Пазл Реальности (reissue)
Добрый день. Перед вами перевыпуск моего старого поста, написанного около года назад и спровоцировал довольно интересную дискуссию. э Теперь, когда редизайн канобу напрочь убил все форматирование былых постов, я, не удержавшись, получил благословение Champ и сделал переиздание. Надеюсь, этот шаг не станет причиной гнева, а только лишь продолжит начатую около года назад беседу. Правки внесены. Настоящее переиздание.
Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— Платон
Нам всегда чего-то недостает. Кажется, что стоит сделать еще один шаг и вот оно, счастье, спокойствие и гармония. Для каждого эти понятия могут значить все что угодно, но вряд ли есть хоть один человек, который отказался бы от счастья, или, соответственно, не стремился к нему. И всегда этот последний (в хорошем смысле этого слова) шаг оказывается недостижимым, либо, что еще более печально, выясняется, что он не был последним. С окружающим Вас миром происходит то же самое.
Чувство, что в нем не достает какой-то детали, небольшой, затерявшейся, но чрезвычайно важной? Примерно то же самое, когда вы на протяжении нескольких дней собираете пазл из тысяч кусочков, и вот, в общей картине остается одно, единственное незаполненное пространство, и выясняется, что этого последнего элемента нет нигде поблизости.
Вас никогда не терзало чувство, что с этим миром что-то не так?
Может быть, он потерялся, закатился под шкаф? И вы начинаете судорожно искать этот недостающий элемент. А может быть, его и не было в коробке с самого начала? Некий случайный производственный брак, ведь это вполне возможно? Но без этого последнего элемента пазл не завершен, бессмысленен. Да, общая картина очевидна. Ей можно любоваться, ее можно повесить на стену в рамке и жать дальше. Но каждый раз ваш взгляд будет останавливаться на том самом пустом пространстве, том самом пропавшем элементе. Вам никогда не казалось, что окружающий вас мир и есть тот самый пазл без одной детали?
Начну с более простого и очевидного, но отнюдь не менее интересного – фильма «Матрица».
__
Люди-батарейки, Избранный, компьютерные программы и драки… давайте попробуем нырнуть поглубже. Пустыня реального (The Desert of The Real) в которую главного героя ведут за руку Троица (Тринити) и Морфей (Морфеус) кажется нам той самой «деталью». Нео пробуждается (запомните это слово), чтобы присоединиться к древнегреческому богу сна и девушке с двусмысленным именем, которое удобнее всего рассматривать не как Христианское триединство, а как буддийскую троицу (дух, разум и тело). Эти двое будят Нео, который, в свою очередь обещает пробудить и нас с вами. Однако, пробудился ли кто-либо из них вообще? Или же, герои Матрицы всего навсего подменили одну догму другой, ничуть не более реальной? Хорошее произведение всегда больше задает вопросы, чем дает ответы.
Компьютерная симуляция реальности 2.0. Почему? Как вы помните, по сюжету фильма, первая Матрица была создана раем, где каждый был счастлив. Программа провалилась, так как человеческий разум отказался принимать такую реальность. Получается, что мы не верим так называемой «реальности» если она не сопротивляется нам, не прячет от нас тот самый недостающий элемент. Пустыня реальности. Разрушенные города, небо затянутое химическими тучами и город машин, полный света и отчаяния безысходности. Кажется, вот он ответ – уничтожение машин, освобождение от угнетения матрицы – и отмщение, спасение, счастье… А дальше все тот же самый вопрос, все тот же самый пазл. Причем не только в фильме (тут речь идет уже о трилогии), но и о нашем с вами мире. А зачем бороться, с бессмертной системой? Зачем вырываться в эту неприглядную полуразрушенную и смертельную пустыню реального? Не лучше ли жить прекрасными иллюзиями, отказаться от ритуального «пробуждения» в пользу сладостно сгенерированных электронных импульсов, бегущих в мозг по указке неважно кого? И это выход. Но та самая «деталь» не появится в ваших руках, не важно, unplugged or not.
Наша реальность – это электрические заряды, идущие в ваш мозг от рецепторов через синапсы. Печальный факт, с которым приходится смириться. А какова "реальная реальность"? сложно сказать, ведь люди видят/слышат/чувствуют лишь в ограниченном спектре. В ограниченном спектре они и мыслят. Вся наша реальность это и есть ограниченный спектр нашего разума.
Мы с вами результаты того самого мыслительного эксперимента по имени «мозг в колбе» а то и «Странные ящики профессора Коркорана» из рассказа Станислава Лема. В последнем случае мы вообще запрограммированы, как и наша реальность со всеми ее закономерностями и случайностями. Мы этого не знаем, но постоянно ощущаем «чувство потерянной детали».
Если задуматься, откуда появилось это самое странное ощущение? Это чувство «недостающей детали» , чувство, что где-то там есть более реальная реальность. С одной стороны, можно сказать, что виновником всего этого является наше воображение. Не так-то сложно представить себе идеальный мир, сказку, былину, научно-фантастическую вселенную… Отсюда и книги, фильмы, игры. Воображение может создавать новые миры, зачастую скрывающие за собой многие недостатки и шероховатости мира известного.
Фильм «Большая рыба», к примеру, рассказывает как раз об этом. Человек, живущий нет, не в плену, а скорее в объятиях своего воображения, всю жизнь «слегка приукрашивал» реальность, создавая при этом необыкновенные образы, которые превращали его вымысел в новую, более интересную и красочную реальность.
С другой стороны – а это, на мой взгляд, важнее – каждому из нас знакомо запределье сна. Мир, созданный той частью тебя, которая неподвластна усилию воли. Во сне никто никогда не сомневается в реальности происходящего - вспомните. Сознание дремлет, подсознание правит бал.Но стоит только проснуться – и сказка разрушается. Нереальность созданная из кусочков реальности. Наш собственный пазл реальности.
Ненаучное толкование сновидений родилось практически одновременно с появлением верований и магии, которые, переваренные обществом и историей, стали зваться суевериями и печататься в сонниках. Более научное (хотя это спорный вопрос) толкование подарил нам старик Фрейд. Современная наука пытается изучить и понять Сон с не меньшей заинтересованностью. Якобы уже существуют устройства, позволяющие контролировать Сон. Безграничные возможности… и сюжет фильма “Начало”.
Идея фильма витала в воздухе. Воплощение оказалось относительно удачным. Описанная в фильме власть над сном порождает странные мысли. Если бы мы могли быть создателями своих сновидений… то что? Наверное, большая часть населения проспала бы всю жизнь, так и не проснувшись. Вспомните Нео. Может быть нам тоже следует проснуться? А что если твой сон контролирует кто-то другой? Это кошмар, а не просто сон.
Управление сном, такое как в фильме "Начало" – своеобразным образом отвечает на вопрос, где находится потерянная деталь. Оно просит нас оставить этот пазл в покое, даже с пропущенной деталью, но начать новый. Возможно, он будет проще, с меньшим количеством деталей. Но другой, и тот, где мы “у руля”. Не каждый отказался бы. Суть вопроса в другом – именно благодаря нашему опыту пребывания во «второй реальности» сна и воображения мы ощущаем разницу между “той стороной” и “этой”.
Еще буквально полторы сотни лет назад именно эти два средства - сон и воображение - были фактически единственными способами путешествия из одной реальности в другую. И если первый чаще всего оставался частным и личным переживанием, то результатами второго люди делились друг с другом с начала времен. Искусство издавна служило своего рода приглашением для других людей разделить придуманную автором реальность. К примеру, посредством живописи художник чаще всего отражает реальность, окружающую его (воспринятую и преображенную им в холст) или изображает реальность новую, созданную им самим. Однако и в том и другом случае все упирается в восприятие автора – «он так видит». "Новая, авторская реальность" чаще всего воспринимается нами так же как и любой сон - его можно проанализировать или забыть. А вот за авторским видением всеобщей реальности скрывается та самая загадка “недостающей детали”.
