Первые впечатления о сериале «Уроки химии»: Прогрессивная ретро-драма с Бри Ларсон
На Apple TV+ стартовал новый качественный восьмисерийный сериал «Уроки химии» (Lessons in Chemistry), снятый на основе одноимённого бестселлера Бонни Гармус по сценарию Ли Айзенберга. В центре сюжета — сентиментальная и грустная история успеха: учёная в области химии пытается пробиться в патриархальном академическом мире, но впоследствии становится телеведущей популярного кулинарного шоу. Саша Иванова рассказывает, чем интересен новый проект с Бри Ларсон, и стоит ли его смотреть?
На дворе 1960-е годы, Лос-Анджелес. Серьёзная исследовательница Элизабет Зотт (Бри Ларсон) заканчивает магистратуру Стэнфорда по химии и поступает в аспирантуру, но после харассмента в её сторону её просят покинуть стены университета. После травматичного события героиня замкнулась в себе и решила вложить все свои силы в продолжение карьеры. Она устраивается на работу в химическую лабораторию и борется за признание мужчин-химиков, которые не воспринимают её как равную, а относятся как к обслуге. В мужском научном сообществе ей пока не получается найти достойного места, несмотря на все её таланты и знания.
В свободное время Элизабет любит готовить и относится к готовке как к химии. Специи для неё — катализаторы, а каждое блюдо — научный эксперимент, требующий детальных расчётов формулы вкуса и правильных пропорций, методов приготовления и идеальной температуры духовки. Непредсказуемое течение жизни в итоге приведёт её на площадку кулинарного телешоу «Ужин в 6». С трибуны телеведущей Элизабет будет транслировать своим зрительницам важные научные концепции и личные размышления о жизни.
Почему стоит смотреть «Уроки химии»?
Основа «Уроков химии» — неординарный сюжет. Мы уже успели привыкнуть к фильмам и сериалам, что строятся вокруг опыта эмансипации женщин второй половины XX века и их самоопределении в разных профессиональных сферах (от «Удивительная миссис Мейзел» (The Marvelous Mrs. Maisel) до «Кокетки»). Но «Уроки химии» удивляет новым взглядом на уже сложившуюся традицию жанрового сторителлинга и способов отражения опыта женщины.
Поместив в экспозицию настоящее главной героини — её работу на телешоу — сериал погружается в её прошлое, чтобы раскрыть характер и поворотные события в жизни Элизабет и её амбиции. Вместе с героиней и её коллегой Кэлвином (Льюис Пулман) — эксцентричным претендентом на Нобелевскую премию — мы начинаем поиск удивительного события, когда на Земле зародилась жизнь. В своей лаборатории герои изучают возможные пути абиогенеза (синтез живой материи из неживой), надеясь совершить переворот в науке. Много специфических терминов и понятий могут сбить с толку и усложнить понимание, но зато они способствуют ощущению «реальности» происходящего на экране, помогают углубить характеры фанатичных и влюблённых в науку исследователей и исследовательниц.
Нетипичным для наррации может показаться и неожиданный переломный момент: Элизабет придётся столкнуться с серьёзной утратой на рубеже второй и третьей серии, что сильно повлияет на дальнейший ход повествования. Несомненным достоинством сериала является актёрский состав, в особенности Бри Ларсон. Актриса успешно вживается в роль Элизабет и прекрасно передаёт её эмоции как в крайне напряжённых сценах, например, в эпизоде харассмента, так и в повседневных интеракциях с окружающими людьми или её собакой по кличке Шесть Тридцать. Прекрасную пару ей составляет Льюис Пуллман, представший в образе Кэлвина Эванса — романтического интереса Элизабет. Не менее удачная партия и у актрисы Эйджи Наоми Кинг, играющей темнокожую женщину, которая борется с чиновниками за сохранение её района.
Минусы сериала
Тем не менее у проекта есть и пара недостатков. Иногда он слишком сильно наседает на избитые мелодраматические формулы, которые из-за клишированности не вызывают должных эмоций, а скорее раздражают.
Например, в третьем эпизоде появляется наррация с точки зрения собаки Элизабет и Кэлвина, что может показаться сильно слащавым и надуманным. Да, этот трюк неплохо работает на создание эффекта отстранения — монолог собаки позволяет зрителям дистанцироваться от Элизабет и увидеть все события с новой перспективы. Но для подобного эффекта можно было придумать что-то кроме антропоморфизации животного опыта, о котором мы (как люди) вообще-то мало что знаем.
Порой кажется, что сериалу не хватает смелости — он «не дожимает». Некоторые темы остаются недостаточно раскрытыми. Например, в очередной раз мы видим изображение расизма в Америке, но эта линия только сопровождает основной сюжет. Сценаристы могли уделить борьбе героини Наоми Кинг гораздо больше хронометража, пожертвовав необязательными монтажными элементами, ускоряющими и без того быстрый темп повествования.
Главный акцент сериала, а именно — изображение женского опыта, тоже строится на уже знакомых нам нарративных паттернах, что создаёт ощущение недостаточной радикальности и слабости феминистского призыва в сериале. Проблематичной кажется и жанровая сбивчивость. «Уроки химии» сложно назвать романтической драмой или комедией, но именно романтическая и очень сентиментальная линия занимает центральное место на протяжении всех трёх серий, постепенно отходя на второй план — впрочем, по тому же принципу развивалась и история в первоисточнике.
Вердикт
«Уроки химии» пока что оставляет достаточно приятное впечатление, несмотря на описанные проблемы, связанные прежде всего с коммерциализацией феминистского дискурса. Пока вышло три эпизода и, возможно, к середине сериал обретёт нужный ритм и приведёт нарратив к важным и фундаментальным выводам уже в финале.
Возможно, этот минисериал от Apple не станет опытом, разделяющим жизнь на «до» и «после», не произведёт революцию, но наверняка поможет узнать про абиогенез больше, чем вы когда-либо знали до этого.