19 февраля 2024Сериалы
Обновлено 19.02.2024

Первые впечатления от второго сезона «Выживших»: Широка страна моя уснувшая

Кадр из сериала «Выжившие: Пробуждение»
Кадр из сериала «Выжившие: Пробуждение»

Онлайн-кинотеатр Okko начал выпускать второй сезон сериала «Выжившие» — с ещё большим размахом, чем обычно. Ведь параллельно обычным линейным эпизодам выходят многочисленные мини-сериалы в той же вселенной. Герои первого сезона в неполном составе появились в новых сериях: их история продолжается после того, как одна из спящих успешно пробудилась. Автор «Канобу» Мари Григорян посмотрела первые три эпизода и рассказывает, чего в них не хватает в сравнении с великолепным началом

О чём сезон «Выжившие: Пробуждение»

Оригинальный сериал Okko по книге Игоря Колосова «Выжившие хотят спать» вышел на экраны в 2021 году, когда жанр постапокалипсиса начал слегка утомлять зрителей. Особенно если речь идёт о страшном вирусе, перекосившем половину населения: пост-короновирусные времена для кино и сериалов были тяжелыми. Но у «Выживших», в отличие от аналогичных проектов, была оригинальная идея и непередаваемая атмосфера. Подробный разбор первого сезона и сравнение с сериалом «Эпидемия» можно найти здесь.

За несколько насыщенных лет «Выжившие» не обошлись без изменений. Режиссёр Андрей Прошкин, снявший первый сезон, стал креативным продюсером сериала. Место постановщика он уступил Евгению Емелину, режиссёру многочисленных мини-ответвлений («Выжившие: 3200 км», «Выжившие: Благие намерения» и т.д). Кроме того, к съёмкам вернулись далеко не все актёры. Одного из главных героев, Сергея Шадрина, буквально стёрли где-то за кадром — мотивация понятна любому, кто читает новости.

Первые впечатления от второго сезона «Выживших»: Широка страна моя уснувшая - фото 1

Второй сезон начинается спустя два года с начала эпидемии, которая заставляет людей засыпать навсегда. Их жизнь поддерживают немногочисленные врачи вроде Марины (Анна Слю). Не так давно ей удалось довезти до загадочного Института уникального пациента — Морозова (Алексей Филимонов), который без всякого на то обоснования может спать много часов подряд. За недолгое время, проведённое среди учёных, он помог найти вакцину для Насти (Дарья Савельева) — за этой женщиной, как и за её маленькой дочерью Лизой, Морозов приглядывал на протяжении этих двух лет.

После пробуждения Насти всё изменилось: она получила новое имя София и вещает из города, где есть еда, вода и медицинская помощь. Попасть в город практически невозможно. Туда забирают только спящих из первой волны заражённых, бесконечно кормя обещаниями вакцины и спасения жителей из окрестных деревень. Именно в такой деревне теперь живут Марина, Лиза и Морозов. После визита городских их унылое голодное существование резко изменится — но к лучшему ли?

Все пороки человечества

Первые впечатления от второго сезона «Выживших»: Широка страна моя уснувшая - фото 2

Успех первого сезона «Выживших» был в том, что ставка делалась на общеизвестные, близкие для многих зрителей темы. А ещё — очень простых, но вызывающих много эмоций героев. Проблемных, часто поражающих своей готовностью пойти на зло, и при этом почти всегда понятных. Врачи вроде Марины и Епишева, скованные клятвой Гиппократа, весь сезон действовали явно не ради пациентов, а, скорее, ради собственного шанса на выживание. Поведение Морозова граничило с психопатическим, когда речь шла о Насте, к которой он питает ненормальные чувства без какого-либо отклика. Не зря в новых сериях одно упоминание его имени способно вызвать у «проснувшейся» приступ ярости. А ведь без Морозова она бы не вернулась к жизни. Отношения всех героев были сложными, болезненными, порой завязанными на жестокости, но главное — настоящими.

И хотя сценарный подход к сериалу претерпел явные изменения, одно осталось прежним: беспощадность и безнадёжность человеческого существования.

И без того запутанная динамика между основными персонажами усложняется новыми вводными. Марина явно недовольна тем, как распорядились её открытием; несмотря на все труды, ей снова приходится жить в кошмарных условиях. Дочь женщины, благополучно живущая в городе, теперь висит на ней ярмом, с которым мало что можно поделать. Не говоря уже о том, как её раздражают оскотинившиеся местные жители.

