Первые впечатления от «Иных»: неровная попытка запуска новой фэнтези-вселенной
Первые серии нового фэнтези-сериала «Иные» уже вышли на «Кинопоиске». История разворачивается в альтернативные 40-е годы. В Советском союзе живёт Аня — на первый взгляд обычная девушка, тщетно скрывающая свои уникальные способности. Её талант разрушителен — попав не в те руки, Аня может изменить судьбу целого мира. Автор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, что не так с началом новой фэнтези-вселенной.
О чём сериал «Иные»
Действие исторического фэнтези разворачивается в альтернативном СССР начала 40-х годов. Молодая швея Аня (Ирина Мартыненко) уходит с работы в сопровождении потенциального жениха, настаивающего на знакомстве с родителями. Неожиданно она видит своего брата Петю, ведущего трамвай буквально за мгновение до несчастного случая на дороге. В этот момент выясняется, что Аня на самом деле обладает разрушительной силой. Крик девушки (в кадре — немой) разносит практически всё вокруг, люди получают ранения, но Петя остаётся невредимым. Парень ничуть не удивлён: пока он уводит Аню в безопасное место, оказывается, что брат с сестрой уже очень давно в бегах из-за её необычных способностей.
Избежать преследования на этот раз не удаётся. Аню забирают к чудаковатому учёному (Алексей Серебряков) и обещают оставить брата в покое. Взамен ей придётся согласиться на мучительные эксперименты по исследованию собственной силы. Советские власти давно знают о сверхъестественных способностях — у них даже есть особый отряд «М» для контроля подобных людей.
Аня остаётся плену недолго. Таинственный незнакомец Нойманн (Вольфганг Черни) приезжает за ней аж из Германии, чтобы забрать особо талантливое дарование с собой. Естественно, советская сторона этого так не оставит. Поисками девушки одержим ещё один человек — следователь Лихолетов (Илья Маланин), который однажды уже видел «иного» в действии. Уверенный, что Аня тоже наделена способностями, он всеми силами пытается присоединиться к расследованию и погоне.
«Кинопоиск» запустил новую фэнтези-вселенную совместно с «Букмейтом» ещё в августе 2023 года. Книга за авторством Александры Яковлевой комплементарна сериалу — по крайней мере, её начало совпадает с первыми двумя эпизодами. Дальше создатели обещают выпустить комикс вместе с BUBBLE. Что при этом первично, сказать сложно, но роман однозначно вышел более подробным, чем экранизация.
Следуя за невзрачной героиней
Магические истории могут быть продуманы идеально, от сеттинга до мелочей. В центре них могут находиться сильные или актуальные темы — они найдут отклик в зрителях. И тогда будет неважно, как именно сделан фильм или сериал. Но превыше всего на первых этапах знакомства с новым миром всё-таки главный герой. Мир Джоан Роулинг нам открывает наивный и радостный 11-летний Гарри Поттер или явно нейроотличный скромняга Ньют Саламандер. Эпическая фэнтези-сага Толкина начинается с уютных полей Шира, где обитают не суровые нуменорцы или заносчивые эльфы, а хоббиты — славный народец, представленный добрым и сильным духом Фродо. «Тёмные начала» Пулмана знакомят нас с хитрой и смешной Лирой, и так далее.
Простая и в то же время интересная личность очень важна для того, чтобы плавно войти в новую вселенную. Именно с ней себя невольно ассоциирует аудитория. Между тем, самая очевидная проблема первой серии «Иных» — это именно главная героиня, Аня. Девушка с внешностью Ирины Мартыненко, знакомая российскому зрителю по ужастикам («Проигранное место») и комедиям («Трезвый водитель»), кажется в этом фантастическом мире чужой. Это модельное лицо меньше всего ассоциируется с 40-ми годами, особенно когда видишь его в окружении других, гораздо более характерных актёров.
Внешняя инородность Ани могла бы играть проекту на руку: будто бы она сверхъестественна в каждом своем аспекте. Но ни актерские способности, ни отсутствие внятной предыстории не подкрепляют симпатию к героине.