Другой древнейший вид искусства гораздо более насыщенно визуализирует эту загадку. Театр одновременно является частью этой реальности и ее отражением. Ложь, в которую мы позволяем себе верить на время спектакля. В этом отношении кинематограф лишь более техничное использование того же самого обмана, временно принятого за реальность. Если до недавнего времени кинематограф был наиболее популярным способом отражения реальности, где каждый отдельно взятый фильм по-своему игнорировал, либо решал загадку «потерянной детали», то сегодня мы с вами находимся на зареновой эры отражений.
Видеоигры не только рассказывают историю, как это делает кинематограф. Видеоигры не только ставят вас у штурвала сюжета, разрывая в пух и прах единственный недостаток любого фильма – тот факт, что Ты отстранен от участия, Ты лишь зритель. Видеоигры сегодня, как никакой другой вид искусства, стремятся к тому, чтобы не просто казаться, но и быть новой, другой реальностью. На сегодняшнем этапе развития технологий мы можем лишь увидеть в играх необычайно реалистичную (во всех смыслах) графику (Far Cry 3 ), разглядеть среди пикселей лица живых людей (L.A. Noire , увидеть физику разрушений «как в жизни» (Battlefield 3) или продвинутый искусственный интеллект окружения (Grand Theft Auto 4 )… В скором времени, я уверен, мы увидим не только игры, которые совмещают в себе все эти качества. Мы будем подключаться к Игре так, как Нео подключался к Матрице. Игра станет реальной.
И если до сего дня, мы ( как нам кажется) четко отделяли иллюзию от реальности благодаря границе экрана, то что случится с нашим восприятием реального, когда эта последняя граница исчезнет?
Будущее видеоигр состоит в создании точной, но улучшенной копии реальности, в которой нет места «недостающим деталям» ибо каждому предоставляется на выбор сотня вариантов ее заменителей. А если перед нами предстанет возможность выбора – жить по эту сторону, или чувствовать бессмертие и всемогущество по ту сторону, что мы назовем реальностью?
Реальность – это информация, которую проанализировал наш мозг. А что, если с мозгом (сознанием, если хотите) что-то не так? Перестает ли воспринимаемое им быть менее реальным? Или же он существует в своей собственной, извращенной реальности для него одного? Таких людей, чье видение реальности не совпадает с таковым у большинства людей, называют безумными или сумасшедшими. Получается, что реальность можно определить только вдвоем? Нет, существует и феномен коллективного психоза. А если все вокруг тебя сошли с ума, а ты один нормален… Нет, такое не возможно, потому что норма не может быть равна единице.
Шизофрения и другие формы безумия знакомы многим киноманам, игроманам и книгоманам. Безумие как фундамент для строения новой реальности, замещающей тот самый паззл с единственной отсутствующей деталью. Отличие безумия от развитого воображения скорее всего в том, что такой человек теряет грань, отделяющую одно от другого, теряет путь обратно, хотя, с другой стороны навсегда решает для себя загадку «недостающей детали». С точки зрения нормального (не «не-безумного», а принадлежащего к установленному большинству) человека подобные расстройства, особенно визуализированные, кинематографом или играми представляют собой ужасающие картины. Джек, герой “Сияния” Стивена Кинга (и, если позволите Стенли Кубрика) считает себя не менее нормальным, чем любой другой человек.
Его семья воспринимается зрителями как нормальная, хотя – нормально ли это для пятилетнего мальчика видеть реки крови и слышать голоса? Воображение, переходящее в безумие и выливающееся в мистический образ отеля, жаждущего свежей крови новых постояльцев. Ужасная реальность безумия, которая заставляет забыть о «недостающей детали» заполнив ее твоими самыми страшными кошмарами. Пугающий миллионы Пирамидоголовый из Silent Hill 2 – игры, наполненной жуткими образами, которые, если задуматься, как раз и становятся для главных героев новой реальностью, созданной из кусочков страхов и смертей.
