Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Первые впечатления от сериала «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем

Проблема отцов, детей и преемственности поколений будет существовать до самого заката человеческой цивилизации. К теме часто обращаются различные художественные произведения — в том числе новый сериал «Патрик Мелроуз», экранизация цикла романов британского автора Эдварда Сент-Обина. Судя по первой серии, авторы умело сочетают артхаус, нигилизм, саморазрушение, Бенедикта Камбербэтча и героин.
Проблема отцов, детей и преемственности поколений будет существовать до самого заката человеческой цивилизации. К теме часто обращаются различные художественные произведения — в том числе новый сериал «Патрик Мелроуз», экранизация цикла романов британского автора Эдварда Сент-Обина. Судя по первой серии, авторы умело сочетают артхаус, нигилизм, саморазрушение, Бенедикта Камбербэтча и героин.

Один из основных принципов писательства гласит, что ты должен создавать истории о том, что хорошо знаешь сам. Артур Конан Дойл по образованию врач, потому Шерлок Холмс прекрасно разбирается в ядах и болезнях. Стивен Кинг создавал большую часть ранних произведений под алкоголем и наркотиками, потому и образ разгульного писателя для него не редкость. Эдварда Сент-Обина в детстве насиловал отец, а в колледже он стал героиновым наркоманом. На этой основе появился его самый известный персонаж — насквозь автобиографический Патрик Мелроуз.

Авторы экранизации решили немного схитрить. Первая серия рассказывает о событиях второго романа цикла — Bad News. Первый том Never Mind, который и раскроет предпосылки становления главного героя, ляжет в основу второго эпизода. Потому сериал от режиссера Эдварда Бергера («Террор») и сценариста Дэвида Николлса («Когда ты в последний раз видел своего отца?») сразу забрасывает нас в поток наркотических приходов, ломки и рефлексии.

Первые впечатления от сериала «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем

У Патрика Мелроуза есть все для счастливой жизни: красивая жена, не менее роскошная любовница, свой дом в Лондоне и множество контактов, которые могут найти ему наркотики на любой вкус. Но однажды ему звонят из Нью-Йорка и сообщают, что его отец умер, скоро кремация, нужно будет забрать прах. Как же встречает парень плохую новость? Улыбкой, смехом, поднимая использованный шприц с героином.

Каждый роман охватывает приблизительно один день из жизни Патрика. В первой серии мы наблюдаем за ним в Нью-Йорке, где виды дорогих отелей и элитных ресторанов сменяются притонами и кабинками туалетов. И это прекрасно отражает суть главного героя. Мы наблюдаем за человеком, который способен получить доступ ко всему, которого рады видеть влиятельные банкиры и бизнесмены, а обслуживающий персонал не скажет ему ни слова и закроет глаза даже на самые наглые выходки. Только самому Патрику плевать на это все, у него только одно наслаждение — новая доза.

Первые впечатления от сериала «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем

Да, фактически целый час мы наблюдаем за всеми прелестями жизни наркомана. Невыносимая ломка, попытки оправдать себя, убедить, что можешь бросить в любой момент, отговорки для близких, шприцы в кармане и неспособность попасть в вену — подобных «радостей» предостаточно. Причем показаны они довольно натурально, со всеми побочными эффектами и не самыми приятными сценами.

Бенедикт Камбербэтч удачно воплотил образ нигилиста-героинщика, но в этом нет ничего удивительного. По сути, мы видим зависимую от наркотиков и менее гениальную версию его Шерлока из одноименного сериала (оригинальный Шерлок, кстати, сидел на кокаине, от чего в сериале с Камбербэчем избавились. До героина персонаж добрался только в романе «Пятое сердце» Дэна Симмонса — ред.).

Именно страданиям Патрика и посвящена вся серия. На первый взгляд может показаться, что он совсем уж пропащая душа. Парень бьется головой о гроб со своим отцом, выбирает наркотики, будто продукты в магазине, ведет глубокомысленные монологи с собой (которые, кстати, — дословные цитаты из романа) и с тоскливым желанием смотрит из окна своего номера на тридцать третьем этаже с явным намерением спрыгнуть.