Первые впечатления от второго сезона «Выживших»: Широка страна моя уснувшая - фото 3

Чем больше происходит в сериале, тем сильнее ощущение, что тусклость и бесперспективность царят в каждом уголке мира «Выживших».

Благословенная жизнь в городе, которой людей заманивают поближе к его стенам, тоже далеко не так благополучна. Хотя лекарства и вода два часа в день — это роскошь для многих, но на деле это всего лишь «лучше, чем ничего». Измотанные люди ищут успокоения в насилии, другие — в неожиданном религиозном просветлении, а некоторые попросту сходят с ума. Различить все три типа не так просто, как кажется на первый взгляд.

Утерянная атмосфера и «стандартный» постапокалипсис

Смена режиссёрского состава наиболее заметна, даже если смотреть первый и второй сезон с большим отрывом. Синюшные лица, здания и просторы родной страны сменились на солнечные или, по крайней мере, грязно-золотые пейзажи. Даже когда действие происходит в клаустрофобных закоулках лабораторий, оно всё ещё выглядит живее, чем-то, к чему зрители привыкли в предыдущих сериях.

Первые впечатления от второго сезона «Выживших»: Широка страна моя уснувшая - фото 4

Само по себе развитие постановочного стиля и изменение картинки логично: не зря сезон получил подзаголовок «Пробуждение». Несмотря на смену сезона, солнце здесь обманчиво и холодно, да и сама жизнь лучше, «теплее» не стала. Нечто новое (похожее на надежду) при этом витает в воздухе, передать это визуально — тоже мастерство. И всё же, с прошлой угнетающей картинкой как будто исчезла часть атмосферы.

Нововведения вроде радикальной «Саранчи» — религиозных мародёров, совершающих набеги на деревни и поклоняющихся некому святому, — кажутся до боли знакомыми. Точно такое же ощущение вызывает лагерь беженцев возле стен города и сытая жизнь внутри. Потому что мы всё это уже видели в многочисленных других постапокалиптических историях. Вместо сложносплетённых отношений между бандами первого сезона нам оставили всего три стороны — хищники, беспомощные жертвы и безмолвные наблюдатели. Последние, пользуясь всеми данными им ресурсами, держат остальных в нищете и подкармливают только мечтами об излечении их близких — и это тоже достаточно знакомый, если не утомивший мотив.

Герои вообще разрозненно бродят по своим делам, каждый получил своё небольшое роуд-муви, вместо одного общего в первом сезоне. А некоторые и этого не удостоились, как Ольга (Валентина Лукащук), пока что выполняющая скучную роль городского привратника. Создаётся ощущение, что почти все они исчерпали себя, но никаких ярких замен создатели не придумали. Единственное исключение — по-хорошему бешеный и извращённый Соловей в исполнении Фёдора Лаврова.

Стоит ли смотреть: да, несмотря на все изменения

Первые впечатления от второго сезона «Выживших»: Широка страна моя уснувшая - фото 5

Первый сезон «Выживших» ощущался как нечто созданное с нуля, и лишь местами вдохновлённое уже существующими произведениями на ту же тему. Продолжение же кажется очередной калькой с нашумевших «Одни из нас» (The Last of Us). Даже визуально сериал больше будто не происходит в России: его действие с таким же успехом можно перенести в Соединенные Штаты. В одних кадрах невольно ждёшь нашествия зомби, в других с «Саранчой» — и вовсе появления Несмертного Джо из «Дороги ярости». Стилистически он бы отлично вписался в банду водителей, грабящих любого, кто попался на их пути, и охочих до чужих женщин.

Вопреки тому, что оригинальности в сериале больше не ощущается, в нём ещё остался основной драйвер — сюжет.

Идея с сонной болезнью по-прежнему реализована интересно. Сценаристы руками местных врачей экспериментируют с идеей излечения, опасностью медицинского вмешательства в естественный (пусть и ужасный) процесс, с самим смыслом спасения человечества. Всё это выливается в любопытное размышление о том, нужно ли вообще избавление тем, кто его не заслуживает, — и что кроется на другой стороне, где долгое время блуждают «спящие». Поэтому оставшиеся серии «Выживших», несомненно, будут любопытными.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь