Первые впечатления о третьем сезоне «Мир! Дружба! Жвачка!» Почему этот сериал нельзя пропустить
С 4 мая в онлайн-кинотеатре PREMIER начинается показ третьего сезона «Мир! Дружба! Жвачка!» — сериал бывшего КВНщика Ильи Аксёнова о дружбе, семье, бандитских разборках и 90-х. Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, что происходит с героями в новых сериях, как они изменились за межсезонье, а заодно зовёт скорее смотреть один из лучших российских проектов.
«Мир! Дружба! Жвачка!» со всей честностью и серьёзностью подходит к репрезентации целой эпохи. В центре сюжета 90-е — главный двигатель истории и развития персонажей. Напомним, что главные герои — подростки Санька (Егор Губарев), Илюха (Фёдор Рощин), Вовка (Егор Абрамов) и девчонка Женька (Валентина Ляпина). Ребята вместе пережили по ощущениям целый век. На подростковые годы героев выпало много травм, проблем и трагедий: родители то в тюрьме, то на пороге развода, картины будущего нет, мечты и амбиции затерялись в неопределённости десятилетия, а может растворились в полной свободе и её непредсказуемости. Улицы, крыши, дружба, ссоры, побеги из дома. Пубертат вызывает эмоциональные качели, первые любовные привязанности переживаются с драйвом и нервами, а ребяческое баловство частенько приводит героев к опасности — к стычкам с местными ОПГ или первой пробе «взрослых» лекарств от несчастий.
За два сезона герои заметно подросли, весь свой путь они рьяно отстаивали свои границы и право на самостоятельные решения, противостоя своим семьям и матерям, институтам власти и контроля.
К третьему сезону герои подходят уже совсем взрослыми. Санёк выпускается из школы, Вовка стал отцом, Женька выходит замуж, а у Илюхи — всё как обычно, одиноко, но не грустно. Несмотря на раннюю взрослость и зрелость, героям всё равно везёт наступить на те же грабли — влезть в очередные разборки с мафией. Вовка решил подзаработать на продаже наркотиков, взял товар у нового наркобарона, но потерял товар из-за Сани, который отныне считается моральным компасом их дружеской банды — он уже взрослый парень, который по-взрослому мечтает о стабильности и спокойствии, о большой любви.
Параллельно развивается история дяди Саши — Алика (Юра Борисов), ветерана войны в Афганистане. В прошлом он — главарь группировки, мертвец, возрождённый мститель, в настоящем — он старается обходиться без приключений. Алик пережил за последние годы ужасы и потери: всю жизнь его обманывал отец, его предал лучший друг, убили его возлюбленную, расстреляли «братанов» сослуживцев. Алик вынужденно пересмотрел свои приоритеты и использовал шанс выйти из тюрьмы на свободу со всей ответственностью. Он начал вести психологически здоровый образ жизни в отрыве от преступности, но бандитские группировки настолько размазались по поверхности эпохи, что не наступить на их хвосты просто невозможно.
Алик прикрывает Вовку перед новыми преступными авторитетами, требует гангстеров отстать от пацана и не дёргать с него деньги за потерянный товар. К чему приведёт такая добродетель покажут следующие серии, но в двух первых эпизодах сезона у сценаристов на Алика были другие планы: ещё раз продемонстрировать его доброе сердце и широкую душу. Он теперь в новом облике мудреца, если не шаолиньского монаха, готового встать на защиту невинных. Он тот, кто по приколу крестит скинхедов, чтобы те обрели Бога, а не лезли к детям с кулаками, тот, кто больше альтруист, чем преступник.
Образ героя донельзя романтизирован, но в него беспрекословно веришь, даже за многое благодаришь на расстоянии. За его здравый смысл, пацанскую доблесть, а главное, за актуальность проговариваемых им слов. Благодаришь и за то, что этот персонаж резонирует с плеядой культовых гангстерских героев как отечественных, так и западных, но оказывается совершенно самостоятельным и таким непохожим на остальных.
Особенности нового сезона
Новый сезон начался по-привычному бодро. Цельный художественный стиль, удачный темп, обаятельные актёры и высокая проработка сценария — всё на месте.
Сериал по прежнему вызывает бурю эмоций, смешит, умиляет, становится зеркалом современности, уютным пристанищем или бескомпромиссным боевиком, в общем, многофункциональным лекарством на все случаи жизни и под любое настроение.
