Первые впечатления от российского сериала про андроидов «Лучше, чем люди»
Осторожно, спойлеры!
Начинается все с трех правил робототехники Айзека Азимова:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Я искренне рад, что создатели знакомы с классиками фантастики. И в этот момент даже появилась надежда, что сериал заслуживает внимания.
После заставки зрителю представили главного героя Георгия: он в разводе с женой, у них двое детей, у нее другой мужчина, которого назначили на новую должность в Австралии, и она хочет забрать детей и уехать туда навсегда, чего совершенно не хочет Георгий. Первые минут пятнадцать нам показывают типичную семейную драму. А где андроиды? — спросите вы. Не беспокойтесь, они будут.
Называют их здесь ботами, закупает чудо техники в Россию антагонист, сыгранный Александром Устюговым («Ментовские войны», «Викинг», «Отцы и дети»). Машины компании Cronos плотно влились в общество: они работают за людей на тяжелых производствах, помогают воспитывать детей, водят машину и много чего еще. И вроде бы, все должны быть счастливы, но нет, активисты недовольны, что «специальных ботов» используют для секса и это «разрушает нравственные скрепы России».
Само по себе это выглядит даже забавно, но что там было у Филиппа Дика, напомните? Самоосознание, вопросы о том, что делает нас людьми, можно ли искусственно создать жизнь? Да нет, зачем все это, когда секс с роботом — действительно важная философская проблема. И, боюсь, она будет проходить через весь сериал.
По заказу в корпорацию Cronos привозят бота особой модели «со склонностью принимать собственные решения» по имени Ариса прямо из Китая. Ее роль исполняет Паулина Андреева («Статус: Свободен», «Саранча») и она действительно отыгрывает робота — холодного, расчетливого, без опыта жизни в обществе, но харизмы Рутгера Хауэра не ждите.
Один из грузчиков, что принесли андроида в офис босса, пытается изнасиловать Арису. Она активирует защитный режим и убивает его. Буквально тут же начинаются проблемы с логикой персонажей. Во время драки повреждается зарядная станция, и Ариса сбегает, потому что, пока бот не заряжен полностью, он будет искать новую розетку поблизости. В компании паника, но они заранее знали, что бот будет искать источник питания. И что они сделали? Послали группы людей прочесать здание и найти бота у ближайшей розетки? Звучит слишком сложно — лучше обесточить весь небоскреб. Пусть она из него уйдет, и схватить ее на выходе будет гораздо проще, не так ли?
Еще одна проблема с сюжетной логикой у жены Георгия, которая не хочет, чтобы ее бывший муж общался с детьми, но никак не может от него избавиться. По совету подруги мать года оставляет детей с ним на месяц, а сама улетает в Австралию (сразу видно, что детей стремится перевезти). А вот Ариса совершенно фантастическим образом попадает к Георгию, чтобы заменить ему и жену, и мать для дочки.
Некоторые сюжетные линии персонажей здесь только для заполнения экранного времени. Например, сына Георгия очень по-кинговски задирают картонные гопники, а так как его мать уехала, то Арисе придется пытаться объяснить ребенку, как вести себя в таких ситуациях.
Посмотри на мир вокруг
Проблемы здесь не только в сюжете. Они даже в самом мире сериала — он максимально унылый. Можно забыть об атмосфере сайфая из какого-нибудь «Бегущего по лезвию». В сериальной Москве все больше людей ездят на гироскутерах, смарт-часы теперь выводят изображение прямо на кожу и люди почему-то стали пользоваться прозрачной бумагой.
А еще есть боты, но отсутствует основной принцип киберпанка: High tech, low life. Можно, конечно, попробовать оправдать создателей: не было денег, технологии в нашей истории только-только приходят в Россию.
Но, например, в «Апгрейде», который по иронии сняли в Австралии, несмотря на маленький бюджет смогли показать стильный окружающий киберпанк-мир, а в «Лучше, чем люди» нет ничего, кроме рекламы «Сбербанка».
Спецэффекты, съемка и актерская игра
Почему у нас в стране никак не поймут, что если не можешь сделать хорошую графику, то нужно делать качественные практические эффекты? Неужели вместо 3D-модели робота нельзя было сделать костюм для актера?
К слову о роботах, дизайн у них максимально скучный — выглядят они все как куклы для краштестов, а боты — это люди со стеклянными глазами. В этом, конечно, есть плюс для актеров, ведь можно играть как бревно и говорить, что так задумано сценарием. Но не этого ждешь от сеттинга с андроидами.
С игрой актеров тоже дела плохи — половина не доигрывает, вторая половина переигрывает. Посмотрите, например, сцену, где у Устюгова пропадает бот. Такой фальшивой ярости в сериалах я уже давно не видел. Но мне честно понравились отношения Георгия в исполнении Кирилла Кяро («Фехтовальщик», «Нюхач») с его дочкой. Пока что это лучшее, что здесь есть.
Съемка в сериале тоже странная. Например, сцена на улице: водитель скорой стоит и курит, к нему подходит охранник и просит потушить сигарету, они спорят, и весь задний фон размыт. Я понимаю, что размытие используют, чтобы акцентировать внимание на деталях и персонажах, но тут-то что? Проходная сцена, где это самое размытие абсолютно не нужно, наоборот его отсутствие дало бы кадру глубину.
Еще пример: Георгий поднимается на крышу и смотрит на ночной город, размышляя о жизни. Красивая сцена, если бы город не был размыт! Он стоит и смотрит на размытие! И это повторяется снова и снова, передний план, задний план. Пожалуйста, отберите у них кнопку блюра. Очевидно, что делается это для того, чтобы скрыть дешевый хромакей, только это еще больше режет глаза и привлекает лишнее внимание.
А теперь самое главное — то, что дает возможность говорить о сути названия сериала: в чем особенность этого «бота»? А в том, что китайцы удалили из нее директивы Азимова, поэтому она способна на убийство и самообучение. Правильно, к черту осознание себя через получение опыта, к черту банальные мотивы, вроде: «Хочу жить дольше трех лет» или «Мы не рабы». Мы же «Лучше, чем люди» у нас нет социальных рамок и мы можем убивать всех, кого посчитаем нужным. На момент первой серии, к сожалению, посыл сериала такой.
Выглядит «первый российский сериал об андроидах» очень сыро. Интересные темы не поднимаются, привлекательного визуала в нем тоже нет. Хуже будет только, если он скатится в откровенную чернуху. Есть хорошие моменты, но они слишком незначительные: пара забавных сцен да Кирилл Кяро с его дочуркой. Возможно, в будущем сериал раскроет персонажей, наберет хороший темп, но после первой серии продолжать его смотреть совсем не хочется, ведь и так понятно, что будет дальше.
Тема с андроидами — всего лишь прикрытие, под которым сериал проворачивает свою аферу и выдает за фантастику криво написанную социально-бытовую драму.
А можно кадры с размытием, что бы оценить?
Хейтер.
Первый сезон "Сладкой жизни" был топ.
Устюгов до этого себя хорошо показывал как на тв, так и в театре.
Имхо
Создатели сериала просто поиграли в Detroit: Become Human и через свой "талант" решили адаптировать сюжет игры для российских зрителей. Вышло как всегда - хрень для домохозяек которые смотрят Тайны следствия, экстрасенсов и пусть говорят.