Первый взгляд на сериал «Мир! Дружба! Жвачка!». Подростки в ельцинской России
На дворе 1993-й: больше не существует Чехословакии, бушует война между Абхазией и Грузией. Нет ни комсомола, ни пионерии; у российских подростков новые идолы — Bubble Gum, Snickers, Chupa Chups и Dendy.
14-летний Саша Рябинин (Егор Губарев — «Майор», «Восьмидесятые», «Учителя») — самый обычный представитель поколения с типичным набором страхов, интересов и комплексов. Парень бросил музыкальную школу по классу «аккордеон» (к слову, музыкальный инструмент еще сыграет важную роль в одном из эпизодов, возможно в будущем пацан одумается).
Теперь он тусуется на крыше собственного дома, подглядывает с приятелями за незнакомой девочкой Женей (Валентина Ляпина — «Дорогой папа», «Проигранное место») в надежде впервые в жизни увидеть женскую грудь и ищет приключений на свою пятую точку.
Приключения непременно начнутся, как только хулиганы с соседнего района погонятся за Сашей, а тот неожиданно для себя самого угонит BMW и разобьет его, напевая It’s My Life от Dr. Alban по радио. Автомобиль, как окажется позже, принадлежал племяннику влиятельного кавказского бандита.
Так вся семья Рябининых — мама (Ксения Каталымова — «Проект „Анна Николаевна”», «Интимные места»), папа (Степан Девонин — «Сердце мира», «Комбинат „Надежда”») и ветеран Афгана, дядя Алик (Юра Борисов) — оказывается втянутой в непростую и, чего греха таить, опасную историю.
Илья Аксенов основательно подошел к отображению эпохи. Страна в кадре вот-вот изменится: кажется, танков Таманской дивизии, расстреливающих Белый дом, пока не было, но напряжение зреет и в провинциальном городе N, в котором происходит действие.
Кавказские бандиты без стука вторгаются в милицейские участки как к себе домой. Примечательно, что сотрудники органов сидят за громоздкими мониторами не в форме. Носить ее еще долго будет риском для жизни.
Ни наука, ни искусство стране не нужны, и «Мир! Дружба! Жвачка!» довольно четко обозначает этот перевес в пользу «купи-продай». И персонаж Девонина, и героиня Каталымовой отправляются зарабатывать деньги на рынок.
«Ни одна твоя книга нас еще не прокормила», — бросает во время одной из ссор мать Саши его отцу. Так, доцент кафедры литературы, надевший двухсторонний рекламный бокс на себя, встает под солнцем среди потока рыночных посетителей.
Некоторые проблемы у сериала с посылом. Аксенов уделяет время и типовой coming of age истории, и противостоянию двух группировок — брошенных страной Советов на произвол судьбы афганцев и понаехавших кавказцев.
Не очень ясно, какая история для авторов важнее; акценты если и имеются, то крайне осторожные и двусмысленные. Да, к концу второй серии оба направления переплетаются в одно, но как бы это не вышло сериалу боком.
Аутентичность создатели подкрепляют тематическим саундтреком. В первых двух эпизодах споет и Татьяна Буланова («Мой ненаглядный»), и Ирина Аллегрова («Свадебные цветы»), и Виктор Салтыков («Белая ночь»).
Работает на атмосферу и вкрапления небольших деталей. Скажем, кепка, привезенная из ГДР. Восточная Германия, правда, уже 3 года как перестала существовать, но до россиян новости доходили с опозданием. Или майка с логотипом группы Nirvana: третий и последний студийный альбом коллектива In Utero на пике популярности; через год Кобейн выстрелит в себя из ружья.
Юра Борисов для сериала в целом работает в рамках того же образа, что был у него в «Быке» Бориса Акопова. Только если там он был членом банды, здесь персонаж Юры — командир небольшого афганского братства, которое держится друг за друга и заботится о районе, где сами афганцы и живут.
Ребята помогают продуктами дому престарелых и охраняют местный рынок, на котором торгуют люди, пытаясь свести концы с концами (многие в то время потеряли работу). Откровенными героями, впрочем, афганцев назвать не получается. Сражаясь с кавказскими бандитами, парни используют те же методы, что и их оппоненты.
Однако какие-то понятия о чести и достоинстве сериал, хочется верить, покажет в дальнейшем. Как и новые повороты жизни подростков, которым по итогам первых двух серий хочется и посочувствовать, и хорошенько влепить по лбу.