По началу на экране девушка без характера и внятных реплик, которой почему-то, предполагаемо, должны сочувствовать зрители. Второй эпизод раскрывает чуть больше бэкграунда, и ситуация становится ещё хуже: если героиня всю жизнь видела ужасы и последствия своего дара, её импульсивное поведение кажется ещё более странным. Всю жизнь проведя в бегах от своей сущности, она не научилась быть хитрее и терпеливее ради выживания.
Единственная эмоциональная зацепка Ани — брат, постоянно работающий в качестве триггера для её способностей. Но и тут нет ни одной причины переживать за героя, появляющегося в сериале в общей сложности на несколько минут. Кино такие условности прощает, но для сериала такая скудность деталей кажется странной.
«Вдруг испугался, подумал: „А если немцы?“»
Историю в основе сериала сложно оценивать по двум сериям: способности героев, сеттинг, интрига вроде бы многообещающие, но их исполнение пока под вопросом. А вот декорации и общий стиль «Иных» могут вызвать если не восторг, то по крайней мере большое уважение. Парящий в небе дирижабль — особо глазастые уже заметили, что такой есть и в новой экранизации «Мастера и Маргариты» — отрисован отлично, фасады и интерьеры советских зданий наконец-то не кажутся серыми и скучными. Первый эпизод отдалённо напоминает визуал BioShock Infinite — своими цветами, уклоном в стимпанк и даже платьями Ани.
Продолжение переливается множеством ассоциаций с разными популярными фильмами. В полноценных совместных сценах Ани и Нойманна вне СССР можно увидеть даже отголоски «Сумерек». Особенно это сходство подогревает намечающаяся любовная линия: особенная (и довольно пассивная) девушка, опасный сверхъестественный ухажёр, даром что у Эдварда не было мировых амбиций.
Но центральные герои, взявшие под крыло Аню, кажутся такими же декорациями, как дирижабль, помпезные советские здания или старинный немецкий замок.
Молчаливая Линда Лапиньш с преувеличенной скованностью и легкой истеричностью пытается передать всё то, что почему-то не отражено было в сценарии. Нойманн действительно напоминает любовный интерес из young adult-книжек: загадочный, стильный, жестокий со всеми остальными, кроме главной героини.
Выбор немцев в качестве антагонистов любому отечественному зрителю покажется более-менее логичным, даже если в этих альтернативных 40-х нет Второй мировой. Но Нойманн и Катарина — не более, чем стильные декорации для общей идеи. Идеальные костюмы и харизма актёров не спасает их персонажей от внутренней пустоты. У них нет интересной истории сверх того, что зритель уже знает из сотни других фэнтези-произведений. Симпатичный дизайн костюмов не может это компенсировать.
Смотреть ли дальше: вряд ли — только если из любопытства к новой франшизе
Скучные герои — безусловно, большой минус для жанра, в котором уже было сказано так много. Среди российского литературного фэнтези есть гораздо больше интересных задумок и персонажных решений. Хотя отдельные части «Иных» все же кажутся интересными.
Самая многообещающая сюжетная линия — неожиданно, не у главной героини и не у стильных «серых» немцев, а у молодого следователя Лихолетова. Тяжёлая травма, оставленная боевыми действиями, одержимость поиском истины и готовность пожертвовать любовью и положением ради одного-единственного подтверждения его правоты — этот персонаж, будучи второстепенным, уже звучит гораздо интереснее, чем остальные. Хотя сверхъестественными способностями (кроме упорства) он не обладает.
Если действие «Иных» развернётся в неожиданную сторону, это может стать отличным поводом переоценить сериал. По первым двум эпизодам интересный сеттинг тонет в повторениях уже знакомых фэнтези-тропов, досадно слабой игре некоторых актёров и отсутствии реального конфликта. А главное, мультиплатформенность этой истории, пусть и способная привлечь больше потенциальных зрителей и читателей, пока себя не оправдывает.