Первые впечатления от нового сезона «Твин Пикс»
Если вы хотите полностью хотите избежать спойлеров – закройте статью и бегите смотреть. Сериал – торт. Впрочем, я постараюсь избегать спойлеров максимально
О сюжете нового сезона не было известно практически ничего – в промо-роликах не было даже легендарной музыки, вообще никакой не было – просто шум под абстрактные кадры состарившихся героев. Подобная безспойлерность трелеров в наше время не встречается больше, по-моему, вообще нигде. Спасибо за нее огромное, смотреть новый сезон от этого в разы интереснее. У Линча и так понятия не имеешь, что случится в следующую секунду, а так эффект лишь усиливается.
В конце второго сезона, вышедшего в 1992 году, Лора Палмер обещала Дейлу Куперу – мы увидимся снова, через 25 лет. Вряд ли Линч и Фрост всерьез планировали это, но все так и случилось – спустя ровно 25 лет мы видим их новую встречу, и эпичность подобного сбывшегося пророчества сложно переоценить.
В предыдущей статье, «Нужен ли Твин Пиксу новый сезон», я утверждал, что пауза в 25 лет пойдет сериалу лишь на пользу – позволит создателям накопить сил и заново открыть для себя созданный мир, снова захотеть вернуться туда – с новыми идеями, а не просто тянуть лямку утомившего проекта. Да и с сюжетной точки зрения, взглянуть на этот мир и героев, учитывая, сколько всего могло случиться за это время, куда интереснее сейчас, чем сразу после событий второго сезона.
Конечно, фанаты до конца держали пальцы скрещенными – сериал заметно съехал во втором сезоне, полнометражку-приквел «Сквозь огонь» Линча некоторые боготворят, некоторые не переносят, поэтому гарантий, что новый сезон выйдет хорошим, не было. В конце концов, воскрешают сейчас все – от «Секретных материалов» до «Полного дома» и «Героев». Ничего хорошего из этого не вышло.
Посмотрев первые серии третьего сезона, могу сказать одно – не знаю, тот ли это «Твин Пикс», что мы помним и что конкретно вы ждали, но это абсолютно шикарное телевидение. Оригинальное, непредсказуемое, смелое, безумное по-настоящему Линчевское.
Стиль тут не такой прирученный, как в первых сезонах, он экспериментальный и больше концентрируется на потустороннем – но не так неудачно, как во второй половине второго сезона, а скорее, как в полнометражке. Линча, которого так не хватало сериалу с его ухода из проекта после раскрытия убийства Лоры, тут гораздо больше, и логично, что новые эпизоды больше напоминают «Сквозь огонь» – тут мелькают и элементы, введенные уже в этом фильме: голубая роза, зеленое кольцо, взгляд сквозь пальцы.
Да, временами ни черта не понятно, да, крышесносных героиновых сцен больше, чем бытовых (в реальности с обычными людьми), но смотрится это потрясающе. Линчу доверяешь, потому что знаешь – за всем этим что-то стоит. Если психотерапевт, доктор Джакоби, красит лопаты золотом – это для чего-то нужно. Если бы это был фильм безымянного студента, решившего снять претенциозный арт-хаус, это воспринималось бы совсем по-другому.
И я не имею в виду, что сериал не впечатляет сам по себе, без имени Линча, происходящее быстро увлекает, но доверие авторам питает терпение зрителя, необходимое для того, чтобы дождаться, пока все медленно горящие фитили, наконец, догорят.
В первых двух сезонах основной сюжет был вполне внятным и приземленным – непростые судьбы простых людей в маленьком городке. Любовь, интриги, аферы, предательства, сатира на традиционные мыльные оперы. Вкрапления потустороннего появлялись позже и были достаточно редкими.
Здесь же зрителя сразу окунают в это потустороннее с головой – много сцен в Черном Вигваме, полных молчания, туманных разговоров наизнанку и странных кислотных эффектов. Сцены же в реальном мире тоже вводятся, но знакомых персонажей мы видим достаточно редко – это экспозиционные сцены с персонажами второго-третьего плана, ведь в этом сезоне мы следим за событиями не только в Твин Пикс, но и в Лас-Вегасе, Нью-Йорке и других городах, география потустороннего мира тоже расширяется за пределы Черного Вигвама.
