Первое убийство Карателя. Как Фрэнк Касл прошел ужасы Вьетнама
Про Punisher MAX: The Platoon (далее The Platoon) важно сразу сказать три вещи. Первая — это комикс-долгострой. Впервые его объявили еще в 2015 году, но в силу разных обстоятельств Парлов и Эннис не могли начать над ним работу. Вторая — это комикс, изданный в рамках импринта Marvel MAX. Это комиксы с рейтингом 18+, написанные без цензуры с кровью, матом и различными откровенными сценами. Конкретно в The Platoon их немного, но они есть. Об этом чуть позже. Третья важная вещь — это комикс, из которого можно с легкостью выбросить Фрэнка Касла, и он не станет хуже. Это отличная история о войне во Вьетнаме.
Дело в том, что Гарт Эннис очень любит тему войны и исследует ее в различных своих комиксах.
У него даже есть цикл War Stories для издательств Vertigo и Avatar, в которых он глазами простых солдат рассказывает о Вьетнаме, Второй мировой войне, Афганистане и других войнах. И The Platoon — это совершенно типичная история из этого цикла, которую он привязал к Фрэнку Каслу и истории Карателя.
Это не первый комикс о жизни Карателя во Вьетнаме. В одном из материалов, посвященных Фрэнку Каслу, мы упоминали комикс-приквел Punisher: Born от Гарта Энниса и Дэрика Робертсона. Это история о том, что ярость и гнев появились в Касле задолго до того, как его семья погибла от рук мафии. Начало его становлению Карателем было заложено еще во Вьетнаме.
Но The Platoon — это совершенно другая история. Нам показывают молодого лейтенанта Фрэнка Касла, прибывшего на замену командующему четвертым взводом. В начале комикса у него нет боевого опыта, и он никогда в жизни никого не убивал.
И это совершенно другой взгляд на Фрэнка Касла. Не зная, как управлять взводом, он ищет личный подход к каждому. Он побуждает людей стараться, делать свою работу так хорошо, как это возможно. Фрэнк забоится о своем взводе — о всех двадцати восьми людях под его командованием. Он выбивает для них оружие, которое не замыкает в дождь, старается ускорить поставки припасов и почты для своих ребят.
За буднями солдат интересно следить. Это харизматичные живые герои, каждый из которых оказался во Вьетнаме по своим причинам.
Эннис описывает армейский быт в мелких деталях, уделяя внимания разным трудностям, возникавшим перед солдатами. Касл становится для них образцом для подражания, тем человеком, за которым они готовы последовать даже в Ад. Благо Вьетнам готов это обеспечить.
События комикса происходят в период Осады Кшешани, а точнее в 1969 году. Взвод Касла оказывается отрезан от остальных после атаки со стороны вьетнамцев, и их начинают осаждать. Именно 21 января 1969 года Фрэнк Касл убивает впервые.
Если вы думаете, что первое убийство Фрэнка будет особенным, то вы ошибаетесь.
Это спланированная атака вьетнамцев, которая едва не застала американцев врасплох. Касл смог сориентироваться и построить оборону. Ему пришлось взять себя в руки и показать уверенность, чтобы другие солдаты смогли успокоиться. То есть Фрэнк впервые убил человека ночью, не зная, кто он, не смотря ему в глаза. Он никогда не узнает тех случайных вьетнамцев, которых убил, пытаясь показать своему взводу, что значит быть сильным.
Это очень мощный ход, потому что от заявления авторов «первое убийство Карателя» ждешь чего-то особенного, но его нет. Первые смерти от его рук вышли случайными. У него не было выбора. Либо они, либо его взвод. И он даже не имел права на выбор. Это потрясающий момент, наглядно демонстрирующий всю жестокость войны.
История подается в двух временных линиях. Первая — это настоящее, в котором писатель Майкл Гудвин встречается с ветеранами Вьетнама из взвода Фрэнка Касла.
Он пишет книгу о жизни Фрэнка до Карателя и хочет понять, каким человеком он был задолго до возвращения из Вьетнама.
Гудвин (в комиксе его ни разу не показывают) встречался даже с генералом Летронгом Джиапом (вы можете помнить его по Fury MAX), который после войны спокойно живет на пенсии. Он даже бывал в США, и ему по-своему нравятся американцы. Он уважает их за стремление постоять за свою страну. Из этих же побуждений много лет назад он и сам воевал.
А вторая сюжетная линия — это вьетнамские флешбеки, в которых сослуживцы Касла рассказывают Гудвину о том, как проходили их совместные будни на Кшешани. Параллельно с тем, что рассказывают Майклу сослуживцы Фрэнка, Гудвин излагает им историю Ли Куанг. Вьетнамки, чью семью убили американцы.
Деревню, где находился отряд Куанг, разбомбили по наводке взвода Касла, и для нее убить Фрэнка стало личной вендеттой.
Через ее образ Эннис прописывает свои мысли о том, чем была война во Вьетнаме. Он говорит о том, что жители страны до сих пор страдают от ее последствий, а всему виной попытка Америки взять их под контроль.
Гарт подчеркивает, что далеко не все хотели войны. И многие оказались на фронте (с обеих сторон), потому что у них не было выбора.
Отдельно отмечу потрясающий рисунок художника Горана Парлова, максимально реалистично передавшего все страхи солдат и реалии военных действий. Это не первый комикс о Карателе, который он иллюстрирует, но однозначно один из самых атмосферных.
Его рисунок одинаково хорош и в сценах боя, и в эпизодах, где солдаты пробираются через болота, и в настоящем, когда он тщательно прорисовывает каждую морщину на лицах бывших сослуживцев Касла.
Художник с большим вниманием подходит к каждому элементу комикса, потому что понимает, что на его плечах обязанность передать, каково было тогда во Вьетнаме.
The Platoon — это история, которая может стать для вас отличным шансом окунуться в совершенно другую эпоху, далекую от вашей жизни, непонятную для русского читателя. Это шанс увидеть своими глазами все ужасы войны во Вьетнаме, а еще это частичка прошлого Фрэнка Касла. Эту историю нужно читать залпом, не прерываясь — только так вы прочувствуете все вложенное в этот комикс.