Первые впечатления от 2 сезона сериала «Американские боги» — скучно, плохо, читайте книгу!
Если вы не знакомы с основной концепцией сериала, то вот вам краткий пересказ. Главный герой по имени Тень (таких звучных имен в шоу предостаточно) выходит из тюрьмы раньше срока, а заодно узнает, что его жена Лора погибла в автокатастрофе. Не зная, что ему делать, он сталкивается с Мистером Средой, который предлагает ему работу.
Так Тень оказывается вовлечен в конфликт Старых и Новых Богов. Если с первыми все понятно, ведь они представляют собой существ из различных мифологий вроде Тота и Одина, то вторые олицетворяют персонифицированные реалии современности. Например, в сюжете фигурируют боги технологий, глобализации и масс-медиа.
Первый сезон был визуально яркий, а необычный сеттинг подкупал многих. Тогда становилось неважно, что по cути роман Геймана — это аналог комиксов Marvel и DC, только с божественными сущностями вместо супергероев. А сюрреалистичные сцены лишь усиливали погружение в столь вычурный мир, полный громких, но очевидных высказываний. Закончившись на высокой ноте, первый сезон заложил основу для еще более масштабного противостояния в продолжении.
И тогда начались проблемы. Анонс второго сезона «Американских богов» состоялся в марте 2017 года. Однако уже в ноябре стало известно, что шоураннеры сериала Брайан Фуллер и Майкл Грин больше не занимаются продолжением. Случилось это из-за конфликтов по поводу бюджета шоу и желания авторов уйти от сюжета первоисточника. Вместе с постановщиками «Американских богов» покинули Джиллиан Андерсон и Кристин Ченоуэт.
Новым шоураннером назначили Джесси Александера («Ганнибал», «Звездный путь: Дискавери»), помогал ему лично Гейман. Однако видением вселенной от Александра многие оказались недовольны, потому и он покинул проект.
Сценарий часто переписывался и дополнялся, премьеру пришлось отложить, а полноценного шоураннера так и не нашли — его обязанности взяли на себя продюсеры Лиза Кесснэр и Крис Бирн. Стоит ли говорить, что ничего хорошего из такого месива обычно не выходит?
Результат оказался вполне соответствующим. Первый сезон можно было критиковать и ругать достаточно долго, но где-то на стыке идей оригинала и невероятных графических решений рождалась настоящая магия телевидения, которая не отпускала до самого финала. Просмотр «Американских богов» был похож на поход к самому выдающемуся иллюзионисту мира. Пускай ты прекрасно знал, что видишь всего лишь шоу, но как завороженный не мог оторвать глаз.
Первая серия второго сезона — это пьяный шарлатан в переулке, у которого колоды карт выпадают из рукавов, а при попытке достать голубя из шляпы он обязательно свернет ему шею.
Наработки Фуллера и Грина выкинуты, от Александера осталась только первая серия. Как и в любом американском сериале, у каждой серии отдельный сценарист — но обычно все переписывает неупомянутый в титрах эпизода шоураннер. Неизвестно, кто этим занимался в «Богах», и занимался ли вообще. Западные ревью по первым 3 эпизодам очень жалуются на отсутствие целостности.
Также заметно, что Гейману дали больше свободы при съемках. Увы, использовал он ее не самым креативным образом. Нил значится соавтором первой серии «Дом на скале», в которой добрая половина хронометража — это дословная копирка из книги. (Типично для случаев, когда создание сценария доверяют не профессиональному сценаристу, а писателю, особенно — автору первоисточника, — ред).
Невольно задаешься вопросом: а в чем смысл буквально построчного переноса первоисточника на экраны, когда можно дать волю фантазии и реализовать одни сцены более эффектно, в других исправить недостатки, а третьи вообще выкинуть, так как в ТВ-формате они не работают? Увы, видимо, никого из команды создателей подобные мысли не озарили.
Даже финал первого сезона волшебным образом игнорируется. Напоминаем (спойлеры!), что в нем Старые Боги решили забрать у людей весну, чтобы вынудить последних молиться идолам прошлого. Казалось бы, отличный задел, чтобы продолжение ушло в сторону постапокалипсиса и стало более мрачным. Как это реализовано на практике? Да никак, разве что по обрывкам новостей можно узнать о положении дел в мире. Но прямого влияния на персонажей оно не оказывает.
Но самое ужасное, что пока второй сезон выглядит в разы менее изобретательным.
У первого были мощные визуальные образы и метафоры. Что ни говори о смысловом наполнении, но впечатляли они на ура. Работал и потрясающий контраст между Старыми и Новыми Богами, и отдельные фантасмагорические сцены. Даже обычные диалоги и размышления не заставляли скучать.
Но в «Доме на скале» я пока увидел лишь диалоги, разве что от скуки избавиться не удалось. Персонажи говорят очень долго и совсем не по делу. Уже можно «предвкушать», как в будущем зрителям прямо в лицо будут с филигранностью самосвала вываливать тонны экспозиции. И политических посылов, куда же без них.
Однако кое-что никакое отсутствие вменяемого шоураннера испортить не смогло — это потрясающий актерский состав. Практически во всех персонажей веришь лишь благодаря стараниям людей, которые их играют. Особенно стоит отметить Рики Уиттла, который впечатляет несмотря на уныние, привитое ему сценарием, и, конечно же, Иэна Макшейна. Его Мистер Среда внушает трепет даже мимолетным взглядом. Впрочем, потеря Андерсон и замена ее на Кахен Ким однозначно крайне неприятна.
Актеров хочется превозносить вдвойне, когда понимаешь, в каких условиях им пришлось работать. Они видели сразу несколько очень неудачных вариантов сценария, итоговый вариант приходилось додумывать во время сцен и пытаться улучшить импровизацией.
К сожалению, если фундамент полый, то и дом долго не простоит. И без того шаткая фактура «Американских богов» окончательно разваливается в первой серии второго сезона. А ведь впереди еще семь.
Их ожидание уже кажется крайне сомнительной перспективой. Сериал и так раньше держался на неких субъективных факторах, которые в продолжении оказались уничтожены окончательно. И если оставшаяся часть «Американских богов» будет выполнена в духе первой серии, то нас ожидает нечто серое, скучное, затянутое, не осознающее смысла своего существования и не достойное траты времени.
Лучше бы сняли шоу о том, как поссорилось руководство канала Starz с Фуллером и Грином. Отличная бы драма вышла.
Так ждал сцену в Доме на скале, а она таким говном оказалась.
в 1м сезоне были серии в разы скучнее а тут треп по делу, смена декораций, сюрреализм, шикарный визуал... топ сериал буду смотреть с удовольствием