«Париж. Город Zомби» — французские «Ходячие мертвецы» или серьезная зомби-драма?
«Ночь пожирает мир» — дебютный фильм французского режиссера Доминика Роше. Он же превратил одноименный роман Пита Агармена в сценарий фильма.
«Ночь пожирает мир» — это бенефис одного актера. 90% времени нам показывают главного героя, сыгранного норвежцем Андерсом Даниэльсеном Лие.
Сюжет предельно прост. Главный герой по имени Сэм приходит на вечеринку к своей бывшей девушке, чтобы забрать вещи. Там она просит подождать ее в кабинете. В комнате Сэм засыпает, а наутро обнаруживает, что в доме почти никого нет, а на улице сотни голодных мертвецов. Теперь ему предстоит долгое выживание в этом доме, окруженном зомби.
Сразу стоит оговориться, что это нетипичный фильм про зомби. Здесь практически нет сражений с мертвецами или погонь. Более того — большую часть фильма главный герой вообще ничего не говорит. Ему просто не с кем. Зато Андерс отлично передает все эмоции своего героя, оказавшегося в непростой ситуации и совершенно не готового к ней.
Мы привыкли, что в фильмах про зомби все сводится к бессмысленной резне, где главные герои превращаются в звезд экшен-фильмов и с легкостью рубят мертвецов на куски. Так вот, «Ночь пожирает мир» — совершенно другое кино. Это камерная драма о том, как трудно неподготовленному человеку выживать в зомби-апокалипсисе.
Сэму повезло, что он оказался в доме, где практически нет мертвецов и много квартир с различным полезным барахлом. Но все эти вещи нужно найти, расфасовать, освоить (например, Сэм совершенно не умеет стрелять) и так далее.
Все это главный герой познает методом проб и ошибок. Но в реалиях зомби-апокалипсиса любой прокол может стоить ему жизни.
В те редкие моменты, когда Сэму удается вспомнить свою прошлую жизнь (например, поиграв на барабанах) он тут же получает напоминание о жестокой реальности (мертвецы слышат издаваемый им шум). Музыкант вынужден страдать от невозможности поиграть на инструментах, потому что это призывает мертвых к его убежищу. И Сэму приходится искать альтернативные способы сыграть музыку. Потому что без нее он начнет постепенно сходить с ума от одиночества.
Представьте на секунду, что вы оказались в той же ситуации, что и Сэм. Как вы будете добывать питьевую воду? Как согреетесь зимой, когда холода придут в Париж? Чем забаррикадируете двери в здание? Сможете прицельно стрелять в быстро движущиеся цели (здесь зомби довольно резвые, но они все еще ходят, а не бегают)? Сэм не был к этому готов, но у него нет выбора — он должен учиться жить в новом мире по новым правилам.
Фильм кажется максимально простым и реалистичным, но здесь нашлось место для крайне непредсказуемого твиста. Происходит он почти в финале истории и становится катализатором для событий финала. Я не буду раскрывать этот сюжетный поворот, скажу лишь, что это очень крутой момент, который заставляет Сэма окончательно принять новые правила игры.
Тем не менее, у фильма есть ряд недостатков. Несмотря на то, что все бытовые сцены Доминик Роше подает достаточно оригинально, «Ночь пожирает мир» местами сильно провисает. Это чувствуется в эпизодах, где нам показывают эмоции Сэма крупным планом, показывая, что он в отчаянии. Таких сцен очень много, и из-за их повтора складывается ощущение, что режиссер злоупотребляет приемом акцента камеры на лице главного героя. Эмоции и чувства в других сценах он отлично передает поведением и поступками персонажа. И лучше бы таких психологических сцен было больше, чем крупных планов.
Еще один весомый минус — это грим. Мертвецов в фильме довольно много, но местами грим откровенно халтурный. Понятно, что при небольшом бюджете не стоит ждать уровня «Ходячих мертвецов», но все же хотелось бы чего-то более качественного. Некоторые зомби и вовсе выглядели как обычные люди после празднования победы их сборной на ЧМ-2018.
Подводя итог, важно сказать, что «Ночь пожирает мир» не станет для вас откровением в жанре зомби-апокалипсиса.
Но это интересный и необычный взгляд на этот жанр, который может увлечь вас и предложить вам поставить себя на место Сэма. Как поступили бы вы? Повторили бы его ошибки? Или нашли бы более легкий путь? Это вопросы, которые движут жанром со времен другой «Ночи» — Night of the Living Dead, — и Роше с ними справился вполне на уровне Ромеро.