Как определить, безумен ли ты? Фактически, это невозможно не только при условии твоего внутреннего самокопания и анализа внутреннего состояния и внешних явлений (а скорее их восприятия тобой), но и при наличии всех достижений современной психиатрической медицины, которая не может отличить симулянта от реального сумасшедшего. (См. Эксперимент Розенхана ). Получается, что реальность – это нечто воспринимаемое большинством людей как реальность. Очевидно, что никакого отношения к истине такое представление иметь не может.
Получается, что даже собрав свой «пазл реальности» ты не поймешь решительным счетом ничего, до тех пор, пока все остальные не соберут свой собственный паззл, а затем, не подсчитают, каких вариантов больше. А твой собственный собранный «паззл реальности» не только никого не интересует, но и в принципе безумен, по сути.
Еще одно понятие, чрезвычайно важное как в частности для этого поста, так и для многих других произведений – солипсизм. Вера в то, что именно Я (здесь имеется в виду каждый конкретный индивид по отношению к самому себе) создал все сущее. Если принять на веру тот факт, что реальность лишь электрический код в МОЕМ мозгу, который определенным образом его расшифровывает, то почему бы не задуматься о том, что именно Я придумал эту реальность и все, что ее наполняет? Я придумываю все то, что я вижу, биографии людей, которых я знаю, реплики, которыми они мне отвечают… Весь мир создан лично для МЕНЯ лично МНОЙ. Ведь если я исчезну и умру – (для меня) исчезнет весь мир.
Суперсила Избранного в фильме «Матрица» заключалась в том, что поняв нереальность окружающего его мира, он мог подстраивать его под себя, изменять по своей воле все его законы. А фактически получалось, что Матрицу придумал единый интеллект Машин. Другой интересный прием такого взгляда на реальность фильм «Шоу Трумана». Целый город, созданный для его самого главного жителя, чья жизнь транслируется в качестве реалити-шоу 24\7. Фильм этот рассказывает скорее не о циничности телекомпаний и каждого отдельного зрителя (читай человека), а именно о солипсизме. Все люди, окружающие Трумана были нанятыми актерами, все события его жизни были написаны сценаристами, а затем срежессированы.
Показателен, однако, не сам сюжет фильма и его основная идея, а одна из финальных сцен этой картины. Режиссер Шоу, узнав, что Труман понял фальшивость своего города и захотел сбежать, говорит главному герою о том, что тот, фактически, сбегает из Рая в Неизвестность. Тут, под куполом ВСЕ было создано для Трумана, для того чтобы он был счастлив. А неблагодарное создание сбегает неизвестно куда, бросая своего Отца и Рай (фальшивый, но метафоричный), заставляя нас думать о том, что чувство «потерянной детали» жизненно необходимо – ведь именно оно позволяет нам отделить фальшивку от истины. И пусть и то и другое относительно.
Сама идея солипсизма, однако, решает загадку «потерянной детали» следующим образом – она говорит ТЕБЕ: ТЫ и есть та самая потерянная деталь.
Сегодня все создано для того чтобы нас отвлекать. Нашим вниманием цинично управляют (и дело здесь совсем не в теории заговора). Телевидение, интернет, реклама - вот новая реальность современного общества, реальность кристально чистая, призрачная и желанная, будто оазис посреди пустыни. Информация уже давно перестала быть пищей для ума. Сейчас это скорее фастфуд цель которого – утоление голода ударными дозами продуктов неизвестного качества, которые определенно разрушают здоровье даже в малых дозах. Однако никуда не скрыться от того факта, что в современном мире, особенно в крупных городах, человека насильно заставляют поглощать тонны гигабайт информации, лишь для того, чтобы он жаждал еще больше. В этом смысле мы уже давно перестали видеть настоящую реальность, описанную средствами массовой информации. События создаются для нас, реальность создается для нас. Made by Mass Media. И, нет, интернет не исключение.