В новом сезоне противники главных героев стали более отбитыми и кровожадными — если вы полюбили проект за гангстерскую линию, то, есть шанс, что в третьей главе всё будет куда более напряжённо. Хотя бы потому, что добрый бандит Алик отошёл от дел, но судьба насильственно подталкивает его приняться за старое. Или потому, что кровь льётся ручьём уже во втором эпизоде — шоураннеры не стали долго разгоняться, а сразу пустили в ход гангстерский экшн. А впереди, очевидно, только больше!
С первых сцен чувствуется драматическое развитие и рост сериала, хотя интонация осталась прежней, знакомой и такой же уютной. Появились новые харизматичные герои. Санька влюбился в свободолюбивую рокершу Ксюшу (Евгения Ткачук), у Вани постоянные конфликты с уставшей молодой женой по прозвищу Малая (Полина Гухман). А Алик решил помочь вдове погибшего в ходе резни на заводе — Мане в исполнении Варвары Шмыковой («Чики» ).
Новые и знакомые героини уже успели привнести в повествование дополнительной драматургии и конфликтов. Саньку придётся выбирать между Женькой, внезапно вернувшейся вместе с женихом, и Ксюшей, а значит, учиться принимать ответственные решения в любви и лучше понимать свои желания. Жена Вани явно попадёт в какую-то передрягу с модельным агентством, пока тот будет выкручиваться из собственных неудач. Алику нужно добиться прощения Мани, искупить свою вину. Не говоря уже о других важных сюжетных линиях.
Почему стоит смотреть?
Несмотря на погружение в столь романтизированную российскими кино и сериалами временную эпоху, «М! Д! Ж!» не кажется ностальгическим. 90-е здесь представляют скорее временной срез, сеттинг, который влияет на поведение, развитие героев, даёт основание их характерам и бэкграунду. И это очень свежий и необычный подход.
Во-первых, отстранённый взгляд, незаинтересованный в создании машины времени и возвращении в эпоху «хуба-бубы», «первой кока-колы» и «варёных джинс», даёт возможность издалека отрефлексировать важное время, быт и дух культуры той поры, облик людей и существующих социальных противоречий, страхов и радостей. Во-вторых, авторы оставляют «ностальгию» по эпохе в рамках экспозиции стиля и моды тех лет. Делают акцент на близости поколений через схожие опыты: опыт взросления, летних каникул, первой любви, в общем, целятся в самое сердце зрителя.
К слову о поколении. Поколенческая и семейная темы в сериале становятся центральными. Родители главных героев выросли в советское время и тут же потерялись в новой эпохе. Мать Сани, Надежда (Ксения Каталымова), в 90-е испробовала несколько карьерных путей, поработала на рынке, построила финансовую пирамиду и попала в тюрьму; отец героя Фёдор (Степан Девонин) — бывший преподаватель в ВУЗе, писатель-неудачник, с недавних пор отец-одиночка. Как и их дети, переживающие ссоры и конфликты с родителями, что Фёдор, что Надежда не понаслышке знают, помнят и переживают травмы, нанесённые им в детстве матерями и отцами. Чрезмерно присутствующими или отсутствующими.
Пусть на уровне истории эта близость поколений не снимает их разногласия, но на уровне цельного повествования кажется но на уровне цельного повествования кажется очень объединяющей и сплачивающей героев сценарной фишкой.
Через разные поколенческие перспективы (тех, кто родился в 20-е — 40-е годы XX столетия, во время Перестройки или 90-х) шоураннеры создают более объёмный и многоликий образ одной эпохи. Экран оперирует очень искренней и правдивой репрезентацией жизни — драматичной, трагичной, не лишённой юмора, полной летней беззаботности и тяжести холодных вечеров. А самое важное — полной нежного взгляда на таких разных людей. Сериал вообще получился очень гуманистическим. Герои заботятся друг о друге, собираются в небольшие комьюнити, борются за честность и справедливость — и в этом видится столько смелости, зрелости и ответственности, как создателей проекта, так и их персонажей.
«Мир! Дружба! Жвачка!» мог бы стать соратником или конкурентом сериала «Бесстыжие» (Shameless), ему сложно подобрать аналоги среди похожих российских проектов. Здесь много семейности, драмы, комедии и трагедии, вместе они соединяются в очень живое и напряжённое повествование, к которому хочется возвращаться, и в котором многое что можно найти о времени и месте, о современности и о самом себе.