Линч снимает в своем уникальном ключе, который уже сам по себе позволит почувствовать глоток свежести. К примеру, спецэффекты, призванные показать нечто сверхъестественное, безумное, здесь нарочито грубы и примитивны – тряска камеры, наложение картинки на картинку, временами это обескураживает, но однозначно придает своего шарма.
Мне не терпелось увидеть, что Линч сможет сделать с современными инструментами: новыми камерами, постобработкой и так далее. Впечатление у меня осталось странное – видеоряд выглядит очень по-разному от сцены к сцене.
Большая часть сцен сняты крайне старомодно – статичная камера, общий план, подчеркнутая монотонность, затянутость до неловкости, поэтому фрагменты оригинальных эпизодов, снятые 25 лет назад, вплетаются в новые крайне гармонично.
Есть, например, обескураживающая сцена доставки лопат доктору Джакоби – мы видим, как медленно подъезжает машина, медленно выгружаются ящики, водитель с доктором перекидываются парой фраз, затем он проверяет и убирает лопаты.
Все это – общим планом, со спины, никаких клоуз-апов, мы даже лиц не видим во время диалога. Кто еще мог так снять экспозиционную сцену, весь смысл которой – «Джакоби привезли лопаты»?
Причем снято все это на цифру и цветокоррекция крайне легкая, поэтому выглядит сцена как видео на you-tube. Подобных затянутых пустых сцен, снятых нарочито любительски, немного, но у других – свои странности.
Много тут и особенного линчевского юмора с доведением неловких сцен до абсурда. Вспоминается гениальная сцена на лесорубке «Мне нужны 2 на 4», которая даже не вошла в оригинальный монтаж ни фильма, ни первых сезонов.
Я пишу об этих странностях, затянутости, непривычном юморе не для того, чтобы ткнуть в минусы – это не минусы как таковые, я лишь хочу подготовить тех, кто решит смотреть это, не зная о первых сезонах и фильме, к тому, что их ждет. Не стоит принимать эти особенности за халтуру или профанство – просто смотрите дальше и скоро все это, как магия, начнет каким-то образом работать на общую цель – втянуть вас в мир Твин Пикс.
В общем, я получил огромное удовольствие и с нетерпением жду продолжения. У «дедушки Линча» получилось вернуться как у Джорджа Миллера с его «Дорогой Ярости» – взять собственное творение и возродить его еще ярче, еще своеобразнее, а не как у Ридли с его постепенным закапыванием «Чужого» в глупости и клише.
Новый сезон сильно отличается и от современных драм, и от старых сезонов «Твин Пикса», даже от полнометражки. Скорее всего, найдутся фанаты, которым не понравится смена формата, но мне кажется – это однозначно успешный проект, который не боится идти на эксперименты и достаточно доверяет зрителю, чтобы обращаться с многочисленными новыми и старыми линиями не слишком традиционно.
В любом случае, от вопросов, повисших в воздухе в конце второго сезона, он не открещивается – мы, наконец, видим, что происходит с версиями Купера, видим, как преобразился департамент шерифа Твин Пикс (видимо, население городка выросло, так как сотрудников стало гораздо больше), чем заняты братья Хорны, Бобби Бригз, Дама с Поленом, Джемс, Шелли и другие, пусть пока мы и видели лишь пару кадров с большинством старых актеров. Но в центре, естественно, судьба Купера, и эта история не разочаровывает.
Этот проект может оказаться не для всех, но одно можно сказать точно – это нечто уникальное. Линч и Фрост не исписались, не сошли с ума, не отстали от жизни, не стали опираться на шаблоны и отработанные схемы – здесь все абсолютно непредсказуемо и свежо, и даже когда вы видите довольно простую на первый взгляд сцену, она может вас удивить, чем-то зацепить внимание, добавить дополнительный смысл. Совы – не то, чем кажутся.
Если вы фанат сериала – чего вы ждете? Бегите смотреть. Если вы не видели старых сезонов и полнометражки – я советую все же посмотреть их первыми (как я и писал в «Легендарные сериалы: Твин Пикс»).
В принципе, в новый сюжет вы сможете врубиться наравне с прошаренными фанатами (в том смысле, что так же будете ничего не понимать), но в отличие от них вы можете не понять еще и то, зачем вы это смотрите. Первые сезоны гораздо гостеприимнее и больше подходят для знакомства с миром. К счастью, сериал был снят качественно и дорого и сейчас смотрится не слишком устаревшим.