, проигнорируют и особо трогать не будут. А вот если ваша империя успела вымахать, и вы плотоядными глазами смотрите на центральный мир, тот самый Нексус, то вам определённо попытаются подрезать крылья.

С соседями можно дружить и торговать, можно заключать альянсы — ну, или воевать, если захочется. Сражения тут, опять же, совсем не такие, как в оригинальной Stellaris. В Nexus гораздо меньше типов кораблей, между собой они взаимодействуют по схеме «камень-ножницы-бумага», а собрать «думстак» и просто завалить врага массой не выйдет при всём желании: флоты довольно жёстко лимитированы.

Плюс не забывайте, это игра пошаговая, а не разворачивающаяся в реальном времени. Поэтому, когда вы выбираете своему флоту цель для атаки, держите в голове тот факт, что враг точно также может перебросить в эту точку подкрепления. Или же он может банально удрать, чтобы попытать счастья в другой раз. Или же в ход вступит ещё один из множества неучтённых факторов — таких, поверьте, здесь более чем хватает!

Опять же, гонка за властью — это именно что гонка. Повелителем галактики — а, значит, и победителем в конкретной игровой сессии — назначат того игрока, который первым соберёт определённое количество очков к очередной сессии Галактического совета. А уж вариантов, как этого достичь, полным-полно. Очки дают за размер империи, за мощь вашего флота, за экономические или социальные успехи… можно, в конце концов, банально захватить Нексус и генерировать в свою копилку очки ещё и за это. К слову, пока совет заседает, вы можете вносить те или иные предложения — и выбирать, голосовать за них или нет. Тут, конечно, тоже палка о двух концах: да, практически каждое предложение даёт те или иные бонусы…, но не только вам, но и всем в галактике! Так что над всеми решениями стоит сначала хорошенько подумать.

Игра нюансов

Поначалу Stellaris Nexus кажется до ужаса простой. Слишком компактная, слишком завязанная на быструю экспансию — мол, ну чего тут думать? На самом деле думать вполне есть о чём, просто сразу всей картины вы не увидите. И, опять же, большая часть всех фишек предназначена строго для мультиплеера.

Вот, скажем, те же карточки событий, коих дают по три штуки за ход. Это число можно увеличить! Но далеко не сразу, конечно. Один из способов может быть шпионаж: вы посылаете разведчика в империю противника, он там творит нехорошие дела… и похищает одну карту врага, отдавая её вам. Говоря более простым языком, вы оставляете кого-то всего с двумя картами за ход, а себе получаете четвёртую. Всего на один ход, да — но и этого уже может оказаться достаточно, чтобы спутать человеку планы и слегка притормозить его.

Дальше. Флоты — да, их мало разных видов. Но у каждой фракции есть свои уникальные корабли, плюс предназначение даже самых базовых лоханок совершенно разное. Эсминцы могут «прыгать» через одну звёздную систему. Линкоры банально «толстые» и хорошо впитывают урон. А корабли-носители могут атаковать врага в соседней системе, не подставляясь почём зря: отличный способ ослабить оборону противника, между прочим!

А ещё флоты можно усиливать с помощью технологий, да. Начиная от банальных «плюс столько-то к значению атаки определённого типа флота», заканчивая различными боевыми построениями. Технологии также помогают строить более продвинутые здания и в целом лучше понимать галактику — короче, тут вполне себе будет уместно звучать фраза «чем дальше в лес, тем толще партизаны».

Постепенно вы понимаете: не так-то всё тут просто, как казалось на первый взгляд. Да, глубина не того уровня, что в обычной Stellaris со всеми её DLC, где даже над некоторыми базовыми штуками можно ломать голову днями. Но и совсем уж казуальной игрой для ничего не понимающей аудитории Nexus назвать сложно.

Прибавьте к этому ещё тот факт, что в игре есть несколько разных наций со своими особенностями, у каждой из них по паре-тройке уникальных лидеров (и каждый. конечно же, умеет что-то своё) — и получите далеко не самую глупую стратегию.

Итог

Пожалуй, насчёт Stellaris Nexus у меня главный вопрос один: сможет ли игра зацепить определённую аудиторию? Понятно, для кого оно всё делается, но большой вопрос в том, затянет ли.

Потому что фанатам «стандартных» игр от Paradox Nexus приглянётся вряд ли — механик в ней не так много, она не столь глубока, да и привыкшим тратить несколько суток на одну лишь партию игрокам будет непривычно заканчивать всё за час. Игрокам другого кроя — «казуальщикам», если вам угодно — игра также может не зайти. Всё-таки часовые сессии особо короткими не назовёшь (даже в MOBA-играх, на которые часто жалуются из-за длительности, бои длинной в час это не самая частая ситуация!), да и разного рода нюансов здесь действительно хватает.

Ну и, наконец, ставка на мультиплеер. Да, безусловно, в игре есть и сюжетная кампания, и режим «Наследие», где нужно играть против ботов (по сути — тот же мультиплеер, только без живых игроков), но основная-то ставка делается именно на взаимодействие живых игроков! Все эти мимолётные союзы, торговые договора, попытки совместно «продавить» самого развитого из собравшихся — такое будет возможно только в сетевом режиме. И, к сожалению, если не взлетит сетевая составляющая, то и игра вряд ли проживёт сильно долго. Хотя, конечно, я могу и ошибаться.

Опробовать Stellaris Nexus лично можно будет начиная с 5 декабря 2023 года — именно тогда игра появится в «раннем доступе» в Steam.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь