Path of Exile: впечатления от онлайн-конкурента Diablo III
Приятной неожиданностью оказывается и графика: вживую PoE выглядят гораздо лучше, чем на скриншотах или даже на видео. Но никаких новомодных технологий – бочки и урны не взрываются брызгами осколков, окровавленные ошметки врагов не прилипают к ближайшим стенам, набегающие на берег волны не разбрасывают брызги. Убери из игры динамические тени да перерисуй ее в 2D (хотя вид и так стандартный для жанра – изометрический), и не увидишь отличий от Diablo 2 – та же мрачная стилистика, тот же круг света вокруг персонажей, та же полупрозрачная карта на весь экран, тот же инвентарь, в который с трудом умещается пара дюжин предметов.
Да и сам процесс шинковки врагов лишен динамики Diablo III и больше напоминает геймплей ее предшественницы. Боевка здесь размеренная и даже немного медитативная: раз стрела в колено, два стрела в глаз – следующий, пожалуйста. Несомненно, затягивает, но уж слишком монотонно и медленно. Причина проста: игра не балует мощными ударами и заклинаниями, бьющими по площади, поэтому практически каждого врага приходится разделывать вручную. То же относится и к трофеям: из-за небольшого размера инвентаря не получится собирать все предметы, при этом простое деление на простые и магические не подходит, ведь с помощью специального артефакта можно превратить обычную белую вещицу в волшебную или даже редкую. Приходится осматривать чуть ли не каждый трофей: а вдруг из него можно сделать что-то полезное? Для полного счастья не хватает только хорадрического куба, но тут и без того слишком многое позаимствовано из Diablo II.
Авторы даже не пытаются это скрывать: вот красные свитки для идентификации экипировки, вот синие для телепортации, вот баночки на поясе для восстановления здоровья и маны. Тут-то и видишь первые отличия: у каждого фиала есть заряды, которые расходуются на пополнение здоровья/маны и восстанавливаются при убийстве врагов. Кроме того, во время действия волшебные фляги повышают характеристики персонажа: скорость бега, защиту, да мало ли что еще.
Разработчики Grinding Gear Games переосмыслили и торговлю – здесь нет денег, в мире Path of Exile работает бартерная экономика. У NPC трофеи можно обменять на свитки и всяческие магические сферы, которые изменяют или улучшают свойства предметов, наделяют их новыми атрибутами и даже позволяют повысить уровень качества экипировки. Аукциона, естественно, нет и не планируется, поэтому придется меняться напрямую с другими игроками или добывать вещи самостоятельно, то есть заниматься тем, чего приверженцам более зеленой травы и голубого неба так не хватает в Diablo III.
Другой сюрприз – камни, вставляемые в одежду и оружие. В отличие от серии Diablo, здесь они не повышают характеристики, а дают активные способности – по умолчанию персонажу доступен только базовый удар. Умения и ячейки на предметах бывают трех цветов: зеленого, синего и красного, связанных, соответственно, с ловкостью, интеллектом и силой. Использование умений ограничено только требованиями к характеристикам, однако каждому бойцу лучше подходят навыки его цвета. Зеленые – рейнджеру, красные – мародеру, синие – ведьме. Еще три класса гибридные и устроены по аналогичному принципу, только каждый из них предпочитает умения двух цветов. Например, храмовник, который здесь стар и бородат, полагается на силу и магию, то есть красные и синие камни.
Самой интересной находкой Grinding Gear Games является развесистое дерево талантов с кучей пассивных способностей: они или повышают характеристики персонажа, или дают статичные бонусы к урону и защите, или наделяют героя уникальными свойствами вроде «всегда попадать по противнику, но никогда не наносить критических повреждений». Дерево общее для всех героев, но они стартуют в разных его точках. Теоретически даже рейнджера можно научить сражаться двуручником, но на это ему потребуется больше очков, чем воину. Поэтому иллюзия выбора мнимая: хотите жечь напалмом – берите мага, а простреливать коленные чашечки лучше всего выйдет у лучницы.
Впрочем, слишком мудрить с вариантами прокачки разработчикам нет нужды: достаточно того, что у них получается серьезный онлайновый клон Diablo II. Учитывая, что Blizzard пошла иным путем, это отличный повод дождаться релиза и посмотреть, как игра конца 20-го века будет чувствовать себя в 21-ом. Кстати, современные тренды не обошли PoE полностью – она будет условно-бесплатной. Разработчики обещают, что за деньги игрокам предложат дополнительные ячейки в хранилище и всякие декоративные вещи, но не крутую экипировку. Шанс проверить появится уже скоро – до конца года Grinding Gear Games планируют начать открытое тестирование, а там и до релиза недалеко.
Текст: Денис Кублицкий
Path of Exile находится в стадии закрытого бета-тестирования. Релиз игры намечен на начало 2013 года.