Страшно, однако, становится тому, кто начинает об этом задумываться. Каждодневное освещение сотен тысяч смертей в различных обстоятельствах разной степени жестокости, придуманное для того, чтобы встав с кресла, мы перестали ужасаться тому, что происходит в нашем собственном (частном) мирке. Такие «многоминутки ненависти», «съедающие» излишки заложенной в нас жестокости, которые, однако, могут иметь и обратный эффект. Фильмы, в которых Земля многократно погибает сотней разнообразных смертей уже давно похоронили ее в нашем сознании. Нашу с вами смерть уже увидели в кинотеатрах сотни людей, хрустящих попкорном. Теперь мы лишь зомби, во всех смыслах этого слова. Атака 11 сентября для нас лишь очередной отлично режиссированный фильм с неплохими спецэффектами. Теракты, в которых погибают сотни невинных жертв уже не вызывают шока. В лучшем случае это сочувствие. А чаще всего – безразличие.
Не могу не вспомнить одновременно комедийный и пугающий фильм «Плутовство» (В оригинале «Wag the dog» от выражения «хвост виляет собакой»). Сюжет картины прост и прекрасен. Президент теряет популярность накануне выборов. Стране необходима «маленькая и победоносная война», чтобы повысить популярность лидера. Но на беду в мире все спокойно. Советник президента просит помощи у знакомого кинопродюсера и они втроем «начинают войну» - снимают ролики, интервью с беженцами и солдатами, имитируются военные действия – война проходит лишь на экранах телевизоров, в газетах, в интернете…. Лишь в сознании людей. В реальности же войны нет, и никогда не было. Знакомо, не правда ли?
Странная вещь – реальность. Сложно определить не только ее границы, но и сам факт ее существования. Однако, благодаря светочу СМИ мы уже давно знаем как нужно относиться к «потерянной детали» - мир слишком ужасен, чтобы тратить время на подобные глупости.
В этом посте уже не раз громко заявлялось, что реальность лишь продукт вашего сознания. Однако несомненно можно настоять на том, что все как раз наоборот – то что вы видите вокруг ( то есть то что вы думаете вы видите) есть результат Опыта. Ваша память как губка впитывает «условную реальность», привыкая без вашего ведома к ее законам и правилам, а так же записывая все ваши ощущение на жесткий диск нейронов. Очевидно (и доказано), что если большинство людей (а как говорилось выше мнение большинства, как правило, есть мнение правильное) решит что трава в вашем дворе синего цвета вам придется с этим смириться, даже если Вы ясно видите (и помните) что она зеленая. И речь тут идет не только о влиянии общественного мнения на Вас, а скорее о том, что весь ваш опыт, в сущности, основан именно на социализации. Известно, что человек перестает быть Человеком, если его с детства не окружают Люди. Именно здесь и возникает проблема искусственной памяти в частности и искусственного интеллекта в общности.
Декард – персонаж фильма «Бегущий по лезвию» занимается отловом андроидов (человекоподобных роботов) которые нарушают закон. Однако в процессе выясняется, что между Создателями и Созданиями нет никакой существенной разницы. Особенно с точки зрения самих индивидов. Андроид может знать, что он не человек, а может и не знать. То же самое и с любым человеком. То же самое и с Декардом, который еще и полюбил андроида. Не будем углубляться в вопросы границ человеческого (это тема для отдельного поста), но углубимся в вопросы относительности памяти и реальности. Если в Декарда вживили искусственные воспоминания, перестают ли они быть реальными? Для нас – да. Для него – нет.
Этот фильм заставляет (помимо прочего) задуматься о том, что наша память, наш опыт совершенно не обязательно являются Нашими, и уж тем более Настоящими или Реальными. «Потерянная деталь» будто муха в супе – напрочь портит блюдо, настроение и весь вечер.
Что же, черт возьми, такое реальность? То, что Вы ею считаете. Не больше и не меньше. Однако то, что реально для Вас, совершенно не обязательно реально для вашего соседа. Какова точка отсчета? Выбирайте ее сами. Чему верить? Вам решать. Как найти потерянную деталь? Ее нужно искать. Для этого иногда достаточно лишь повернуть голову и выйти из своей Пещеры.