Первые впечатления от сериала «Миссис Дэвис»: монахиня на мотоцикле и её квест в духе «Проповедника»
На платформе Peacock начал выходить новый проект от Деймона Линделофа — создателя сериалов «Остаться в живых» (Lost) и «Оставленные». Тема религии всегда проходила в историях от этого сценариста красной линией. Но героиня «Миссис Дэвис» (Mrs. Davis) — буквально монашка, отправляющаяся на поиски Святого Грааля. И всё это в футуристичной антиутопии, где людьми повелевает искусственный интеллект. Автор «Канобу» Мари Григорян посмотрела четыре эпизода сериала и рассказывает, почему с таким нетерпением ждет выхода второй половины проекта.
О чем сериал «Миссис Дэвис»
Симона (Бэтти Гилпин из «Блеска») — самоотверженная монахиня, которая умудряется даже в традиционном одеянии быть невозможно крутой. Днём она помогает сёстрам делать джем, а ночью разъезжает на любимом коне и помогает случайным людям выбраться из неприятных ситуаций. Ориентир на тех, кому нужна помощь, она получает от Джея (Энди Маккуин), дружелюбного фалафельщика из маленькой закусочной.
Мир вокруг Симоны живёт под руководством искусственного интеллекта, идентифицирующего себя как женщину. В США она зовётся «Миссис Дэвис», в Италии — Мадонной, в Великобритании — просто Мамой… Цель ИИ якобы в том, чтобы сделать всех счастливыми. Изредка Миссис Дэвис даёт людям задания, а за выполнение щедро награждает. Но Симона не доверяет алгоритму, ведь с ней связана личная трагедия её семьи.
Всё меняется буквально за день. Миссис Дэвис вынуждает монахиню выйти на контакт и выдает ответственное задание — найти Святой Грааль. На след Симоны выходит её старый знакомый Уайли (Джейк Макдорман), предлагающий ей присоединиться к загадочному Сопротивлению. А на пятки уже наступает не менее таинственный незнакомец в рясе святого отца.
Непредсказуемый сюжет и разброс персонажей
Стоит учесть, что описать сюжет нового сериала Деймона Линделофа без спойлеров сложно. Сюрпризы ждут зрителей за каждым поворотом, от очень буквального трактования «жены Иисуса» до невероятного клиффхэнгера в конце четвертого эпизода. И это ощущение при просмотре сразу делает «Миссис Дэвис» более свежей и оригинальной.
Проект выходит на фоне настоящего засилья байопиков, детективов на основе реальных событий, «рельсовых» любовных драм. Словом, сериалов, повествования которых предсказуемы для искушённого зрителя. В то же время сценарий Линделофа и его напарницы Тары Эрнандес постоянно оставляет в предвкушении.
Думали, что догадались о прошлом Симоны? Как бы не так — вот вам еще контекста в придачу. Посмеялись над карикатурными злодеями-немцами? С ними тоже не всё так просто. И это уже не говоря о том, что сама Миссис Дэвис работает бесконечным роялем в кустах, подкидывая одно испытание за другим.
Вас ждёт неожиданный экскурс в историю тамплиеров, детские травмы, сверхмаскулинные персонажи, гигантский меч короля Артура, трогательная история любви, зловещие предзнаменования, торт для Папы Римского, и всё это лишь половина сериала.
Путь до Святого Грааля здесь важен не больше, чем поиски очередного Макгаффина в фильмах об Индиане Джонса. Гораздо важнее здесь горячие схватки, погони на мотоцикле, яркие карикатурные враги и тонкий юмор. Последний, правда, иногда теряется в слишком быстром темпе повествования: Бетти Гилпин будто шутит вполголоса, и ее язвительные комментарии легко пропустить.
Стиль комиксов, которые нам не надоели
Эклектичность «Миссис Дэвис» связана не только с тем, что сюжет построен на неожиданных поворотах. Можно сказать, это проект, который пришлось ждать очень долго — с самого окончания сериала «Проповедник» (Preacher) на телеканале AMC, не зря упоминаемого в заголовке.