Первые впечатления от сериала «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем

Казалось бы, такой персонаж не может вызывать ничего, кроме отвращения, но детали выдают, что он стал таким вовсе не из-за хорошей жизни и больших денег родителей. То, как он бежит от даже мимолетных упоминаний детства, как под наркотиками ведет себя, словно маленький ребенок, с какими сложными чувствами прикасается к трупу отца, выдает груз тяжелого прошлого, от которого герой никак не может избавиться.

И тогда становится ясно, почему для первой серии была выбрана именно вторая книга Сент-Обина. Таким образом удалось создать нешуточную интригу, зацепить возможными событиями, которые привели к тому хаосу внутри и вокруг героя. Но параллельно мы понемногу проникаемся подобием симпатии к Мелроузу, которому не на кого больше проецировать свои ошибки.

Кстати, его отца, Дэвида Мелроуза, играет Хьюго Уивинг. И пускай на экране он появляется всего в паре коротких эпизодов, но персонаж все равно излучает невероятную мощь. А еще он на удивление напоминает Джека Торренса из «Сияния» в исполнении Джека Николсона. Отцу противопоставляется юный Патрик, которому некуда выплеснуть свои эмоции, потому он только и может, что размышлять над прыжком в глубокий колодец и находить прибежище в редких объятиях матери.

Первые впечатления от сериала «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем

Будь у нас более светлая история, то эта серия была бы последней. Мы бы увидели развитие характеров персонажей, конфликт властного отца и запуганного ребенка, который никак не может забыть прошлое. Но нет, нас сразу же лишают кульминации. Патрик долгое время копил обиды и взращивал ненависть, и тут в одночасье потерял точку опоры. У него больше нет никаких оправданий, он остался один на один с собой.

Поездка в Нью-Йорк за прахом отца должна была стать для героя своеобразным паломничеством, из которого он вернулся бы совершенно другим человеком. Он даже перед вылетом пообещал себе завязать с наркотиками. Но чем больше он встречал старых знакомых, чем острее ощущалась его зависимость, тем лучше осознавал, что он ни капли не изменился. Ему нужна была финальная конфронтация, но отец и это умудрился забрать. И теперь парень не знает, что ему делать дальше.

Первые впечатления от сериала «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем

Внутренние противоречия Патрика отражаются не только через его поступки, но даже благодаря окружению и камере (спасибо режиссеру и операторам). Декорации получились стильными и часто контрастируют друг с другом, в сцене после дорогого ужина можно увидеть сгоревший дом, в котором все равно живут наркоманы. Камера может сначала выбрать достаточно шаблонные ракурсы, словно для постановочных фотографий, которые постепенно переходят в тряску и пролеты. Так нам передают обострение ломки Патрика.

Внимание к мелочам в сериале оставляет приятное впечатление. Образ главного героя умудряются дополнить даже через небольшое пятно в ванной комнате его дома, окровавленный рукав рубашки и прочие детали. Дорога с проезжающими машинами с высоты похожа на вену. По приезду в Нью-Йорк Патрик первым делом видит кладбище, которое к тому же искажается в стекле такси. Камера зачастую фокусируется на лице героя, не беря во внимание остальных персонажей. Подобные приемы прекрасно дополняют историю и вносят разнообразие в довольно стандартную формулу драматического сериала.

Отдельно стоит выделить сцену с галлюцинациями, которая прекрасно смотрелась бы в какой-нибудь «Внутренней империи» Дэвида Линча (кстати, «Патрик Мелроуз» выходит на канале Showtime, который как раз транслировал третий сезон «Твин Пикса»). В этой сцене потоки различных звуков и образов смешиваются в нечто совершенно непередаваемое. Патрик смотрит телевизор, с которого вещает он сам, вспоминает несчастливое детство, а на фоне сквозь музыку и различные передачи проскакивают упоминания скальпеля и героина. И вместо послесловия парень слышит голос мамы, который тоже оказывается всего лишь наваждением.

Первые впечатления от сериала «Патрик Мелроуз» с Бенедиктом Камбербэтчем

Конечно, тяжело сказать, как авторы сериала воплотят оставшиеся четыре книги. Но первая серия получилась крайне убедительной. Последние достижения современных сериалов смешиваются с наработками фестивальных фильмов. «Патрик Мелроуз» не скатывается в слезливую драму, не строит из себя нечто слишком мрачное или заумное, зато рассказывает историю непростой жизни еще более непростого человека, потому посмотреть стоит обязательно. Даже если вы НЕНАВИДИТЕ Бенедикта Камбербэтча.