Первые впечатления о сериале «Сны Алисы» — страшный сон в зимнюю ночь от продюсеров «Эпидемии»
На Premier вышел один из самых долгожданных российских сериалов этого года «Сны Алисы». Это обволакивающее тьмой, тайнами и ужасом шоу, которое однозначно стоит посмотреть всем, кому недостаточно реальных кошмаров зимнего сезона. Сериал создавался несколько лет под продюсерским присмотром Валерия Федоровича и Евгения Никишова («Кибердеревня», «Перевал Дятлова» , «Эпидемия»). Пилотные серии проекта перед премьерой успели прогуляться по кинофестивалям — в 2021 состоялся показ в Берлине, а в прошлом году на фестивале сериалов «Пилот» в Иваново. Тогда кинокритики включили работу сценаристки-шоураннерки Анастасии Волковой и режиссёров Андрея Джунковского и Ильи Овсенева в пятёрку лучших проектов смотра. Рассказываем, чем же так интересен сериал про смерти школьниц, страшные сны и взрослых, которые не те, кем кажутся.
Северный городок просыпается под звуки запуска ракет в космос. Этот объект на карте страны находится под строгим присмотром государственных глаз, забраться в него, да и выбраться тоже, почти невозможно. Время здесь вязнет в тесноте сугробов, пространство — в радиации, а люди — в хтони. Из-за отсутствия солнца здесь не видать даже узоров снежинок на стёклах. В северной тоске всё замерло и уснуло, а старшеклассница Алиса наоборот не может спать. У неё что ни ночь, то кошмар с вещими видениями. И так с самого детства. Но в последнее время ей снятся уж слишком страшные сны — её преследует образ смерти неизвестной девушки, которой отрезают лицо, а после вешают на ветвях высокого дерева.
Покоя нет и наяву. Не смыкая глаз по ночам, героиня засыпает в школьных коридорах и туалетах, нарываясь на нападки сверстников и ругань с учителями. Дома тоже холод: с матерью, работающей майором юстиций, у Алисы натянутые отношения, женщина всё время в делах, физически и морально отсутствует, даже будучи рядом. Единственная радость Алисы — подруга Вика, но и у той снежный ком проблем. Строгий отец, запускающий ракеты, парализованная мать, требующая постоянного внимания, взрослые мужчины, которые пользуются Викой за деньги. Героиням так всё осточертело, что уже несколько месяцев они готовят свой побег в Санкт-Петербург, Вика старательно откладывала деньги, девчонки купили билеты и почти собрали рюкзаки. Но в день отправки поезда всё идёт наперекосяк — родители узнают о планах девчонок, начинают следить за каждым их шагом, а Алиса тем временем случайно встречает ту самую незнакомку из снов и пытается её спасти. Однако от судьбы не убежишь, тем более в тяжёлых ботинках по метровому снегу.
Сценарий «Снов Алисы» сам похож на сон — он очень ассоциативный, неровный, сумбурный, с частыми сдвигами пространства и времени, пока неясными очертаниями характеров персонажей.
Первая серия морозит своей вьюжной драматургией, приходится пробираться сквозь густые события, загадки и тьму, совершенно ничего не понимая, но заворожённо цепляясь взглядом за каждую сцену, чтобы лучше разглядеть рассыпанные по кадру подсказки, интересные, очень близкие ракурсы.
По одной из сюжетных линий в городке находят давно пропавшего мальчика, но дитя вновь теряется в стенах загадочной больницы, а его приехавший из Москвы отец попадает под раздачу городского проклятия. В этих краях действительно происходит что-то неладное. Стены подвалов больницы покрыты рунами, по мрачным коридорам снуют обнажённые женщины, ведьмы-старухи околдовывают путников. Помимо паранормальных ужасов, в коих ещё предстоит разобраться, сериал пугает семейными кошмарами и подростковым одиночеством — пока одни родители от любви или жестокости ругают своих детей, другие их бьют, третьи ищут.
По первым ассоциациям «Сны Алисы» напоминает «Твин Пикс» (Twin Peaks), «Королевство» (Riget) Ларса фон Триера, сериалы «Тьма» (Dark) и «Чужак» (The Outsider), и скандинавские детективы. Судите сами, действие разворачивается в герметичном, маленьком городке рядом с секретным объектом, в повествование встроено много сверхъестественных элементов, сюжет состоит из происшествий с ритуальной подоплёкой. Есть подчас триеровская загадочная больница со слегка сумасшедшими медработницами, которые одним своим стеклянным взглядом и халатностью вызывают мурашки, есть линчевская героиня, погружённая в бессознательное и потерянная в лабиринтах собственных мыслей, в конце концов, сюжет строится вокруг убийства школьницы… Но вместе с тем это не совсем «Твин Пикс». Авторы шоу лишают место действия уюта, романтичного и забавного быта, не отвлекаются на мелочи и не работают с сюрреалистическими контрастами в драматургии и в визуале, а сосредотачиваются на создании мрачной и вязкой атмосферы, наполненной дыханием зла. Ни женщины с поленом, ни Дэвида Духовны, ни аляповатой секретарши, ни вишнёвых пирогов, а только желание поскорее пробудиться, выбраться из этой лавины темноты.
Даже очень тревожный «Чужак», снятый по роману Стивена Кинга, на фоне «Снов Алисы» покажется чем-то жизнеутверждающим. Там на фоне зловещих убийств хотя бы возникли фигуры двух ответственных взрослых детективов, готовых встать на защиту американских пригородов от потустороннего ужаса, в «Снах Алисы» совершенно не на кого положиться. Местные дети в отчаянии. Их жизни им не принадлежат, стены города им угрожают, а в собственных домах им не найти приюта. Главные героини сбегают от системы, гнёта и постоянного наблюдения взрослых на заброшки, где посреди разбитых оконных стёкол и бродячих осколков духов предков они успели отстроить свой вигвам из одеял.
Взрослые в этом сериале словно состоят в каком-то странном заговоре против детей, при этом взаимодействие поколений в кадре показано очень широкими и узнаваемыми мазками — проект поднимает социально важную темы домашнего насилия и игнора обществом проблем детей, в то же время показывает волнующие и коснувшиеся почти всех подростков трудности коммуникации со старшими, вечное и раздражающее недопонимание, пренебрежение. Родители затыкают детям рты, запирают замки, воюют с их желаниями, а подростки бунтуют, делая необдуманные поступки даже не из личных интересов, а из чувства личной ответственности за других, борьбы за справедливость.
«Сны Алисы» содержит в себе очень много референсов и пока сложно назвать проект до конца самостоятельным. Даже фольклорная тематика, ведьминские шабаши, туман паранормальщины здесь выглядят не совсем аутентично — сериал создавался на волне популярности «Топи» и «Территории», проектов, погружающихся в темноту русской глубинки, исследующих мифы и использующих сверхъестественное как метафору раскола сознания и страны — короче, как удобную и безопасную оптику для критического взгляда на политические, духовные и социальные проблемы. Но по первым сериям «Снов Алисы» пока не кажется, что у проекта есть большие критические амбиции. Скорее этот сериал является очень качественно проделанным упражнением в жанре фолк-хоррора. Это пока действительно один из лучших ужасов, что снимали в наших широтах — он тягучий, зловещий, психоделический, действующий на нервы и путающий восприятие. А главное — кинотекст сериала получился очень универсальным, не привязанным к месту, людям, к конкретной стране, к конкретным проблемам.
Пока непонятно, в каком направлении двинется сюжет, как разовьёт все намеченные линии, но в этой густой и неприятный северный нуар хочется погружаться, разглядывать его мистические закоулки и подглядывать его страшные сны.