Мало кто жонглировал оккультными и религиозными сюжетами, чёрным юмором и обаятельнейшими второстепенными героями так же искусно, как авторы этой серии комиксов от Vertigo. Несмотря на небольшие расхождения с оригиналом, экранизация тоже не подкачала. У сериалов AMC и Peacock очень похожий визуальный стиль: насыщенные цвета, множество религиозной атрибутики, даже одинаковые пейзажи, когда события разворачиваются в приходе Симоны. Заодно в шоу есть экшен с мотоциклами, рукопашным боем и неожиданным применением подручных предметов.
И сама главная героиня очень напоминает самого Проповедника, Джесси Кастера. Приверженность вере вопреки тёмному прошлому, очень естественная брутальность, недоверие к окружающим, борьба против своей судьбы — они могли бы быть одним и тем же персонажем, просто в разных сеттингах. Как Кастер бегает от своей семьи, так же и Симона пытается избавиться от вездесущего влияния Миссис Дэвис.
Пока супергеройское кино претерпевает кризис, — как идеологически, так и в прокате, — многие экранизации комиксов по-прежнему смотрятся отлично. И хотя в основе «Миссис Дэвис» не лежит конкретное произведение, тон сериала абсолютно совпадает с этим жанром.
Шутить о том, что дорого
Тема божественного в «Миссис Дэвис» раскрывается не менее лихо, чем в том же «Проповеднике», «Чудотворцах» и других подобных комедийных сериалах. С тем отличием, что роль провидения здесь играет искусственный интеллект. Линделоф, как всегда, со вкусом и удовольствием разделывает святую для многих людей тематику: «Хранители» разбирались с псевдобожествами, а новый проект перешёл на буквального Бога.
Что удивительно, оскорбительных шуток в сериале при этом меньше, чем ожидаешь. Даже наоборот: Симона страстно предана своей вере, а встречающиеся ей люди, пусть и пытаются её пошатнуть, обычно добиваются обратного эффекта. Божественные артефакты становятся игрушкой в руках людей — неразумных детей, которые весьма вольно обращаются с полученными дарами. Ведь даже Симона в конечном итоге злится на то, как устроены некоторые аспекты религиозного мира. А уж человечество вообще поклоняется ложному богу (цифровому), ещё и ожидая, что тот выдаст им крылья (тоже цифровые). История выглядит как вполне искренний кризис веры, но оформленный так экшеново, ярко и смешно, что не втянуться в неё невозможно.
Не менее прекрасна вся линия Сопротивления, тесно связанная с историей Уайли, а заодно принятием мужской природы и поисками себя. Токсичная маскулинность здесь описана смешно, но не обидно; герои относятся друг к другу с удивительной нежностью, хотя воплощают собой все стереотипы о мужских персонажах. Бережное обращение с теми, над кем подтруниваешь, даётся далеко не всем сценаристам, и Линделофа в этом плане можно только похвалить.
Итог: обязательно смотреть ради сочетания юмора и экшена
«Миссис Дэвис» хороша во всех отношениях, где её можно было бы потенциально пожурить. Религиозный сюжет, начинающийся с тамплиеров и Грааля, за четыре эпизода несколько раз обманывает ожидания зрителей. Симона уходит далеко за рамки клише супергероини, проявляя сочувствие, искреннее желание помогать, преданность и верность своей вере. Уайли открывает потенциал для самых смешных эпизодических сцен, включая стояние у меча. Раскидывание врагов смотрится эффектно, и быстро отошедший в сторону загадочный герой Тома Влашихи (Безликий из «Игры престолов» еще явно задаст жару.
Достигнет ли новый проект Линделофа такого же культового статуса, как предыдущие — вопрос, но «Миссис Дэвис» уже на середине выглядит как лучший экспериментальный проект весеннего сезона.
А мастерское завершение четвертого эпизода оставляет в полном недоумении, что вообще будет дальше. Поэтому остается только ждать продолжения по серии в неделю, чтобы узнать развязку — найдет ли Симона этот чертов Грааль, и где все-таки находится штаб-квартира Миссис Дэвис?